Начавшееся ударными темпами возрождение историко-культурного комплекса в Болгаре под руководством госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева сопровождается установкой монументальных символов персонажам народных легенд. Это необходимо для обоснования историчности очередного проекта Казанского кремля по созданию Всероссийского центра ислама в Поволжье.

Как сообщало ИА REGNUM, уже год в Татарстане ведутся масштабные работы по реконструкции и возрождению памятников русской и татарской культур - острова-града Свияжска и Болгарского исторического комплекса. Работы финансируются из республиканского фонда "Возрождение" ("Янарыш"), инициатором создания которого стал экс-президент РТ Минтимер Шаймиев.

Однако если с историей Свияжска, с 16 века выполнявшего в крае роль форпоста Русского государства и православия, все ясно, то в отношении истории Болгара (столицы Волжской Булгарии в 13-14 веках) в последнее время начинают появляться оригинальные версии, свидетельствующие о желании приукрасить факты далекого прошлого. Одной из целей может являться желание Татарстана выиграть спор с кавказскими республиками в праве за первенство принятия ислама в России.

В качестве подтверждения этой версии может служить намерение увековечить в камне старинную легенду о прибытии в Волжскую Булгарию трех сахабов (сподвижников) пророка Мухаммеда (571-632 годы), от которых якобы булгары - предки современных казанских татар приняли ислам (официальной датой принятия ислама до последнего времени считался 922 год). Не так давно ИА REGNUM уже рассказывало о решении попечительского Совета фонда "Возрождение" поставить специальные памятные знаки в честь сахабов и принятия ислама, а сам момент запечатлеть в масштабном живописном полотне.

Как говорится в официальных сообщениях, памятный знак, посвященный сахабам, будет установлен возле Малого минарета Болгарского городища, где находится "условное место захоронения" (sic!) одного сахаба. По легенде, пророк Мухаммед отправил троих сподвижников в Булгарию, вручив им чалму, посох и чернильницу. Они прибыли в Болгар под видом врачей и исцелили многих больных. Опершись на посох пророка, они впервые на этой земле произнесли проповедь. "Через 12 лет двое сподвижников вернулись в Медину, третий остался, жил и был похоронен в Болгаре"...

Каким образом сахабы прибыли к булгарам, сказать сложно. Тем более, что в первой половине 7 века, когда еще жил Мухаммед, самих булгар на Средней Волге просто не было. Тем не менее, академик АН РТ Индус Тагиров в своей книге "История национальной государственности татарского народа и Татарстана" пишет: "Нет оснований для сомнения в том, что в Булгарию проникали исламские проповедники. Автор XII столетия Абу-Абдаллах Гарнати писал, что еще в 9 году хиджры (631 год по григорианскому календарю - прим. авт.) пророк Мухаммед послал в Булгарию трех своих сподвижников, которые будто бы чудесным образом исцелили больную дочь хана и оставались в Болгаре три года, строили там мечети и распространяли ислам. Один из этих сподвижников остался в Булгаре и женился на исцеленной дочери хана Туй-бике. Однако сомнительно, чтобы один из них доставил письмо пророка Мухаммеда, написанное на тюркском языке, как сообщают некоторые арабские авторы".

Однако далее Индус Тагиров признается, что "в данном изложении не столь важна достоверность какого-то отдельного факта, а важно установление тенденции проникновения ислама в Поволжье с момента его зарождения как мировой религии".

Свое видение явной исторической нестыковки ИА REGNUM дал заместитель и.о. муфтия РТ Валиулла Якупов. Он напомнил, что у православных христиан существует аналогичная по форме легенда о посещении Руси апостолом Андреем Первозванным, который, якобы, прибыл на место, где позднее был основан Киев, и побывал даже в Новгороде. Несмотря на легендарность события, это не помешало в Киеве установить памятник Андрею Первозванному. В России в его честь названа и высшая награда страны - орден Святого апостола Андрея Первозванного, именем святого назван и флаг Военно-морского флота России.

"О посещении Болгара сахабами писали дореволюционные татарские авторы, на эту историю ссылаются и русские исследователи Сергей Шпилевский (1833-1907) и Михаил Худяков (1894-1936)", - рассказывает Валиулла Якупов. Поэтому, по его мнению, "не стоит слишком академично подходить к событию прибытия сахабов в Волжскую Булгарию. Данная легенда существует в народной памяти, и в этом нет ничего предосудительного".

Таким образом, руководство республики в лице бывшего президента Минтимера Шаймиева в очередной раз доказало: в жизни и, тем более, в исторической науке нет ничего невозможного. Если есть фонд, в котором есть деньги, то должны быть и масштабные проекты, на которые эти деньги можно потратить. Как только что сообщил общественности президент РТ Рустам Минниханов, в "восстановлении сегодня нуждаются множество историко-архитектурных памятников на всей территории Татарстана, а фонд "Возрождение" успешно выполняет свои функции, и мы должны поддерживать его". Значит, вскоре нужно ждать новых и главное - оригинальных идей.