Депутаты Архангельского областного Собрания депутатов обеспокоены влиянием на экономику Архангельской области новых Правил применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (далее - Правила), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 ноября 2010 года № 364-э/4, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2011 года (№ 19594) и опубликованных в "Российской газете" 2 февраля 2011 года.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе областного Слобрания, Правила кардинально меняют существующие расчеты стоимости электрической энергии, поставляемой потребителям на розничном рынке, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, в неценовых зонах оптового рынка, к которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 770 "Об определении территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности)" относятся территории Республики Коми, Архангельской и Калининградской областей, территория Дальнего Востока (Амурская область, Приморский край, Хабаровский край, Южно-Якутский район Республики Саха (Якутия), Еврейская автономная область).

Как отметил председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике областного Собрания Андрей Аннин, в соответствии с Правилами, расчеты стоимости электрической энергии, поставляемой потребителям на розничном рынке, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, будут производиться на основе регулируемых тарифов для данной группы потребителей с учетом изменения стоимости единицы электрической энергии на оптовом рынке. Кроме того, Правилами вводится система штрафных санкций (поправочных коэффициентов) за отклонения фактических объемов потребления электрической энергии от договорных, что значительно повышает финансовую ответственность потребителей на розничном рынке за данные отклонения. При сохранении государственного регулирования тарифов на электрическую энергию рост тарифов для потребителей Архангельской области, работающих на низком уровне напряжения с годовым числом использования заявленной мощности менее 5 500 часов (а это большая часть бюджетных потребителей), в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 112,3%, рост тарифа на электрическую энергию для иных промышленных потребителей на 2011 год составил в среднем 117%.

В соответствии с пунктом 62.1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов были вправе устанавливать льготные тарифы на электрическую энергию для сельскохозяйственных товаропроизводителей исходя из региональных особенностей этих субъектов. Однако положения указанного пункта действовали только при установлении тарифов на 2009 и 2010 годы, в связи с чем агентством по тарифам и ценам Архангельской области тариф на электрическую энергию для cельскохозяйственных товаропроизводителей на 2011 год установлен на уровне, предусмотренном для прочих потребителей. Рост тарифа на электрическую энергию для сельскохозяйственных товаропроизводителей Архангельской области в 2011 году по сравнению с существовавшим льготным тарифом по данной группе потребителей в 2010 году составил 157% (утвержденные тарифы: 2010 г. - 332,5 коп./кВтч, 2011 г. - 522 коп./кВтч).

"Прогноз влияния Правил на деятельность хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства предполагает рост расходов организаций этой сферы на оплату отклонений фактических объемов потребления электрической энергии от договорных в годовых размерах от 90,0 тыс. рублей до 952,0 тыс. рублей для каждой организации, - сказал депутат Архангельской области Андрей Аннин. - А для организаций бюджетной сферы системы здравоохранения дополнительный рост расходов для каждой из них составит от 215,0 тыс. рублей до 357,0 тыс. рублей. В настоящее время в организациях бюджетной сферы Архангельской области не подготовлены специалисты для новой системы планирования потребления электрической энергии, поэтому и применение Правил уже с апреля текущего года негативно скажется на консолидированном бюджете Архангельской области. Вместе с тем в областном бюджете на 2011 год и местных бюджетах не запланированы дополнительные расходы на оплату отклонений фактических объемов потребления электрической энергии бюджетными организациями от договорных. В то же время рост тарифов на электрическую энергию для промышленных предприятий и применение установленного Правилами порядка планирования потребления электрической энергии приведут к повышению расходов в бизнесе, - уверен депутат. - К тому же необходимо учитывать невозможность хозяйствующих субъектов в некоторых случаях (неблагоприятные погодные условия, срыв планируемого контракта и т.п.) точно спланировать потребление электрической энергии для производственных целей, что приведет к увеличению расходов на оплату отклонений фактических объемов потребления электрической энергии от договорных и негативно повлияет на экономику Архангельской области в целом".

В связи с этим депутаты обратились к председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой поручить Федеральной службе по тарифам внести изменения в Правила в части введения их в действие с 1 января 2012 года, что позволит в течение текущего календарного года подготовить и обучить специалистов организаций бюджетной сферы и предприятий Архангельской области планированию потребления энергоресурсов в целях минимизации (в пределах 2 %) отклонений фактических объемов потребления электрической энергии от договорных.