Поморье - лучший зонтичный бренд для Архангельской области: интервью

Архангельск, 9 апреля 2011, 09:28 — REGNUM  В преддверии крупнейшего туристического форума, который пройдет в Архангельске 25-28 мая, ИА REGNUM начинает серию публикаций, посвященных теме развития туризма в Архангельской области. Мы начинаем ее с интервью с председателем Ассоциации поморов Архангельской области Иваном Мосеевым, который стал одним из участников подписания международного документа - Поморского соглашения. Корреспондент ИА REGNUM расспросил его о том, по какому пути стоит развивать туризм в регионе.

ИА REGNUM: Добрый день, Иван Иванович. Как Вы считаете, что может стать ключевым пунктом (брендом) в развитии туризма в регионе?

Продвижение региональных достопримечательностей в качестве самостоятельных региональных "брендов", не согласованных с общим "зонтичным брендом" региона - крайне ошибочная стратегия. Реклама местных, локальных достопримечательностей без исторической, культурной, логистической привязки к "зонтичному" бренду обрекают туриндустрию региона на хаотичное, стихийное развитие. Например, Соловки, сегодня рекламируемые как самостоятельный бренд, без привязки к "зонтичному" бренду региона в целом. В результате Соловки воспринимаются туристами как достопримечательность... соседней Карелии! И дело не только в туристической транспортной логистике Карелии, которая создавалась еще в советские времена, и прочно соединяет центральную Россию с Соловками. Дело в том, что Карелия - это сформированный туристический зонтичный бренд, а Архангельская область - это всего лишь административное название региона, которое не может быть брендом. Для сравнения, если бы карельский регион получил административное название Петрозаводской области, то это было бы уничтожение самобытного "зонтичного" бренда Карелия.

ИА REGNUM: Существует ли какое-то общее слово, термин, который используют все или многие туроператоры нашего региона при продаже услуг?

Термин Архангельский Север, также не несет привлекательной для туристов ассоциативной нагрузки, но именно его, почему-то, используют многие туроператоры Архангельской области. До сих пор эта ошибка не осознана в полной мере. Север - неудачное позиционирование для Архангельской области, так как это слишком размытое и широкое понятие для северной страны, где севером называют десятки субъектов федерации. Север - это и Вологодский Великий Устюг, и Чукотка, и Кольский полуостров, и Ямал, и многое другое. Например, когда представители Архангельской области, в том числе живущие на юге области, приезжают в Москву и говорят, что они приехали с "Севера", то это вызывает дополнительные вопросы: с какого севера? "северов" много и т.д. Когда же они говорят, что приехали из Поморья, то вопросов значительно меньше, так как этот термин, в отличие от термина Север, стабильно ассоциируется с Архангельской областью, с "архангельским мужиком" и "великим помором Ломоносовым" и т.д. К тому же, этот термин позволяет позиционировать Архангельскую область не как "окраину на Севере", а как "центр исторического Поморья", в которое входили современные Мурманская, Архангельская, Вологодская области, республика Карелия, Ненецкий автономный округ, республика Коми и север Ямало-ненецкого округа. Из всех этих приморских регионов Архангельская область имеет наибольшее историческое право использования зонтичного бренда Поморье, и не должна позволять лишиться его.

ИА REGNUM: Правильно ли я понимаю, что проблема региона заключается в том, что Архангельскую область нельзя назвать одним словом, допустим, "Архангельем"?

У жителей Архангельской области нет общего лаконичного названия, пригодного для позиционирования. Например, "архангелогородцами" можно назвать только жителей Архангельска, а "северянами" называют не только жителей Архангельской области. Единственный исторический эксклюзивный термин для позиционирования всех жителей Архангельской области - поморы. Именно поморами называли и называют в России всех жителей Архангельской области, независимо от того, живут ли они на побережье или в ее южных районах. Сопротивляться этому бессмысленно и даже вредно, так как дальнейшее дробление региона приводит к распаду ее целостного восприятия.

Наверное, никто не станет спорить, что "зонтичный бренд" региона должен быть эксклюзивным, перспективным, привлекательным, кратким и информационно емким, и максимально отражающим исторические, культурные и современные особенности туристического региона. В России Архангельская область прочно ассоциируется со словом Поморье, с именем "архангельского мужика" и "великого помора" Ломоносова, с поморскими походами в Арктику, с Белым морем. Все другие "громкие" достопримечательности региона, в том числе Соловки, Малые Корелы, Голубино, Новодвинская крепость, Гостиный двор в Архангельске, Белое море, флора и фауна Поморья и другие - все они очень легко вписываются в систему комплекса, находящегося под "зонтичным" брендом Поморье. В противном случае они распадаются как пазлы, и единого восприятия региона у туристов не возникает. Таким образом, ключевым пунктом в развитии въездного туризма Архангельской области должно стать скоординированное развитие комплекса поморских брендов под единым "зонтичным" брендом. Поморье.

ИА REGNUM: Нужно ли делать упор на что-то конкретное или наилучший результат даст развитие сразу многих брендов?

14 декабря 2010 года на совместном заседании Ассоциации развития туризма Архангельской области, органов власти города и области, под эгидой Ассоциации поморов Архангельской области было принято решение об объединении усилий региональных властей, туроператоров, представителей бизнеса, науки и общественности по продвижению единого "зонтичного бренда" Поморье. Участники заседания полностью поддержали все предложения по координации действий с органами власти в рамках единого поморского вектора и договорились о начале совместной работы в этом направлении. Необходимо скоординированное продвижение эксклюзивных туристических брендов Поморья, позиционирующих Архангельскую область как край уникальной поморской природы, неискаженных промышленностью природных ландшафтов, открытий и приключений, рыбалки, поморской этнографии, истории и культуры. Идея консолидации перспективных региональных ресурсов въездного туризма в рамках единого Поморского вектора развития туриндустрии получила одобрение со стороны губернатора Ильи Михальчука.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете в целом условия для развития туризма в России? Насколько благоприятна законодательная база?

Проблема не в законодательной базе развития туризма, а в комплексе общероссийских проблем, которые невозможно решить в рамках одной отрасли. Чем меньше будет уровень бюрократических барьеров и коррупции, тем легче будет предпринимателям, работающим в сфере туризма. Это проблема всей экономики России. В России нет условий для развития отраслей экономики в целом. Любые прогрессивные начинания в области развития туризма наталкиваются на непрофессионализм и саботаж чиновников, отсутствие профессиональных кадров, и другие известные причины.

ИА REGNUM: Как, на ваш взгляд, можно увеличить объемы внутреннего туризма в регионе и в стране? Можете ли привести примеры из международного опыта в этой части?

Внутренний туризм будет развиваться с повышением уровня жизни россиян, развитием полноценной инфраструктуры туризма в регионах, современной инфраструктуры и транспорта. Отдельным непроработанным до сих пор вопросом является вопрос развития комплексов местных достопримечательностей. В каждой местности есть свои достопримечательности, которые не раскрыты, не позиционированы как туристические продукты. С целью привлечения туристов туроператоры нередко придумывают якобы народные легенды, которые не подкреплены историческими и археологическими фактами. Чаще всего эти "легенды" не только не достигают своего эффекта, но и вредят дальнейшему позиционированию и продвижению достопримечательного места. У каждой туристической легенды должен быть свой лид - основная краткая привлекательная информация, выраженная одним-двумя предложениями. Так, например, один из самых благополучных, по меркам Архангельской области, местных туркомплексов - Голубино - не имеет своей позиционирующей легенды. Хотя на самом деле, название поселения Голубино происходит от слова "гОлоба" - что на местном пинежском диалекте "поморьской говОри" означает "пещера". Любопытно, что главной достопримечательностью туркомплекса Голубино является именно пещера - Голубинский карстовый провал. Пещера с незапамятных пор служила местом паломничества коренного населения живущего по берегам Пинеги, как сакральное место для совершения обрядов. Расположенная рядом "Черна гора" у пинежан считалась сакральным местом, и здесь не разрешалось пахать землю и строить дома (отсюда и название - "черная" - значит не занимаемая никем, никому не принадлежащая гора). Не случайно на этом сакральном месте, на горе был возведен монастырь. Монахи переименовали Черную гору в Красную гору, и отсюда появилось название Красногорский монастырь. Каждый год из этого монастыря осенью в Архангельск выходил крестный ход с чудотворной иконой Грузинской Божьей матери. Икону, которая считалась покровительницей Архангельской губернии, выставляли в Архангельском монастыре в городе Архангельске во время Маргаритинской ярмарки.

ИА REGNUM: Это очень интересно! Вероятно, теперь туроператоры обратят внимание на исторические факты и будут их использовать. Иван Иванович, как Вы считаете, есть ли перспективы у Баренц-туризма?

Если исключить из статистики бизнес-туризм, культурный и научный обмен (финансируемый, как правило, на деньги приглашающей, норвежской стороны), а также трудовую миграцию из России, то поток туристов из Северной России в Северную Норвегию окажется не слишком велик. Он мог бы быть в сотни раз больше. Российско-норвежский Баренц-туризм сегодня развивается во многом благодаря инициативам и финансовой поддержке норвежского Баренц-секретариата, чего, увы, нельзя сказать о поддержке этих проектов с российской стороны. Учитывая диспропорцию между высоким уровнем жизни в Северной Норвегии и очень низким - в Северной России, надо признать, что Баренц-туризм, по-прежнему, остается очень дорогим удовольствием для северных россиян. На деньги, которые российским северянам надо затратить для туристической поездки в холодную Норвегию, они могут отлично отдохнуть на теплых южных курортах. Одним из потенциально востребованных видов Баренц-туризма мог бы стать туризм, связанный с рыбалкой в Баренцевом море (так как в России на Кольском полуострове, где практически все побережье является запретной для туристов погранзоной, такой возможности для россиян, и тем более для иностранцев нет). Тем не менее, постепенное устранение трансграничных барьеров, введение упрощенного визового режима, открытие запретных территорий для иностранцев могут увеличить приток Баренц-туристов в северную Россию.

ИА REGNUM: Достаточно ли для этого только введения Поморских виз или нужно сделать что-то еще?

Поморские визы - это шаг вперед, но не решение проблемы. Целью должен стать безвизовый режим пересечения границ в Баренц-регионе. Кроме того, в России необходимо создать аналог норвежского Баренц-секретариата, начать серьезно финансировать проектные инициативы с российской стороны. Что касается Архангельска, то на уровне властей необходимо установить жесткое требование по продвижению региональных брендов Архангельской области под единым "зонтичным" брендом Поморье. Для этого нужно создать при САФУ научно-образовательный ресурсный центр, который совместно с органами власти и туроператорами станет решать задачу комплексного продвижения региона на рынки туриндустрии. И оценка расходования бюджетных средств должна выражаться в реальных туристических проектах.

ИА REGNUM: Какую роль сыграет в этом процессе Поморское соглашение? Как оно поможет развитию туризма?

Поморское Соглашение является рамочным договором, на основе которого можно реализовать проекты, актуализирующие поморские ресурсы и культурные ценности. Поморское соглашение направлено на усиление Поморского вектора территориального, культурного и экономического развития Архангельской области.

ИА REGNUM: И в завершение интервью, поделитесь, пожалуйста, каков Ваш список топ-10 достопримечательностей Архангельской области, которые гостю области нужно обязательно увидеть?

Малые Корелы, Соловки, Кенозерский парк, мезенская деревня Кимжа, Пинежские пещеры, Церковь в деревне Лявля, ландшафты на Северной Двине, Мезени, Пинеге, Онеге. К сожалению, эти достопримечательности не позиционированы как части единого целого региона, а продвигаются на рынок каждая по отдельности. Кроме того, я уверен, что каждый гость нашего региона оценит гостеприимство местных жителей. Это тоже наш мощнейший ресурс.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.