"Подковерная борьба в высших эшелонах власти" мешает появлению в Литве улиц или площадей, которые бы носили имя погибшего польского президента Леха Качиньского. Именно так сегодня, 12 апреля, ответил на вопрос корреспондента ИА REGNUM о причинах странного затягивания решения, казалось бы, элементарного вопроса, член литовского парламента от партии Избирательная акция поляков Литвы Михал Мацкевич.

"Сразу после трагедии под Смоленском много говорили о заслуженных почестях покойному, которого считали едва ли не единственным искренним другом Литвы", - сказал депутат.

Минул год, и "сегодня даже разговоров не услышишь". Именно поэтому в Литве нет ни одной улицы или площади, названной в честь Леха Качиньского.

Мацкевич подчеркнул, что водораздел в вопросе проходит через азбуку. Литовцы предлагают писать фамилию Качиньского в соответствие с правилами литовской грамматики. Поляки категорически против такого варианта и согласны только на надписи на польском. "Рассматривался даже компромиссный вариант, - продолжил парламентарий - Предлагали все-таки увековечить память, написав тексты по-литовски, по-польски и по-английски. Но этому воспротивились архитекторы, полагая, что громоздкие таблички не только изуродуют фасады зданий, но и станут дискредитировать саму идею".

Кстати, покойный польский президент во время последнего визита в Вильнюс, оказавшегося для Качиньского вообще последним официальным визитом, по словам Мацкевича, "был глубоко уязвлен, когда его польскую фамилию исказили до неузнаваемости, трансформировав в литовский вариант".

Сегодня на территории Литвы о Лехе Качиньском напоминает лишь молодой дуб и каменная стела, появившиеся по инициативе местных поляков в деревне Залавы Швянченского района, на родине Юзефа Пилсудского. Здесь усилиями польских патриотов при поддержке общественных организаций создана так называемая аллея польской славы, где отмечена память о выдающихся поляках, уроженцах территорий, ныне принадлежащих Литве.

"Очень неумно, когда власть, считающая себя цивилизованной, бездушно переименовывает улицы Гагарина в безымянные и не спешит другие безымянные назвать именами лучших друзей", - заявил политик.

Напомним, исторически проживающие в Литве поляки борются за право реприватизации земли в Виленском крае, право использовать двуязычное - наравне с литовским польское - написание фамилий и имен на уличных указателях и в личных документах. Литовское законодательство запрещает это, в то время как европейское право, которое Литва приняла при вступлении в ЕС, гарантирует соблюдение прав нацменьшинств.