Профсоюз ОАО "Архречпорт" бьет тревогу за финансовое благополучие работников предприятия - на предприятии прошли сокращения персонала, продолжат уходить квалифицированные кадры, а руководство предприятия продолжает игнорировать требования отраслевого соглашения.

Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM председатель профсоюзной организации "Архречпорта" Юрий Моисеенко, на предприятии уже более года складывается тяжелая финансовая ситуация. В 2011 году у предприятия нет средств на ремонт судов, и поэтому ремонт не проводится. В начале года были задержки зарплаты, в марте аванс задержали более чем на неделю. Основную массу сотрудников предприятия, за исключением плавсостава, перевели на 4-дневную рабочую неделю, соответственно, уменьшились и зарплаты. "Береговых работников предприятия заставляли подписывать заявления и брать отпуска за свой счет. Часть сотрудников просто сократили", - рассказал лидер профсоюза. Женщинам, которые находятся в декрете, не выплачиваются выплаты, предусмотренные отраслевым соглашением. Каждой из них предприятие задолжало уже по несколько десятков тысяч рублей. бухгалтерия предприятия не перечисляет матерям-одиночкам, работающим на предприятии, деньги, удержанные с алиментщиков.

Также не выполняются и другие пункты отраслевого соглашения, в частности, сверхурочные не оплачиваются в двойном размере. "Работодатель удерживает с работников средства, затраченные на прохождение работником медкомиссии и курсов повышения квалификации", - рассказал Юрий Моисеенко. Деньги высчитывают не у всех работников, а у тех, кто увольняется. Но, по словам лидера профсоюза, проблема стала актуальной в связи с тем, что увольняется все больше людей. Так, в 2010 году в период навигации уволилось 6 человек, а в 2011 году навигация еще не началась, а уволилось еще шестеро.

"У нас на судах уже не осталось людей. За год пришло только 2 человека, которые уже работали у нас. Сейчас на каждом судке остается по 2 судоводителя, они будут работать на 2 смены, хотя должны по 3 смены. Как они справятся, не знаю". - рассказал Моисеенко.

Его слова подтвердил начальник пассажирского управления ОАО "Архречпорт" Александр Попов. По его словам, самая главная проблема предприятия - это нехватка плавсостава. "Сумма, заложенная в бюджете области на речные перевозки, недостаточна ни для повышения заработной платы командного состава, ни для ремонта флота. Она была зарезана Агентством по тарифам и ценам", - пояснил он. Но отметил, что только повышением тарифа на перевозку пассажира проблему не решить.

"Тарифы утверждает администрация области. Да, тарифы поднимут процентов на 10. Больше нельзя, так как нужно учитывать платежеспособность населения. Наши суда ходят на островные территории, где доходы населения довольно низкие, - рассказал Попов. -Также нужно учитывать, что при повышении тарифов в первое время пассажиропоток падает на 10-15%. Сейчас мы готовим расписание. Это будет нечто среднее между 2008, 2009 и 2010 годом". Он также отметил, что резкое сокращение количества рейсов - тоже плохое решение проблемы. С этим предприятие уже сталкивалось в 2008 году, тогда это привело к резкому росту количества жалоб от населения, а также к перегрузу на утренних рейсах.

Всего в парке предприятия находится 9 теплоходов. По-видимому, один из них - теплоход "Москва-36" - в навигацию не выйдет. Его двигатель находится в ремонте, а на ремонт судов в этом году денег не выделено ни копейки. Остальной флот тоже довольно старый. Например, теплоходу "Балхаш" уже около 70 лет.

Предприятие работает по договору с администрацией Архангельской области и мэрией Архангельска, его работа финансируется из бюджета области. Министр транспорта Эрнест Белокоровин входит в совет директоров. Именно к нему в ближайшее время планируют обратиться работники предприятия, входящие в профсоюз.

Напомним, 22 апреля 2010 года работники "Архречпорта" уже устраивали митинг. Они выражали протест против низкой заработной платы и плохих бытовых и производственных условий труда. Но, как утверждает Юрий Моисеенко, прошел целый год, а после митинга ничего не изменилось. Все претензии, озвученные на митинге, у коллектива к руководству предприятия до сих пор остались.

ОАО "Архангельский речной порт" является монополистов по осуществлению пассажирских перевозок в регионе. Напомним, об убытках "Архречпорт" заявлял еще в 2009 году. Руководство предприятия объясняло это последствиями мирового экономического кризиса. По итогам работы за 9 месяцев 2010 года в финансовых документах на сайте предприятия указано, что убыток составил почти 43 млн рублей. В отчете за 4 квартал 2010 года по поводу финансово-хозяйственной деятельности предприятия написано: "При общих отрицательных тенденциях развития в отрасли перевозок пассажиров и грузов на внутреннем водном транспорте (и сопутствующих услуг) наблюдается замедление темпов развития и снижение объемов перевозок и перегрузочных работ. Данная тенденция развития отрасли связана с развитием конкуренции. Предприятие зачастую проигрывает более мелким предприятиям или вынуждено снижать тарифы, тем самым не добирая объемов товарной выручки. Следует отметить, что предприятиям речного транспорта с развитой инфраструктурой труднее вести хозяйственную деятельность по сравнению с предпринимателями, которые приобретают в собственность одно - два судна и перевозят на них грузы, не имея бремени по содержанию территории, основных средств, оплате труда персонала и коммунальных услуг, что и позволяет им держать цены на рынке на достаточно низком уровне".

Корреспондент ИА REGNUM обратился за комментарием по поводу ситуации на предприятии к генеральному директору Вячеславу Тюряпину. "Архречпорт - сезонное предприятие, и поэтому в период межсезонья ситуация с поступлениями денежных средств усложняется. В данный период, соответственно, и нагрузка на персонал ниже, поэтому и люди переведены на четырехдневную рабочую неделю. С началом навигации персонал будет переведен на полную рабочую неделю", - ответил он. Также генеральный директор прояснил ситуацию с текучкой персонала: "Это естественный процесс. В предприятиях, где платят зарплату в черную, зарплата выше. И на море, опять же зарплата выше, чем на реке, поэтому часть специалистов, набравшись опыта, получив соответствующие документы и допуски, ищет где зарплата выше. Такая же ситуация и в других судоходных речных компаниях нашего региона". На вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, каковы возможности у коммерческого предприятия поиска доходов помимо госзаказа, он ответил, что "в данный момент идет формирование портфеля заказов, и исходя из этого будет решаться вопрос увеличения заработной платы". "Но хочу отметить момент, что кто хочет нормально зарабатывать - то те и зарабатывают. Кому это не надо, те получают просто зарплату, - подчеркнул он. - Что касается пассажирских перевозок, то здесь уровень заработной платы зависит от финансирования пассажирских перевозок из бюджета области. А так как в последний год произошло уменьшение суммы выделенных средств, то и надеяться на существенный рост не стоит, но мы будем за счет внутренних резервов искать возможности повышения!"