Юрий Баранчик: Беларусь на грани системного кризиса. Часть вторая. Политика

Москва, 6 апреля 2011, 21:12 — REGNUM  

После скандальных выборов главы государства не прошло и четырех месяцев, как социологи зафиксировали резкое падение рейтинга действующего главы белорусского государства на 11% - с 53% до 42%. В основе такого резкого снижения доверия граждан к Александру Лукашенко лежит целый комплекс экономических, финансовых и валютных факторов, которые мы разобрали в первой части материала. Ниже мы рассмотрим основные составляющие современной политической ситуации в республике.

Пиррова победа

Экономический кризис серьезно подорвал и так пошатнувшееся после 19 декабря доверие белорусов к властям страны. Главные предвыборные обещания "успешно" сданы в архив (не прошло и четыре месяца после выборов), власть отмалчивается, народ пока безмолвствует. Вместе с тем, у властей нет никаких ресурсов для того, чтобы изменить или повлиять на тот расклад сил, который сложился вокруг республики после 19 декабря. Россия спокойно диктует свои условия практически по всем переговорным позициям, начиная от стоимости АЭС и заканчивая стоимостью нефти и газа, ЕС готовится к длительной политической и, возможно, экономической осаде.

Таким образом, ловушка, в которую белорусские власти загнали себя сами и абсолютно добровольно, захлопнулась. Осознав это, особенно то, что для переговоров с Россией по всем наболевшим вопросам необходимо иметь хоть какие-то аргументы, белорусские власти решили снова начать политический торг с Европой и начали уменьшать тяжесть предъявляемых обвинений основным фигурантам уголовного дела "о массовых беспорядках". Это было вполне ожидаемо и предсказывалось экспертами еще в декабре, сразу после "выборов" и "переворота". Вместе с тем, мало кто предполагал, что белорусский официоз сломается так быстро, всего за четыре месяца. Однако экономика внесла свои коррективы.

Вместе с тем, предпринимаемая официальным Минском попытка снова поторговаться с Западом, на наш взгляд, не даст ожидаемого властями результата. Во-первых, даже внешняя нормализация отношений с Россией еще до 19 декабря отнюдь не привела к восстановлению белорусско-российских отношений на прежнем уровне. Напряжение достаточно велико. Можно даже предположить, что официальный Минск снова бы довел дело до публичного скандала, но ситуация не та - каждое лишнее слово в адрес России или конкретных чиновников будет исчисляться многомиллионными потерями для экономики республики, и так балансирующей на грани дефолта. У официального Минска практически нет никаких аргументов, чтобы хоть как-то усилить свои позиции - экономика прозрачна.

Аналогичная ситуация и в отношениях с ЕС и США - Запад, точно также как и Россия, видит плачевное состояние экономики республики. Поэтому не торопится. Что касается "политической модернизации" или выборов в парламент, то Западу тоже здесь спешить не с руки, т.к. парламент ничего в общественно-политической жизни республики не решает. Кроме того, нынешнее белорусское руководство видит, что рычаги управления ситуацией в стране стремительно ослабевают. Поэтому появление даже мало-мальской квоты даже якобы оппозиционеров в лице известных и во всей красе проявивших себя после выборов деятелей ничего не изменит. Для власти даже этот шажок будет опасен, т.к. он будет расцениваться как слабость, а для Запада наличие таких "наклоненных" "оппозиционеров" в парламенте и подавно не имеет смысла. Соответственно, торговаться не за что. А если нет ситуации торга, то нет и необходимости до 2015 года налаживать отношения.

Тем не менее, для белорусской власти отсутствие диалога с Европой и США представляет серьезную проблему, т.к. нечем шантажировать Россию. Однако время не терпит, и у властей нет временного ресурса, чтобы хоть как-то изменить ситуацию в свою пользу. Для нормализации отношений с Европой понадобится никак не меньше полугода (это при вынесении самых мягких приговоров основным фигурантам), а это уже осень. К этому времени все основные вопросы с Россией будут уже решены.

Т.е. политическая стабильность в случае решения вопроса об экономической поддержке со стороны России в ближайшие полгода гарантирована. Вместе с тем, есть еще один очень важный аспект, на который необходимо обратить внимание. Речь идет о прозападной оппозиции, а точнее о ее полном разгроме.

Действительно, если посмотреть на оппозиционный ландшафт после выборов то становится заметным, что прозападная оппозиция оказалась полностью обезглавленной. Кто-то (Некляев, Богданкевич, Милинкевич и некоторые другие) больше не сможет претендовать на лидерство по возрастным критериям, кто-то из-за огромных имиджевых потерь (Романчук, Михалевич, Статкевич, Санников, Костусев), кто-то по другим причинам, например, стечению обстоятельств (Статкевич) или фатальному политическому невезению и отсутствию харизмы (Лебедько) и т.п. Но факт остается фактом - сегодня в оппозиции нет ни одного лидера, к которому не было бы серьезных вопросов (в лучшем случае) или претензий (в худшем). Деградация лидерского потенциала прозападной оппозиции очевидна. Со временем это приведет и к полной деградации оставшихся структур, которые полностью скатятся в маргинализированное сектантство.

Это говорит о том, что в результате 19 декабря на политическом поле республики такая политическая сила, как прозападная оппозиция, фактически отсутствует. Теперь это в большей степени флэш-моб и интернет-сообщество, нежели организованная политическая структура. С одной стороны, это, несомненно, хорошо - обанкротившиеся политики с явно неактуальными для подавляющего большинства белорусского населения идеями западной интеграции и НАТО, ушли. С другой стороны, образовавшийся вакуум будет чем-то заполнен. И вот здесь мы имеем вилку возможностей, как для власти, так и для гражданского общества. Очевидно, что власть должна иметь оппонента, который будет ее критиковать. Вопрос в том, кто, как и в каких формах это будет делать.

Т.е. что мы на сегодня имеем в политическом плане в Беларуси? Официальный Минск а) полностью себя обескровил в одновременной борьбе с Западом и Востоком, б) не имеет никаких дальнейших ресурсов для войны на два фронта. Более того: акт о капитуляции формально не подписан, но отсутствие дефолта в республике, а, соответственно, и дальнейшая политическая судьба всего нынешнего белорусского руководства, находится исключительно в руках Москвы. Время относительного экономического затишья, исходя из объявленной сегодня Нацбанком республики величины белорусских ЗВР (всего 3,7 млрд. долларов) на исходе, максимум мясяц-два. Это подводит некоторый итог спорам о будущей модели внешнеполитического устройства республики. Вторая "Брестская крепость" не состоялась. Закрыться от мира и стать европейской Северной Кореей республика не сможет - призыв к народу уйти в землянки не услышан. Никто не захочет отказываться от благ современной цивилизации в обмен на благополучие считанных единиц белоруской номенклатуры. Соответственно, необходимо определяться, с "кем Вы, мастера культуры".

Но такой же обескровленной стала и белорусская прозападная оппозиция. Лидеров - нет, идеологии - нет, главное - нет народной поддержки ни лидерам, ни идеологии. Получается, что и власть, и оппозиция также истощили друг друга во взаимной борьбе. А это, в свою очередь, говорит о том, что несмотря на то, что формально власть в республике есть, политическое пространство республики практически полностью свободно.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.