В летнее время жители России активно пользуются железнодорожным транспортом, идущим на юг. Для обеспечения пассажирских перевозок в южные направления Министерство путей сообщения предпринимает целый комплекс мер. Как сообщили в Центре по взаимодействию со средствами массовой информации и рекламе МПС России, к началу летних перевозок парк пассажирских вагонов пополнился 165 новыми комфортабельными купейными вагонами с установками кондиционирования воздуха. Продолжается работа по оснащению пассажирских поездов экологически чистыми туалетами. В 2003 году только на эти цели планируется потратить около 165 млн. рублей.

Для организации обслуживания пассажиров на вокзалах в дополнительно открыто 1005 билетных касс, из них 578 касс дальнего следования, задействовано 870 билетных кассиров. Для обеспечения выдачи справок на вокзалах и железнодорожных агентствах на летний период открылось 46 справочных окон и 50 дополнительных справочных мест.

Летом 2003 года в направлении северокавказского Черноморского побережья МПС назначено 85 поездов различной частоты курсирования. В частности, летом 2003 года открыты новые прямые маршруты по направлениям Саратов-Симферополь, Красноярск-Симферополь, Брест-Волгоград, Баку-Свердловск, Ярославль-Иркутск, Ташкент-Казань, Волгоград-Северобайкальск и др.

На направлениях, пользующихся большим пассажирским спросом, введены дополнительные поезда. В первую очередь речь идет о таких направлениях, как Москва-Самара, Москва-Казань, Москва-Адлер, Москва-Горький, Москва-Кишинев. Всего дополнительно введено 48 новых пассажирских поездов, в том числе - 10 поездов межгосударственного сообщения.

Для вывоза пассажиров с Тюменского Севера к местам летнего отдыха выделено дополнительно 11 составов из резерва МПС, а для перевозки детей из Ямало-Ненецкого автономного округа разработан дополнительный маршрут Коротчаево-Адлер.