Спикер Сейма Латвии Солвита Аболтиня ("Единство") скептически относится к идее прямых президентских выборов. В то же время она признает, что во время нынешнего Сейма в Конституцию могут быть внесены соответствующие изменения.

По мнению Аболтини, изменение процедуры избрания президента следует рассматривать в контексте расширения президентских полномочий. В противном случае общество разочаруется, так как президент не сможет повлиять на процессы в стране.

При этом она указала на пример экс-президента Литвы Роландаса Паксаса, который, по ее словам, потерял должность в 2004 году из-за того, что предоставил литовское гражданство самому щедрому спонсору - предпринимателю Юрию Борисову, а также открыл тому гостайну, сообщив ему о начатом против него спецслужбами расследовании. Паксас также использовал служебное положение, чтобы компания его близкого знакомого получила выгоду, отметила Аболтиня.

Это аргументы скорее против всенародных выборов президента, полагает она, добавляя, что каждый раз перед президентскими выборами возникают прения о праве народа избирать президента. "Минусов больше, чем потенциальных плюсов, но я понимаю эмоциональную сторону", - сказала Аболтиня. По ее словам, избранный народом президент - это не спасение: "Это вопрос - может ли Латвию спасти вождь?".

Дискуссия об избранном народом президенте может стать одним из вопросов, который обсудит предложенная ею комиссия, которая приступит к работе осенью, предположила Аболтиня. Свое мнение выскажут и эксперты по конституционному праву.

Спикер подчеркнула, что вопрос изменения процедуры выбора президента должен быть изучен в контексте расширения президентских полномочий. Аболтиня отметила, что предложения действующего главы государства Валдиса Затлерса, сделанные в этом ключе, существенно не изменяют президентский мандат.

Сама Аболтиня считает, что президент должен быть избран двумя третями депутатов и в случае несостоявшихся выборов за кандидата во втором туре должна голосовать Ассамблея электората, в которой есть и представители самоуправлений, как это происходит в Эстонии.