Лидер чувашских коммунистов и депутат Госдумы Валентин Шурчанов провёл пресс-конференцию "после многих событий", на которой рассказал о намерениях КПРФ взять реванш на декабрьских выборах в республиканский Госсовет и Госдуму, напомнил о роли и месте коммуниста - по "воле партии", признался, что ему "комфортно работать с обоими" президентами (нынешним Михаилом Игнатьевым и первым Николаем Федоровым. ныне сенатором), при этом обмолвился о "тайнах и предвосхищении тайн" по кандидатуре Федорова в партийных списках КПРФ, и пригласил журналистов "пойти на выборы вместе с партией". Сама пресс-конференция затянулась на два часа, и предпосылки к этому были заметны ещё до её начала: коммунисты безуспешно пытались прикрепить к стене партийный логотип - при ироничных комментариях давно собравшихся журналистов и самого Шурчанова, который проворчал, вполне миролюбиво, что "эдак могут и революцию проспать", и, наконец, решил начать общение без партсимвола, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Валентин Шурчанов: "Эдак могут и революцию проспать"

Старейший действующий политик со стажем начал с анекдота, как на дороге около Цивильска (город в Чувашии) Абрама и Мойшу (может, намекал на что) остановил сотрудник ГИБДД за превышение скорости, но наказание не последовало. Из-за вопроса: "А что, лауреатов Нобелевской премии у вас тоже наказывают?". "Ты что, лауреат Нобелевской премии? - с удовольствием цитировал Шурчанов вопрос Мойши, а потом ответ Абрама. - Нет. конечно, но вопрос-то я задать могу"... Заулыбался только руководитель фракции КПРФ в чувашском парламенте Виктор Ильин, который сидел по левую руку от Валентина Шурчанова и, видимо, должен был демонстрировать отсутствие противоречий в партийных рядах, о которых в последнее время писали СМИ. Лицо Шурчанова выражало безучастность, журналисты вежливо скривили улыбки.

Шурчанов, как и многие политики, обратился к журналистам как к коллегам, поскольку больше всех остальных имеет такое право: в течение нескольких лет был главным редактором газеты "Правда", которая скоро отметит своё 100-летие. Он сообщил, что встрече предшествовали "многие события", прежде всего "похвальные результаты" выборов в региональные парламенты 13 марта, где компартия получила "плюс 400 тыс. голосов и плюс ещё 29 депутатских мандатов", грядущая партконференция и съезд, где будут формироваться партийные списки и кандидат в президенты РФ, и "сложная обстановка" в республике, где продолжается рост безработицы, увеличиваются долги по зарплате, размер которой, кстати, составляет всего 61-62% от общероссийской, в то время как даже в советское время она была 70-78% от средней по стране. Экономика в удручающем состоянии: по сравнению с 1990 годом объём промышленности сегодня составляет всего 57,4%, сельскохозяйственной продукции - 59,2%, капитального строительства - 31%. Все эти факторы, по мнению лидера чувашских коммунистов, говорят о том, что "лёд тронулся, господа" и "пора менять власть".

У всех крупных предприятий Чувашии - большие проблемы, но "полный разгром на ХБК" (Волжская текстильная компания), где, по информации Шурчанова, уже даже "пилят станки" и сдают в металлолом. "Сознательно уничтожается имущество и наносится урон", - констатировал депутат, заметив, что направил свой запрос в Генпрокуратуру. На вопрос, кто пилит, Шурчанов развёл руками: "Сбербанк". При этом он выразил уверенность, что вопрос с Германом Грефом при желании можно было решить, не доводя ситуацию до абсурда.

"Речь идёт о чести и достоинстве республики. Была бы политическая воля, с Грефом можно было договориться. Там долги-то всего на 1,5 млрд рублей. Для Сбербанка России - это тьфу, ничего, так сказать. Нужно было позвонить Грефу, постучать кулаком, ёлки-палки, и сказать: не примите решения, не продлите сроки возврата кредита, я завтра закрываю все отделения Сбербанка России на территории Чувашской Республики", - разгорячился бывший первый секретарь Чувашского обкома КПСС и заключил: "Вот такой руководитель республики должен быть, иначе зачем тогда работать".

При этом он отметил, что когда-то крупнейшее предприятие республики и страны, располагающееся в самом центре Чебоксар, теперь купят за бесценок: "Сначала доводят состояние дел до невозможности, а после покупают по дешёвой цене - общий алгоритм таких схем". О продажной цене и покупателе ему ничего не известно, заверил Шурчанов.

"Купли-продажный" вопрос коснулся также передачи всех сетей Чувашии "Газпрому" в обмен на строительство Ледового дворца в Чебоксарах. "Ледовый дворец нам нужен. Надо строить, строить, строить, - как молитву произнёс коммунист, отметив, что "ещё бы Сапсан запустить от Саранска". "В передаче газовых сетей я ничего плохого не вижу, - продолжил он. - В конечном итоге должна быть единая энергетическая система с точки зрения концентрации производства. Передача сетей в распоряжение "Газпрома" я бы считал правильным. Пускай "Газпром" всем заправляет. Если "Газпром" при этом хочет построить, то хорошо - у них денег много". "Не слишком ли дешёво?" - раздалось в ответ. "Вот это другой вопрос, - спохватился лидер чувашских коммунистов. - Это предмет самого правительства". И "кстати" добавил, что КПРФ разработала и внесла законопроект о национализации, - реабилитировался.

Вопрос о крупных бизнес-проектах региона застал Валентина Шурчанова врасплох. "А вы их называйте - я могу их и не знать", - предложил он после небольшого замешательства, подтвердив таким образом, что оторвался от чувашской действительности и действительно о проектах не знает, а не не считает их несерьёзными. Строительство завода по производству солнечных модулей с "Роснано" он одобрил как идею созидания - "строить новые мощности, реконструировать старые производства", но выразил опасение, что "могут прийти не самые передовые технологии, а старые". Говоря о проекте строительства Чебоксарской ГЭС и подъёме уровня воды, коммунист отметил, что он "за", только если это одобрят эксперты. И сослался на мнение полпреда в ПФО Григория Рапоты, который пояснил, что сейчас проект проходит экспертизу на уровне РФ и правительства, а после этого будет направлен для проведения международной независимой экологической экспертизы, без которой вопрос решаться не будет. "Я рассматриваю этот вопрос с точки зрения социальной политики и жилищного строительства. Для того чтоб реализовать проект, нужны деньги на переселение...с другой стороны, прошлым летом я летал в Казань - сверху вся Волга зелёная. Надо, чтобы она двигалась, текла - советский проект как раз это предусматривает. Мы за, но при этом должны подчеркнуть, что если эксперты будут против, то тогда и мы будем против", - заключил Валентин Шурчанов, прежде ударившись в воспоминания о встречах ещё с прежними руководителями соседних регионов. Больше экономических вопросов не последовало.

Между тем рост напряжённости в республике увеличивает градус оптимизма у коммунистов: на декабрьских выборах они планируют поднять прежнюю планку избирательных голосов. На вопрос, сколько процентов возьмёт КПРФ в Чувашии, на этот раз Шурчанов отвечал уклончиво и не конкретно: "Буду молчать как партизан... Много". (Ранее он заявлял о 30%). По его словам, мартовские выборы в региональные парламенты в 12 субъектах позволяют говорить о наметившейся тенденции: "Единая Россия" потеряла 2,5 млн голосов, а КПРФ получила "плюс 400 тысяч" и 71 место в парламентах, увеличив своё присутствие на 29 человек. В соседнем Нижнем Новгороде, городе-миллионнике, обе партии получили примерно одинаковое количество голосов, приводил железные доводы Шурчанов, продолжая перечислять победы КПРФ в других городах, уставших от партии власти. В пользу набирающей очки КПРФ говорит даже такой факт, как отказ республиканского Госсовета рассмотреть поправки в закон о выборах, предполагающие избрание депутатов только по партийным спискам, добавил он.

Вопрос об именах в партийных списках лидер чувашских коммунистов оставил открытым, отметив, что "всё решает партия", зато оценил стратегию местных единороссов, которые собираются пустить "паровозом" олимпийскую чемпионку и жену министра спорта Елену Николаеву. "Единая Россия" в таком состоянии, что и Аллу Пугачёву туда засунут, - сказал депутат Госдумы. - Я считаю, что спортсмены известные должны быть, и они есть, но нельзя на них опираться как на локомотив. Сейчас локомотива не осталось - они хотят на любви к этой спортсменке весь список провести. Этого не получится. Потому что масштабы не те, ну и личности не те". Символичным считает лидер чувашских коммунистов заявление Минтимера Шаймиева о выходе из "Единой России", которая создавалась при его участии.

Но журналисты не сдавались: "Правда ли, что Николай Федоров - в партийном списке КПРФ?" "Это даже не тайна, это предвосхищение тайн, - глубокомысленно изрёк лидер глава чувашского рескома КПРФ. - Пока таких разговоров у нас нет. Если обращение такое поступит, мы, люди порядочные, обязательно соберёмся и обсудим эти вопросы. В одиночку такие решения принимать не будем". (Напомним, с 1 января 2011 года вступил в силу закон, согласно которому сенаторами могут быть избраны только депутаты законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления).

"Кто формирует партийные списки? Они ни от меня не зависят, ни от Ильина, ни от Васильева (показал он рукой на своих коллег). Потому что в партии - порядок, и он следующий: в Госдуму формирует съезд партии, в Госсовет формирует республиканская конференция. Мы в рамках полномочий будем формировать и расставлять списки, которые пойдут в Госсовет. А там я могу свои пожелания высказать, но они могут меня послушаться или могут не послушаться". Давайте с Геннадием Андреевичем (Зюгановым) встретимся", - закрывал вопрос Шурчанов. Но журналисты не унимались: "Ваши нынешние пожелания какие?" Переведя дух, Шурчанов продолжил: "Николай Васильевич (Федоров) всегда говорит: идейно мы разные, он либерал, а я коммунист. Но всё это не говорит о том, что в рамках того, чтобы создать в республике, республику обеспечить, республику поднимать, и коммунисты, и либералы - все нужны. Всем место есть в рамках нашей политической системы. Я абсолютно убеждён, что Федоров по партийным спискам КПРФ, конечно, не пойдёт. Тот, кто идёт по спискам КПРФ, потом им здорово-здорово достаётся".

Тут в очередной и самый последний раз прозвучало имя Тамары Романовой, которую на предыдущей сессии лишили депутатского мандата. Человека, вышедшего из компартии по собственному желанию, сказал Шурчанов, заметив, что заявление обратной силы не имеет, и человека, исключённого из парламентской фракции по причине нарушения партийной дисциплины. Собственно говоря, вся пресс-конференция созывалась, вероятно, чтоб поставить последние точки в деле коммунистки Романовой, оторвавшейся от линии партии. На все вопросы журналистов, почему заявление пролежало в столе целых два года прежде чем получило выход, Валентин Шурчанов безапелляционно заявлял: все действия рескома совершенно правильны и юридически обоснованны. По словам Шурчанова, она "абсолютно не подконтрольна с точки зрения партийных решений", нарушала партийную дисциплину, выступая самостоятельно, и ничего не делала во фракции. Более того, Романова, являясь председателем чувашского республиканского отделения союза "Надежда России" в течение двух лет не отчитывалась перед налоговыми органами, и теперь на организацию наложили штраф, углублялся в проблемы Шурчанов. "И куда ни смотри - везде так с Романовой", - категорично заявил он.

Говоря о высвободившемся кресле в Госсовете Чувашии, Валентин Шурчанов предположил, что его должны занять не студенты, а, например, Владимир Анисимов, бывший глава Аликовского района, который "с точки зрения активности и готовности к депутатской работе будет не хуже Романовой": "Он обладает известными преимуществами по дисциплинированности".

"Мы категорически не терпим ни талантливых, ни бесталанных, если они вразрез идут нашей партийной политике. Мы никого в своих рядах терпеть не будем, если они себя превозносят выше партии", - предупредил Валентин Шурчанов, которому напомнили о странном подходе расставаться с "трибунами" накануне выборов (первым был Игорь Моляков, перешедший в "Справедливую Россию"). "Трибун" несёт ответственность за свои слова и поступки. Депутаты подотчётны партии", - сказал депутат Госдумы, признавшись, что ему самому лишь однажды довелось выступать в Госдуме и он всегда подчинялся "воле партии", отправлявший его "фронт другой держать". "На то и воля партии", - изрёк 64-летний коммунист.

С каждой минутой всё больше ощущалось, что Шурчанову хочется многое сказать: в последний раз он общался с представителями СМИ год назад, причём журналисты тогда выступали только хроникёрами исторического события - с активом рескома компартии впервые встречался президент Чувашии Николай Федоров. Валентин Шурчанов был привычно многословен - и это качество не смогли исправить ни долгая работа в политике, ни служба в печатном органе партии. Он делился впечатлениями, что даже на Казанском вокзале ему приходилось слышать о ненормальности нынешней кадровой политике в регионе, когда на должности назначаются люди "с одного района, колхоза, министерства" и "ничего хорошего из этого не будет". "Перед Российской Федерацией обидно. За державу обидно", - патриотично произнёс он, заметив, что у них есть множество достойных кандидатов, способных занять посты. Правда, в очередной раз ограничился общими фразами и не стал оглашать их имена, чтобы, по его словам, не навредить. Но на одного из них показал рукой, хотя так и не представил: юноша, сидевший напротив президиума, мог бы занять место министра спорта, по его мнению. При этом он случайно проговорился о неких "договорённостях" с президентом Михаилом Игнатьевым, правда, так и не "раскололся" о чём именно. Назначение премьером Олега Макарова назвал "большой ошибкой", а сидящий рядом Виктор Ильин - "позором". Как известно, коммунисты ратуют за то, чтобы президент республики являлся главой правительства.

Шурчанов признался, что ему "комфортно работать с обоими" президентами - и первым, и вторым. "Я с любым человеком могу работать", - сказал он, отметив, что не считает "ни тех, ни других, четвёртых, пятых шестых, которые в правительстве работают, какими-то врагами". "С Федоровым мы ещё в университете вместе работали, - напомнил Шурчанов. - Я был заместителем секретаря партийного комитета, он был членом парткома. И Федоров, будучи членом партийного комитета, отчитывался перед парткомом. Чего ругаться-то". "Ничего личного",- повторил он любимую фразу продвинутых деятелей....

"Когда говорят, что они пришли только ограбить республику, - это далеко не так, - сказал Шурчанов, не уточняя, кого имеет в виду под "они". - У нас в республике дела не столь плохи, как в других регионах. Я до сих пор считаю, что город у нас самый благоустроенный". И поспешно добавил: "Сейчас угроза появилась, что город будет плоховеть". Из-за двух глав, между которыми всегда будут противоречия, кто главнее, пояснил Шурчанов, с ностальгией вспомнив времена одного мэра Анатолия Игумнова, когда дороги очищались от снега с 4-5 утра. "А теперь придите ко мне домой, посмотрите, что творится", - приглашение практически москвича прозвучало издевательски для местных журналистов, которые в Чебоксарах не наездами, а ежедневно.

Валентин Шурчанов сообщил, что депутатство ему нужно "не по привычке, а по самореализации". "У нас это единственная легальная возможность занять ту нишу в политических, общественных - во всех делах, ибо сегодня политика ведётся таким образом, что ты в сто раз способнее - но тебя никто не пригласит", - сказал он, вопрошая. "Что, Ильин не может министром работать? Он зампредом может работать. Но кто его возьмет? Никогда. Уж про меня и говорить нечего... Главредом в "Советскую Чувашию" и то не возьмут. Мы по-другому мыслим, по-другому думаем. Если страной правят олигархи, то политика их обслуживает", - заключил Шурчанов и пригласил журналистов не только на митинги, но и пойти "вместе с партией" на выборы. А для убедительности сообщил, что 28% избранных от КПРФ депутатов - беспартийные. На всё воля партии.