Главное контрольное управление Президента РФ обнародовало отчет о своей работе за первое полугодие 2003 г. В частности, проведена проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года". Проверена деятельность Минэкономразвития России, Минтранса России, Минэнерго России, органов исполнительной власти республик Бурятия и Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Читинской областей и Еврейской автономной области по этому вопросу.

Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы" утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 №480. Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1996 №601 ей был присвоен статус президентской.

На начало 2002 года в эксплуатацию введено менее трети от намеченных объектов. Заморожены строительство автодороги Якутск-Кюбюме, реконструкция аэропортов в г.г.Магадане, Улан-Уде, Чите.

Из-за снижения жизненного уровня произошел отток населения в центральные части России. К началу 2002 года мигрировало около 1,3 млн.человек, или 12% постоянного населения.

Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство Российской Федерации постановлением от 19 марта 2002 №169 продлило срок реализации Программы до 2010 года.

Однако, как показала проверка, содержание откорректированной Программы не претерпело принципиальных изменений. При ее формировании не были выработаны новые подходы к разрешению основных проблем, негативно влияющих на развитие экономики и социальной сферы региона. В новую редакцию Программы внесен ряд ранее выполненных мероприятий.

В нее также был внесен ряд объектов, ввод которых к 2002 году уже потерял актуальность для экономики региона. В частности, строительство причала в морском порту г.Петропавловска-Камчатского, по мнению руководства области, нецелесообразно, так как существующие мощности из-за снижения грузопотока используются лишь на треть.

В то же время отдельные жизненно важные для Дальневосточного региона объекты были исключены из Программы. В том числе имеющее стратегическое значение для развития экономики - создание автомобильного транспортного коридора путем строительства автодороги Чита - Хабаровск.

По многим объектам не была принята во внимание их реальная стоимость, заложенная в проектно-сметной документации. Оценочные показатели Программы оказались значительно ниже проектных.

В Программе в отдельных случаях заказчиками-застройщиками определены организации, находящиеся в процедуре банкротства, что не дает им возможности использовать собственные средства на выполнение программных мероприятий.

Минэкономразвития России, органами исполнительной власти Дальнего Востока и Забайкалья до настоящего времени не создана эффективная система управления и контроля за реализацией Программы.

Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принят Порядок предоставления и расходования средств Фонда регионального развития, разработка которого предусмотрена ст.54 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".

По этой причине в 2002 году из этого фонда на реализацию мероприятий Программы не направлено 35 млн. рублей, или 5% бюджетных назначений, в том числе 25 млн. рублей - на строительство защитных сооружений от наводнений в Приморском крае и 10 млн. рублей - на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта г.Улан-Уде. До сих пор на текущий год остаются нераспределенными 255,6 млн. рублей, или 26,3%.

Государственными заказчиками в ряде случаев не выполняются условия договоров с подрядными организациями в части их ритмичного финансирования. Минэнерго России перечислило на возведение ГЭС-2 на р.Толмачева в Камчатской области всю сумму (42,5 млн. рублей) за 2002 год лишь 19 ноября. Из-за не поступления вовремя финансовых ресурсов сорван ее ввод в эксплуатацию в установленные сроки.

Минэкономразвития России и Минэнерго России своевременно не приняли необходимые меры по финансированию строительства газопровода из Соболевского района до г. Петропавловска-Камчатского. В 2002 году 335 млн. рублей поступили на счета Управления федерального казначейства Минфина России по Камчатской области только во второй половине декабря. Несмотря на поручения Президента Российской Федерации от 1 октября 2002 и 29 августа 2000 г., годовое задание на указанном объекте выполнено лишь на 54%.

В ряде региональных бюджетов не предусматривается выделение необходимых средств на реализацию программных мероприятий, что ведет к срыву их выполнения. В 2002 году в большинстве регионов финансирование планировалось в пределах 10-15% от намеченного в Программе. В бюджете Приморского края средства на эти цели вообще не предусматривались. Из-за отсутствия финансирования из бюджета Республики Саха (Якутия) сорвано строительство ВЛ-35кВ "Хандыга-Джебарики-Хая", а на завершение строительства Вилюйской ГЭС направлено 95,9 млн. рублей, или пятая часть.

Из бюджета Еврейской автономной области на расширение угольного разреза "Ушумунский" выделено лишь 2,4 млн. рублей, или 3,7%. Администрация Амурской области направила на выполнение Программы только 45,4 млн. рублей, или 24,7%.

В целом за 2002 год Программа была профинансирована на общую сумму 23,3 млрд. рублей, или 36,8% от предусмотренных, в том числе из федерального бюджета - на 2,8 млрд. рублей (72%), бюджетов субъектов Российской Федерации - на 1,54 млрд. рублей (37,2%), внебюджетных источников - на 18,9 млрд. рублей (36,4%).

Анализ выполнения Программы в прошедшем году показывает, что основные задачи по созданию экономических условий для устойчивого развития региона с учетом геостратегических интересов не достигнуты. Не произошло позитивного изменения социально-экономической ситуации. Индекс выпуска продукции по пяти базовым отраслям (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и розничная торговля) по сравнению с 2001 годом составил 97,5%. Продолжается отток населения.

Информация о результатах проверки направлена Президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации, а также полномочным представителям Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Правительство Российской Федерации 21 июня 2003 г. обязало о результатах принятых мер доложить до 1 августа т.г.