Кто разрабатывал программу "десоветизации", возложившую на СССР ответственность за геноцид и войну?
На официальном сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека опубликован список рабочей группы по "исторической памяти", разработавшей программу "десоветизации" (http://www.president-sovet.ru/structure/group_5/stuff/), признавшей ответственность СССР за геноцид и развязывание
1. Караганов Сергей Александрович, руководитель Рабочей Группы, член Совета;
2. Кривенко Сергей Владимирович, секретарь Рабочей Группы, член Совета (член правления общества "
3. Алексеева Людмила Михайловна, член Совета;
4. Аузан Александр Александрович, член Совета;
5. Битюцкий Вясеслав Ильич, председатель Правления Воронежского общества "Мемориал", приглашенный эксперт;
6.
7. Лавров Владимир Михайлович, доктор исторических наук, заместитель директора по науке Института Российской Истории
8. Лукьянов Федор Александрович, член Совета;
9. Мироненко Сергей Владимирович, доктор исторических наук, профессор,директор Государственного архива Российской Федерации, приглашенный эксперт;
10. Рачинский Ян Збигневич, сопредседатель "Московского Мемориала", приглашенный эксперт;
11. Рогинский Арсений Борисович, председатель Правления Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал", приглашенный эксперт;
12. Федотов Михаил Александрович, председатель Совета;
13. Флиге Ирина Анатольевна, директор Научно-информационного центра "Мемориал" Санкт-Петербурга, приглашенный эксперт.
ИА REGNUM попросил прокомментировать этот список директора фонда "Историческая память" Александра Дюкова. Он сказал: "Список людей, разрабатывавших "программу Федотова", весьма интересен. Прежде всего, на заседании Совета 1 декабря прошлого года был утвержден следующий состав рабочей группы: руководитель - Караганов С.А., члены - Аузан А.А., Гефтер В.М., Джибладзе Г.Д., Кривенко С.В., Лукьянов Ф.А., Полникова И.Г.,Пушков А.К. (список опубликован на официальном сайте Совета: http://www.president-sovet.ru/structure/). Теперь выясняется, что список разработчиков совсем иной: в него не вошли утвержденные члены рабочей группы В.М. Гефтер, Г.Д. Джибладзе, И.Г. Полникова и А.К. Пушков, зато появились Л.М. Алексеева и М.А. Федотов. Это заставляет прислушаться к мнению одного из членов Совета, анонимно заявившего на прошлой неделе о том, что опубликованные "Предложения" не утверждены Советом и не являются позицией Совета.
Далее обращает на себя внимание весьма специфический состав приглашенных экспертов: из семи человек - пятеро являются представителями общества "Мемориал". Таким образом, экспертное обеспечение программы проводилось представителями одной-единственной организации; это фактически - программа, составленная обществом "Мемориал". Однако далеко не все ученые, научные и общественные организации, занимающиеся исследованием сталинизма, разделяют научную и политическую позицию этого уважаемого общества.
Весьма показательно наличие среди приглашенных экспертов замдиректора Института российской истории РАН В.М. Лаврова, не так давно отметившегося несколькими публичными доносами, в которых, в частности, обвинял своих коллег-историков в "политической крамоле": "провокации выхолащивания модернизации РФ". Это очень показательно, поскольку в "Предложениях" Совета предусматривается юридическое закрепление в качестве официальной определенной идеологической концепции истории России ХХ века и преследование государственных служащих, несогласных с ней. Фигура В.М. Лаврова среди разработчиков документа показывает, что эти преследования будут распространены и на академическую науку; как и в советское время, ученых начнут втискивать в прокрустово ложе идеологии, на этот раз - "антисоветской". Для российской исторической науки это обернется настоящей катастрофой.
Список создателей "программы Федотова" показывает, что разработка важнейшей общественной программы велась келейно, к ней привлекали только "своих". Среди разработчиков программы не было ни одного представителя профильных общественных организаций, кроме представителей "Мемориала"; ни одного представителя академических институтов, кроме имеющего весьма специфическую репутацию В.М. Лаврова; ни одного специалиста-международника, кроме представителей Совета по внешней и оборонной политике; ни одного юриста; ни одного представителя государственных министерств и ведомств; ни одного представителя ведущих политических партий.
Неудивительно, что важная тема увековечивания памяти жертв необоснованных политических репрессий оказалась профанирована и на выходе получился абсолютно неприемлемый для большей части российского общества документ".