В Казани появились салоны и магазины со скидками "только для мусульман"

Москва, 6 апреля 2011, 15:08 — REGNUM  В столице Татарстана стала появляться реклама товаров и услуг, которые дают преимущества мусульманам. Это вызывает непонимание общественности, причем как атеистов, так и самих верующих мусульман.

В поле зрения корреспондента ИА REGNUM попал рекламно-информационный путеводитель по халяльному бизнесу "Халяль гид", где размещено рекламное объявление одного из казанских мусульманских центров, предоставляющего стоматологические услуги, а также услуги для автовладельцев. При этом указано, что одной категории граждан (конкретно - мусульманам) услуги предоставляются со скидкой.

В телефонном разговоре с управляющим этой стоматологической клиники (который категорически отказался называть свое имя) выяснилось, что "скидки даются и не мусульманам тоже", однако их размер и условия получения собеседник назвать не смог. Также не смог он пояснить, как реклама со "скидками для мусульман" попала в рекламно-информационный путеводитель (зарегистрирован федеральной Службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ПИ ТУ 16-00446 от 22 сентября 2010 года).

Комментируя подобный факт, менеджер по связям с общественностью другой казанской стоматологической клиники Василий Иванов заявил: "Подобная дифференциация пациентов является абсолютно неприемлемой для врача. На мой взгляд, это ничем не лучше ситуации, если бы стоимость услуг отличалась в зависимости от цвета кожи человека. Все врачи в нашей стране приносят клятву врача Российской Федерации, в тексте есть такие слова: "Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь больному <...>, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств".

"Как видим, - говорит Иванов, - здесь прямым текстом запрещается делить людей по вероисповеданию. Кроме того, в тексте клятвы есть такие слова: "Я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг". Если врач делит пациентов по признаку вероисповедания либо по признаку цвета кожи - это, на мой взгляд, уже не является честным исполнением врачебного долга".

Реакция представителя мусульманской общественности также была не в пользу деления клиентов по религиозному признаку. Так, главный редактор мусульманской газеты "Умма" Ришат Хамидуллин напомнил, что "мы живем в светском государстве, и законы, касающиеся рекламы, также регулируются государством". По его мнению, "Антимонопольная служба не заставит себя долго ждать". Кроме того, по мнению Хамидуллина, определить "мусульманин ты или нет - очень сложно". "Ведь если нет бороды, тюбетейки или платка, как доказать свою религиозную принадлежность?".

Эксперт Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Яна Амелина указывает, что "само наличие скидок мусульманам в стоматологической клинике, автомагазине или иных учреждениях и предприятиях нарушает действующее законодательство, которое не делит население России по конфессиональному или любому другому признаку. Равенство граждан РФ декларируется Конституцией и далее законами, вплоть до закона о правах потребителя, и это общеизвестный факт". В то же время эксперт уверена, что "создание преимуществ для представителей той или иной религиозной общности потенциально создает угрозу межконфессиональному миру в республике, поскольку искусственно выделяет (в данном случае - мусульман) из общего массива жителей Казани".

"Очевидно, что зубы мусульман ничем не отличаются от зубов последователей иных религий, а также неверующих и атеистов - так из каких соображений мусульманам должны предоставляться скидки? Понятно, что, например, личное знакомство с врачом может сделать визит к стоматологу и вовсе бесплатным, но подобные вещи не прописываются в рекламах медицинских клиник. Полагаю, что никому не следует искусственно противопоставлять приверженцев той или иной конфессии друг другу, тем более напоказ, в общедоступной рекламе", - делает вывод Яна Амелина.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.