На вопросы ИА REGNUM отвечает азербайджанский политолог, президент FAR CENTRE Хикмет Гаджизаде:

ИА REGNUM: В последнее время наблюдается любопытное ускорение и уплотнение политических процессов в Азербайджане. Почти одновременно пришли в движение, нарастили обороты и власти, и оппозиция. Первые - начали компанию борьбы с коррупцией, усилили внимание к социальной проблематике и стали позиционировать себя как реформаторы, вторые - консолидировали свои ряды, осуществили серию митингов и заговорили о необходимости революционного обновления ситуации в стране. Как Вы думаете, с чем это связано? Недовольство и призывы к либеральным реформам озвучивались в Азербайджане уже давно, однако, конечно же, упомянутую вами активность подхлестнули события в арабском мире - "Арабская весна". И Азербайджан, как исторически формировавшаяся часть мусульманского мира, сопереживает эти события, примеряет их на себя, желает повторить их или предотвратить (позиция власти).

ИА REGNUM: Скажите, о чем свидетельствует синхронная и схожая трансформация внутриполитических процессов в Азербайджане и Армении?

Ну, тут простое объяснение: уровень развития, наиновейшая история и менталитет наших обществ примерно одинаковы.

ИА REGNUM: Как может отразиться рост протестных настроений в обеих республиках на процессе урегулирования карабахской проблемы? Могут ли официальные Баку и Ереван реанимировать военные действия и, таким образом, вновь использовать "карабахскую карту" во внутриполитических целях?

Я не согласен с точкой зрения, что когда-то и какие-то политические силы, будь то оппозиционные или провластные, "использовали карабахскую карту в своих корыстных интересах". Не знаю ни одного такого случая. Хотя это не означает, что такого не может произойти в будущем, но, думаю, что вероятность этого мала. Насколько мне известно, в карабахском вопросе у политических сил Азербайджана существует определенный, я бы даже сказал, патриотический консенсус.

ИА REGNUM: Что вы можете сказать об имевшем достаточно громкий резонанс последнем несанкционированном митинге в центре Баку 2 апреля? Как бы вы прокомментировали действия оппозиционных сил и властных структур, а также отношение общественности к этой акции?

Люди воспользовались своим конституционным правом на выражение протеста против угнетения прав населения в стране и я не вижу ни одной причины, по которой власти имели право запретить людям протестовать или применять силу для разгона этой демонстрации. А для того, чтобы хоть как-то оценить отношение широкой общественности к этим демонстрациям, надо провести социологический опрос. Последнее, кстати, в авторитарной стране провести невозможно, ибо такое общество лишено свободной воли и не способно более свободно о чем-то говорить. Кроме того, определенная часть нашего населения переживает Стокгольмский синдром, так что говорить об отношении общества тут надо с большой осторожностью.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете возможности и перспективы революционного обновления ситуации в Азербайджане?

Пока я не вижу возможностей для революционного развития событий. Но тайна революции еще никому не давалась. В Тунисе также "ничего не предвещало"... Но произошло... Так что нужны реформы, а не завинчивание гаек.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете возможности и перспективы эволюционного развития, реформирования ситуации в Азербайджане?

Такая возможность имеется, хотя ее вероятность очень мала. Может быть, кто-то (из ближайшего окружения или из заграницы) сможет убедить высшее руководство страны поделиться с обществом свободой и ресурсами.

ИА REGNUM: Можно ли в контексте происходящих в мире процессов и, в частности, арабских революций, говорить о начале "четвертой волны" демократизации?

О "волне" можно говорить со всей определенностью, а вот, о ее демократичности - пока говорить трудно. Хотя, я уверен, что в целом уровень гражданских свобод в этих странах повысится - представьте, там по 30 лет держался режим чрезвычайного положения. Доколе? Я уверен, что ни Тунис, ни Египет больше не будут прежними.

ИА REGNUM: В контексте происходящих в мире и в арабском регионе процессов, какими вам видятся тенденции развития ситуации на постсоветском пространстве?

Я не ожидаю немедленных перемен, но "Арабская весна", безусловно, оставит свой след в сознании обществ республик СНГ. И, в конце концов, как мы в бывшем СССР любили повторять: "ну невозможно же остановить колесо истории". Я очень на это "колесо" надеюсь.