Эксперт: Мы должны научиться заставлять власть отвечать и уважать себя

Оренбург, 8 апреля 2011, 16:55 — REGNUM  Официальный сайт совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении". Политтехнолог и методолог социального проектирования Валерий Солодкий в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM отметил, что в случае принятия Программы неизбежно возникнут вопросы вроде следующих: Может ли страна как проживающие в ней сейчас "люди", как население этой страны (других связей - в отличие от народа, гражданского общества, - они с историей и с культурой не имеют) отвечать за действия предшествующего по времени населения или за действия прошлой власти? Может ли государство, конкретная современная власть брать на себя эту ответственность (в данном случае - для власти, для государства - ответственность юридическую, экономическую, политическую) и разделять конкретные обременения, связанные с этой ответственностью, с нынешним населением своей страны - особенно если период действий, связанных с этой ответственностью, временем никак не ограничен (вплоть до крымской или кавказской войны или до времён киевской Руси или ещё раньше) - тем более, когда трактовки истории разнообразны? И не возникнет ли в связи с вопросами об ответственности современной власти за преступления власти других периодов вопросов по действиям данной государственной власти сейчас, в более подходящий как зона её ответственности период? Не возникнет ли расхожих среди оппонентов оценок действий власти как геноцида уже в последние десятилетия - с требованиями определения конкретной меры ответственности данной современной власти (как предварительного условия для рассмотрения ею ответственности другой по времени власти и ответственности власти вообще)? Может ли власть, как государственный аппарат, а не как часть гражданского общества, ответственная за его развитие, отвечать за что-либо "морально" или по деятельностной позиции или это не её вопрос, а её ответственность другого рода - в первую очередь, профессиональная, административная и уголовная? С другой стороны - может ли за что-то в прошлом отвечать население по предложению власти? Или отвечать за прошлое, причём только по собственной инициативе, может только народ, только само гражданское общество, - причём главным образом потому и затем отвечать, что оно озабочено опять-таки будущим своим состоянием, своей идентичностью ("кто мы такие" - "здесь и сейчас", какими себя видим, признаём на будущее, какими нам быть - в этом содержание ответственности) и развитием в будущем? И если отвечает не население, а народ и общество - то их ответственность и покаяние в чём? - разбить лоб в покаянных поклонах и поторговаться с богами о прощении, как мифологизированные язычники? Или определиться - как верующим и (или) мыслящим - что они как народ считают в прошлом своими ошибками, сделавших их ущербным не-народом, не гражданами, не обществом, позволяющим себя топтать и мордовать, допускать у власти всё? Определиться, что могут и чего не могут позволить себе на будущее - в том числе - не позволить как-то действовать (над собой) власти? И не станет ли главным актом такого покаяния (просвещения и веры) такого народа недопущение хотя бы малых элементов тоталитаризма в нынешней и будущей жизни? Не должен ли будет стать главным и первым элементом достигаемого так понимания устранение произвола нынешней власти, а то и её самой как таковой?

Валерий Солодкий выразил мнение, что вопросы, которые возникают в разных слоях общества в связи с данной инициативой, могут вызвать настороженное отношение не только к обсуждаемому проекту, но и к его инициаторам. С точки зрения собеседника, даже если инициатива Программы не принадлежит Кремлю, власть позволила выставить себя как субъекта сомнительных политтехнологий, с попытками решать следующие задачи:

1) Сформировать одну из повесток дня - актуализируемую взамен неконтролируемых повесток дня, исходящих из реальности или от других субъектов политических процессов. Привлечь различные аудитории к нужной тематике и отвлечь от ненужной.

2) Погрузить привлекательным образом Президента в контекст тематики, выносимых оценок и принимаемых решений.

3) Формирование и уплотнение действий групп лидеров мнений, объединяющихся вокруг президента по этой и по другим тематикам. Подготовка позиции совместного выбора решения населением и президентом, делегирование исполнения народной воли нужному кандидату.

4) Достижение нужных расстановок акцентов в сравнении позиций по теме двух наиболее вероятных кандидатур на президентство.

По мнению эксперта, текст написан, видимо, и профессионалами в социальной философии, и "мемориал-активистами". "В части текста, написанной профессионалами, понимание поставленных вопросов присутствует. К "пострадавшим мемориал-активистам", при всём сочувствии и вере в их искренность, есть вопросы по части возможного невольного обслуживания интересов лиц, желающих разным образом нажиться на проблеме и на конкретных формах её "решения" и вопросы по части грамотности осмысления важных социальных проектов. Вопрос об ответственности нужно обращать к будущему, к себе и к власти. А не позволять разыгрывать цирк с покаянными поклонами. Тем более, что наклонять собираются нас. А в роли руководящих представлением полуграмотных клоунов предлагают выступать нашей власти. Которую мы должны научиться не только заставлять отвечать, но и уважать, - так же, как и себя. Но - не за опущенную покаянно голову - как у нашкодившего, признавшего вину, но на будущее по-прежнему невменяемого подростка", - считает Валерий Солодкий.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.