Раскол в тандеме очевиден. И чем ближе к выборам, тем все более будут расходиться друг от друга в своих оценках происходящего Владимир Путин и Дмитрий Медведев и ведомые ими команды. Субъективные причины отхода преемника от курса лидера страны, по большому счету, понятны. Вместе с тем, возникает закономерный вопрос - не означает ли нынешний курс части властной группировки отхода от тех договоренностей, которые были достигнуты между лидером и его преемником накануне 2008 года. Тем более, что мандата народного доверия на проведение другого, отличного от путинского, курса модернизации как внутренней, так и внешней политики, у преемника нет.

Все помнят не только как и на что давался мандат народного доверия преемнику, но и то, почему появилась сама идея преемника. Во-первых, не было легитимных и конституционных возможностей продления президентских полномочий Владимира Путина на третий срок (который при наличии такой возможности выигрывал бы выборы еще в первом туре с большим отрывом от оппонентов). Во-вторых, политическая элита страны во главе с президентом не посчитала такой путь (третий срок) политического развития страны достойным. Соответственно, на повестку дня стал вопрос о преемнике существующего курса и была выдвинута сама кандидатура преемника.

В этом совершенно конкретном политическом контексте мандат (голоса избирателей) преемнику давался ровно на то, чтобы следовать намеченным курсом. Притом следовать строго, без самодеятельности. Все, что мы сегодня наблюдаем под вывеской "продолжения дела Путина" - таковым не является по факту, примеров уже предостаточно, особенно во внешней политике. Однако именно на этом строится, по сути, перехват власти новой-старой либеральной группировкой, принципиально иначе представляющей национально-государственные интересы России, чем это было с боем добыто и сформулировано в 2000-2008 годах. Очевидно, что мандата на власть и мандата на разрушение разделения властных полномочий между президентом и правительством - у этой, не представляющей электорального большинства, группы - нет.

А как же демократия и модернизация? Ибо без первого, нет и второго. Новая команда предпочитает не играть в электоральные шахматы, а использовать шахматную доску в качестве молотка для непонятливых. Что является причиной подобной и все более явно проступающей нервозности - недостаток политического опыта, осознание внутренней слабости или понимание неправомерности посягательств на радикальную смену курса и уже начавшуюся "депутинизацию" России - неважно.

Однако не для того за последние двадцать лет Россия прошла столь трудный путь через унижения, потерю огромных территорий и людей, к восстановлению своего статуса в мире, чтобы вот так просто спустить все это в нужник. Одну страну мы все уже потеряли. И это - трагедия. Неужели мы позволим, чтобы и второй раз при нашей жизни мы лишились Родины?

Детальный анализ причин раскола будет еще производиться неоднократно. На наш взгляд, они были заложены изначально, еще до инаугурации преемника на трон. Тем не менее, сегодня, менее чем за год до следующих президентских выборов в России, гораздо важнее понять, какие объективные внутри- и внешнеполитические факторы лежат в основе распада тандема и каким образом можно трансформировать политическую систему России для ее соответствия изменившейся политической ситуации в стране.

***

"Депутинизация"

Пора называть вещи своими именами. Многие эксперты достаточно адекватно оценивают происходящие сегодня в России негативные изменения. Однако стыдливо скрывают происходящее за такими оборотами, как "возвращение времен Горбачева и Ельцина", "вторая горбачевизация", "необходима деельцинизация" и т.д., соблюдая политкорректность по отношению к тем, кто готовит нашу Родину на очередное жертвенное заклание. Поэтому надо сказать прямо - сегодня происходит не горбачевизация или ельцинизация российской политики, а "депутинизация". Притом теми людьми, которые по замыслу должны были быть самыми жесткими и последовательными преемниками курса Путина.

На самом деле, за вывеской возвращения к либерализму и демократии 1990-х, к новому формату общения с США, к пресловутой "перезагрузке", стоит жесткое требование покончить с тем курсом, который Россия трудно, с потерями, поражениями, но, тем не менее, проводила в 2000-2008 годах. Это требование очень отчетливо коррелирует с тем, что мы сегодня наблюдаем в странах Арабского Востока, где под флагами ООН и НАТО в рамках концепций "гуманитарной интервенции" и "ограниченного хаоса" происходит очередная попытка неоколониального захвата природных ресурсов региона.

Дальнейшая "перезагрузка" приведет к окончательному дезавуированию того внешнеполитического курса России, который был заложен в знаменитой "Мюнхенской речи" Владимира Путина. Россия опять должна будет принять коленопреклоненную позу и униженно ждать, когда Запад ее погладит по головке, как во времена Андрея Козырева.

"Депутинизация" во внутренней политике означает слом всей нынешней конструкции деятельности президента и правительства, слом механизма принятия решений, увеличение, как в 1990-е годы, фактора западных политических и финансовых организаций при реализации российской политической и экономической стратегии. А это означает выведение из властной элиты всех тех, кто так или иначе связан с прежним курсом. Тем более, что кадровый резерв в почти полторы тысячи человек готов.

В этой связи стоит только отметить, что кампания по десталинизации - это уже вторая акция возглавляемого Михаилом Федотовым Совета при президенте РФ по правам человека. Первая - вылилась в реформу МВД. На очереди - внедрение в российскую жизнь принципов ювенальной юстиции, которые нацелены на распад традиционного института семьи. Т.е. инициативы Михаила Федотова - это не случайность, не ошибка и не самодеятельность, а продуманный курс, который планомерно осуществляется с середины 2010 года.

Но только внутренней политикой происходящий ныне ползучий концептуальный переворот, естественно, не ограничится. "Депутинизация" означает и кардинальную смену внешнеполитического курса. Политически Россия должна встроиться в западный противоракетный зонтик, еще более радикально сократить стратегические и тактические ядерные силы, после чего отдать командование над СЯС командованию НАТО.

В ответ Запад якобы готов прекратить критиковать руководство страны за "отсутствие реформ", за нарушение "демократических стандартов". При этом будут жестко пресекаться любые попытки ставить вопросы с точки зрения российских национально-стратегических интересов.

В экономике "депутинизация" означает "денационализацию". В условиях постепенного сокращения мировых запасов природных ресурсов Россия должна отдать контроль над своими недрами странам Запада (преимущественно американским ТНК), западные компании, банки и международные организации должны получить право контроля за российской экономикой. В настоящее время, через борьбу 2000-2008 годов, Россия с помощью национальных корпораций возвратила себе право собственности на российские ресурсы - нефть, газ, руды. Если кто-то забыл, то стоит напомнить, что еще в конце 1990-х перед Россией стояла угроза полного вытеснения национальных компаний западными из сферы добычи природных ресурсов.

В ходе 2000-х было многое сделано для восстановления российского экономического суверенитета над ресурсами. Однако теперь и это достижение собираются сдать в утиль, допустив иностранные компании к российским месторождениям без согласований с правительством, а главное - позволив мировым финансовым организациям определять пути развития российской экономики. Кроме того, не исключены и новые процессы, связанные с новым переделом собственности. Где гарантия, что как птицы Феникс из пепла не восстанет ЮКОС, не случайно так остро защищаемый "специальным уполномоченным" М.Федотовым? Этих гарантий сегодня нет.

Политическая система созрела для перемен

Этап стабилизации ситуации, так необходимый российскому обществу, к счастью или, к сожалению, закончился. Частные противоречия между членами одной команды говорят о том, что в ныне действующей российской политической системе на уровне механики ее функционирования назрели серьезные противоречия между старой формой и новым содержанием. Это говорит о том, что российская политическая система готова развиваться дальше. Вопрос в том, как и куда.

Суть системных противоречий заключается в том, что под крышей одной политической силы в целях стабилизации ситуации в период 2000-2008 годов были соединены ведущие на тот момент политические силы российского общества. В настоящее время слишком много течений, тенденций, клубов скрываются за одной политической вывеской. Сегодня это приводит к тому, что активизировавшаяся либеральная и прозападная часть политического класса видит свое будущее в возвращении времен Горбачева и Ельцина и для этого ("именем Путина") готова использовать существующий административный механизм принятия политических решений для распространения своей идеологической власти над всей политической системой России.

Проблема "депутинизации" ведь сегодня заключается не в том, что есть западники - они всегда были, есть и будут в российском обществе, - а в том, что они пытаются представить себя большинством, скрытно прийти к власти и силовым образом навязать свою волю всему народу и государству. Поэтому западников необходимо вернуть из административного в политическое русло. Пусть создают партию, завоевывают места в Госдуме и выдвигают свои законопроекты на рассмотрение всего общества, а не спускают их сверху благодаря чужим административным позициям. И когда эти и такие "западники" в декабре 2011 года самостоятельно пойдут во главе своей партии на парламентские выборы - и получат на них свой, какой он есть на самом деле, электоральный результат, тогда "проблема 2012 года", по-видимому, решится сама собой.