Правительство РД приняло постановление "О Программе развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Правительство Республики Дагестан отмечает, что, несмотря на принимаемые меры, состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан (далее - предприятия ОПК), остается тяжелым.

Значительное снижение объемов производства привело к тому, что производственные мощности предприятий используются в настоящее время лишь на 8-10%, резко сократилась численность работников, произошел отток высококвалифицированных кадров из республики.

Увеличение государственного оборонного заказа в 1999-2001 годах дало возможность предприятиям ОПК стабилизировать положение, улучшить финансово-экономические показатели, увеличить численность работающих, что обеспечило увеличение объема производства продукции на предприятиях ОПК более чем в 4,3 раза.

Правительством Российской Федерации приняты меры по поддержке предприятий ОПК в республике, в том числе увеличению объемов продукции на экспорт, и проводится работа по включению предприятий ОПК в интегрированные структуры.

В связи с тем, что федеральной целевой программой "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. N 779 "Об утверждении федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы", предусмотрено увеличение объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, в ближайшие годы не прогнозируется заметного прироста объемов государственного оборонного заказа. Вследствие этого стратегическим направлением загрузки предприятий ОПК, решения вопроса занятости населения признано освоение конкурентоспособной и пользующейся широким спросом продукции гражданского назначения.

В целях повышения эффективности использования производственных мощностей предприятий ОПК, их обновления и привлечения инвестиций Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Одобрить Программу развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан, разработанную Министерством промышленности и научно-технического развития РД (далее - Программа).

2. Определить заказчиком Программы Министерство промышленности и научно-технического развития РД.

3. Министерству промышленности и научно-технического развития РД довести Программу до заинтересованных министерств, ведомств РД и предприятий ОПК.

4. Министерству финансов РД, Министерству экономики РД предусматривать в проектах республиканского бюджета РД на 2004 и последующие годы необходимые средства на реализацию Программы в составе Бюджета развития РД.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и научно-технического развития РД".

Программа развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан

Паспорт Программы развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан на 2004 - 2008 годы

I. Введение

Становление экономики республики невозможно без развития ее реального сектора, ведущее место в котором по-прежнему занимает оборонно-промышленный комплекс (ОПК).

Принципиальной особенностью ОПК является двойное применение полученных результатов деятельности. Развертывание работ по технологическому перевооружению производства с использованием технологий двойного назначения позволит решить проблему обновления существующей производственной базы не только комплекса, но и других отраслей экономики, таких как транспорт, связь, ТЭК, АПК, здравоохранение и др.

Основной стратегической задачей на сегодняшний день становится закрепление наметившихся положительных тенденций по восстановлению производств, предприятий ОПК, создание условий для обеспечения устойчивого развития комплекса в перспективе.

Программа развития предприятий оборонного комплекса на 2004-2008 годы разработана с целью: установления основных направлений государственной политики по созданию условий для стабилизации, повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции предприятий ВПК республики; наращивания промышленного производства за счет комплекса мер по реформированию предприятий и привлечению инвестиций в промышленность; наиболее полного использования потенциала подвергаемых конверсии предприятий ВПК, располагающих высокими технологиями и способными производить машины и оборудования, отвечающие требованиям мирового рынка; повышения занятости и улучшения социального обеспечении населения республики.

II. Основные направления развития предприятий ОПК

До начала конверсии оборонного производства 19 наиболее крупных предприятий республики имели стабильную загрузку государственными оборонными заказами (до 90%), а в настоящее время только 9 предприятий выполняют заказы Минобороны России в пределах 5-8 % от объемов 1990 года.

В основном это вызвано резким сокращением объемов оборонного госзаказа и отсутствием достаточной государственной финансовой поддержки для проведения конверсии военного производства.

Положение предприятий усугублялось из-за постоянных неплатежей Минобороны РФ за выполненные работы в рамках заключенных контрактов.

Несвоевременное выделение защищенных в установленном порядке кредитных средств, а также их индексирование неадекватно инфляции привело к тому, что предприятия ВПК получили лишь 15-25% необходимых средств. К тому же, из-за бурного инфляционного процесса, протекавшего в течение нескольких лет, собственные оборотные средства предприятий были полностью обесценены. В результате вложенные финансовые средства практически "замораживались" в виде незавершенных работ (дополнительных основных фондов) и усугубляли финансовое положение предприятий за счет штрафных санкций за полученные доли инвестиций и дополнительные налоги на имущество.

В последнее время идет подъем производства по основным отраслям промышленности. Так, объемы производства продукции оборонных предприятий в 1999 г. увеличились на 268%, в 2000 году - на 230%, за 2001 год - на 121%, в 2002 году - 125%.

Увеличение госзаказа дало возможность предприятиям оборонного комплекса не только стабилизировать, но и улучшить показатели своей деятельности.

Учитывая, что в дальнейшем не приходится ожидать значительного увеличения гособоронзаказа, для обеспечения загрузки свободных производственных мощностей и сохранения достигнутых темпов роста объемов производства Минпромнауки РД совместно с предприятиями ОПК разработана "Программа развития оборонных предприятий Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан на 2004 - 2008 годы".

В основу Программы заложено производство высокотехнологичной гражданской продукции, конкурентоспособной как на местном, так и на российском рынке. Эти изделия в настоящее время прошли этапы разработки и находятся на стадии опытного и серийного производства.

В Программу вошли 14 предприятий различных отраслей, в том числе: ОАО "Завод Дагдизель", "Завод им. Гаджиева", "Каспийский завод точной механики", "Концерн КЭМЗ", "Авиаагрегат", "Буйнакский агрегатный завод", "Эльдаг", "Электросигнал", "Радиоэлемент", "Махачкалинский стеклозавод", НИИ "Сапфир", ФГУП "Завод сепараторов", "Эльмеэр", "Ботлихский ТС ЭВМ".

Для реализации намеченных этапов необходимо выделение финансовых средств в объеме 463,9 млн. рублей.

Предусмотренные к реализации Программой производства определяют стратегические направления развития перечисленных предприятий по увеличению выпуска изделий гражданского назначения на ближайшие годы. Освоение и серийное производство их в достаточных объемах обеспечит трудоустройство высвобождающихся высококвалифицированных работников, ранее занятых на оборонных заказах.

Таким образом, основными перспективными направлениями развития ведущих предприятий ОПК республики на ближайшие годы будут: освоение и производство с/х техники, машин для строительных работ, оборудования для топливно-энергетических комплексов, современных автомобильных компонентов, с/х авиации, дизель- агрегатов, сварочных агрегатов гражданского назначения, современной радиотехнической продукции, новых поколений навигационной техники, организация на свободных площадях предприятий сервисных центров по ремонту, дооснащению и модернизации средств связи наземной техники, проведение ремонтно-восстановительных работ, частичная замена и модернизация оборудования автоматических радиопеленгаторов, а также освоение и производство большой номенклатуры электротехнической и производственно-технической продукции и ТНП ОПК.

III. Занятость

Численность промышленно-производственного персонала на предприятиях ОПК республики в 1990 годы составляла 50,3 тыс. человек, в настоящее время она сократилась в четыре раза (13,2 тыс. чел.).

Средняя заработная плата за последние четыре года возросла в 4,5 раза и достигла в среднем 2100 рублей.

По инвестиционным программам, разработанными предприятиями ОПК, предусматривается создание более 5000 дополнительных рабочих мест.

Однако в последние годы наряду с финансовыми проблемами остро назревает вопрос обеспечения предприятий кадрами. Наметилась тенденция "старения" основного состава ИТР и рабочих на предприятиях и преобладающее большинство (50-70%) специалистов имеют возраст выше 40 лет. Из-за незначительных объемов производства остаются невостребованными выпускники технических вузов, прекратился приток квалифицированных специалистов из ведущих вузов России. Учитывая возрастной состав по основным специальностям, на предприятиях машиностроения уже сегодня остро стоит вопрос восполнения в будущем освободившихся вакансий молодыми специалистами.

Анализ возрастного состава по отдельным предприятиям показывает, что до 70% работников имеют возраст выше 40 лет, а на заводе "Дагдизель" - 52% инженерно-технических работников старше 50 лет.

Если учесть, что для подготовки рабочих специалистов требуется не менее 5 лет и инженерных кадров - до 7-10 лет, можно сделать вывод, что 2005-2007 годы промышленность республики будет ощущать острый дефицит кадров.

В существующих рыночных условиях для увеличения занятости на предприятиях необходимо оказание им государственной поддержки, в том числе и финансовой помощи. При этом государственная поддержка должна осуществляться только тем предприятиям, которые имеют экономическую перспективу и могут обеспечить наиболее эффективную соизмеримость затрат с увеличением фактической занятости работников.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит существенно улучшить ситуацию с кадрами на предприятиях.

IV. Бюджетная и социально - экономическая эффективность реализации Программы

Общий объем потребности в инвестиционных средствах на реализацию Программы составляет 464,0 млн. рублей, в том числе бюджетные средства - 330,5 млн. рублей, собственные средства предприятий - 133,5 млн. рублей.

В целях эффективного использования государственных инвестиционных средств предусматривается поэтапное, в течение 5 лет, ежегодно по 66,1 млн. рублей, финансирование.

Реализация Программы позволит увеличить дополнительно объемы производства: в 2004 году - на сумму 722,0 млн. рублей, в 2005 году - 1557,0 млн. рублей, в 2006 году - 2284,0 млн. рублей, в 2007 и 2008 годах - по 2502,0 млн. рублей.

Прогнозируемая прибыль от вводимых мощностей составит; в 2004 году - 122,0 млн. рублей, в 2005 году - 264,6 млн. рублей, в 2006 году - 388,0 млн. рублей, в 2007 и 2008 годах - по 425,0 млн. рублей. Общая прибыль от реализации программы за 2004-2008 годы составит более 1,3 млрд. рублей.

Кроме того, помимо увеличения объемов производства и занятости населения, отчисления в бюджеты всех уровней из расчета 2004-2008 г.г. составят 2,1 млрд. рублей.

Валовой региональный продукт по отрасли составит более 800,0 млн. рублей. При этом будут созданы более 5000 рабочих мест.

Для реализации мероприятий Программы кроме финансирования проектов необходимо решить комплекс проблем, включающих в себя кадровые вопросы, обновление основных фондов, кооперацию предприятий по отдельным специализированным производствам и т. д.

Последовательная реализация мер, предусмотренных Программой, должна стабилизировать ситуацию в промышленности, сформировать эффективные точки роста и обеспечить создание условий для успешного развития всего промышленного комплекса и решения социальных проблем, что, в конечном итоге, приведет к улучшению политической обстановки в республике.

Ожидаемые показатели программы на 2004 - 2008 годы

(млн. руб.)