Подготовка визита Александра Лукашенко в Киев на мероприятия, посвященные 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС, проходит не без интриг. На международную конференцию "Двадцать пять лет Чернобыльской катастрофы. Безопасность будущего", которая состоится 20-22 апреля в Киеве, приглашен глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Информагентства сообщили, что европейский политик выставил украинским организаторам условие своего участия: на международной конференции не должен присутствовать Александр Лукашенко. Таким образом, Евросоюз подчеркивает свою крайнюю неприязнь к руководителю Белоруссии.

Судя по составу участников киевских мероприятий (канцлер Германии, президенты России, Франции, Италии, политики высшего ранга других государств), в столице Украины будет обсуждаться не только гуманитарная, но более широкая проблематика. Несомненно, в Киеве уделят внимание теме развития атомной энергетики, актуализированной катастрофой в Японии. Ее обсуждение будет тем более интересным в контексте планов России, Украины и Белоруссии (стран, наиболее пострадавших от Чернобыльской катастрофы) развивать свои атомные проекты. Строительство АЭС в Белоруссии уже идет: создается инфраструктура, выравнивается площадка, осенью начнут рыть котлован, а в 2017 году планируют получить электроэнергию с первого энергоблока. БелАЭС будет конкурировать на рынке Евросоюза с украинскими поставщиками. Пока наступит определенность в вопросе строительства АЭС в Польше и Литве, рынок поделят российская Балтийская АЭС (Калининградская обл.), БелАЭС (Гродненская обл.) и украинские АЭС. Официальный Киев полон решимости достроить третий и четвертый энергоблоки Хмельницкой АЭС при участии "Росатома" и "Сбербанка".

Учитывая состав участников и комментарии экспертов, близких к правительствам стран, в Киеве будет обсуждаться широкий спектр вопросов энергетической проблематики. Должное внимание уделят инфраструктурным проектам. Среди них для властей Белоруссии имеет особое значение проект "Одеcса-Броды", в который вложено немало сил и средств, который имеет ярко выраженную имиджевую составляющую.

Интересные вести приходят с Украины: 25 марта информагентство УНИАН со ссылкой на "источник, работающий в сфере поставок нефти в страны ЕС" сообщило: Белоруссия отказалась от закупок венесуэльской нефти и не намерена использовать украинский нефтепровод "Одесса-Броды". "Таким образом, рентабельность использования нефтепровода "Одесса-Броды" в аверсном направлении существенно снижается, учитывая то, что по системе замещения нефти в Белоруссию поставлялось сырье из каспийского региона по упомянутому нефтепроводу", - говорится в сообщении.

Официальный Минск не комментирует данную новость. Согласно информации из источников госуправления Белоруссии, корректировки белорусско-украинских соглашений не предвидится, "Одесса-Броды" задействован для прокачки азербайджанской нефти. В настоящее время проходит вытеснение из трубопровода российской нефти сорта "Уралс", которая прокачивалась по нему ранее в реверсном режиме в направлении черноморских портов. Белорусские эксперты, комментируя поставки азербайджанской нефти по магистрали "Одесса-Броды", указывали на то, что целью данной поставки является вытеснение российской нефти для дальнейшей транспортировки по трубопроводу более легких сортов из Азербайджана (сорта "Айзери Лайт") и Венесуэлы (сорта "Санта-Барбара"). Венесуэльская нефть, закупаемая Белоруссией, выгружалась из танкеров и поставлялась на Мозырский НПЗ железнодорожным транспортом, что отражалось на стоимости поставок. В перспективе именно она должна была поставляться по "Одесса-Броды" на белорусский НПЗ в Мозыре. Закупленная Белоруссией и находящаяся в данное время в нефтепроводе партия азербайджанской нефти должна "помыть" его для поставок более легких сортов.

Ожидается, что в Белоруссию азербайджанская нефть по нефтепроводу "Одесса-Броды" поступит в апреле текущего года - об этом сообщил 24 марта и.о. гендиректора ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" (МНПЗ) Сергей Сосновский. "Прокачка нефти идет в штатном режиме. В настоящее время продолжается вытеснение технологической нефти сорта "Юралс" из нефтетранспортного маршрута "Одесса-Броды-Мозырь", - сообщил Сосновский. Для того, чтобы получить чистую азербайджанскую легкую нефть сорта "Айзери Лайт", необходимо вытеснить из трубы около 600 тыс.т технологической нефти (сорта "Уралс"). По информации Сосновского, в течение февраля-марта было вытеснено примерно 450 тыс.т, которая поступает на МНПЗ.

Прокачка азербайджанской нефти сорта "Азери лайт" для Мозырского НПЗ с использованием нефтепровода "Одесса-Броды" в аверсном режиме и участка Мозырь-Броды нефтепровода "Дружба" в реверсном режиме началась 13 февраля. Заместитель генерального директора предприятия по обеспечению сырьем и реализации нефтепродуктов Виталий Павлов сообщил 9 марта: "Контракт на поставку нефти из Азербайджана заключен между ЗАО "Белорусская нефтяная компания" и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR). По этому контракту в 2011 году будет поставлено до 4 млн.т нефти. Доставка будет осуществляться в порт "Южный" (Украина), а затем трубопроводным транспортом по "Одесса-Броды" и "Дружба" на Мозырский НПЗ. Договор на прокачку углеводородного сырья с использованием нефтепровода "Одесса-Броды" заключен между ЗАО "Белорусская нефтяная компания" и ОАО "Укртранснафта". Поставки азербайджанской нефти в Белоруссию будут осуществляться одновременно с поставками сырья из Венесуэлы".

2 марта председатель постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Сергей Семашко сообщил, что на весенней сессии Палаты представителей Национального собрания Белоруссии запланирована ратификация межправительственного соглашения о сотрудничестве с Украиной в области транспортировки нефти, подписанного 12 июля 2010 года в Киеве. "Оно определяет взаимовыгодные условия и закрепляет гарантии долговременного сотрудничества Белоруссии и Украины в сфере использования инфраструктуры морских портов, железнодорожного и трубопроводного транспорта Украины при транспортировке нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы", - проинформировал Семашко. В период с мая 2010 года по апрель 2011 года объем поставок запланирован на уровне не более 4 млн.т, в дальнейшем предусматривается увеличение до 10 млн.т в год. В документе предусмотрен удельный тариф на транспортировку нефти по территории двух стран, который составляет $0,27 за 1 т на 10 км. "Это снижает на $22 затраты по каждой тонне нефти по сравнению с ранее установленными тарифами", - заявил член нижней палаты Национального собрания Белоруссии.

Роль официального Минска в реанимации проекта "Одесса-Броды" трудно переоценить. Украинский нефтепровод вызвал интерес белорусских властей в связи с планами диверсификации поставок нефти в Белоруссию, полностью зависимой от "Газпрома", "Транснефти" и российских нефтетрейдеров. Проблема актуализировалась во время конфликтов с РФ и, особенно, в 2009-2010 гг. Поставки нефти по украинскому нефтепроводу на Мозырский НПЗ позиционировались в Минске как серьезный аргумент в нефтегазовых войнах с Кремлем. Во сколько обходилась нероссийская нефть Белоруссии, долгое время было непонятно. Независимые эксперты сразу же выдвинули версию о том, что "венесуэльский проект" призван реализовать скорее политические амбиции руководства Белоруссии в информационно-психологических войнах с Россией, нежели экономические интересы страны. Озвучивался тезис о том, что поставки венесуэльской нефти будут продолжаться до тех пор, пока в бюджете РБ будут на это деньги. В 2011 году стало понятно, что иностранной валюты у правительства Белоруссии нет даже для обменных пунктов.

В декабре 2010 года в Москве состоялось подписание соглашений о беспошлинных и неограниченных в объемах поставок российской нефти в Белоруссию. До и после их подписания официальный Минск заявлял о том, что ничто не заставит его отказаться от приобретения нефти у Венесуэлы и Азербайджана. Более того: после московских договоренностей ряд белорусских чиновников подтвердили твердость курса на продолжение и интенсификацию процесса диверсификации поставок нефти и газа в Белоруссию, были подтверждены транзитные обязательства перед Украиной.

16 февраля первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что в 2011 году Белоруссия закупит у России 21 млн. 670 тыс. т нефти согласно топливно-энергетического баланса до 2020 года. Данный объем достаточен для полной загрузки обоих белорусских НПЗ, удовлетворения нужд республики в нефтепродуктах и поддержания экспортного потенциала. В 2011 году Белоруссия намерена выполнить условия контракта с Венесуэлой (4 млн. т нефти). Семашко также сообщил, что в 2011 году Белоруссия приобретает нефть из Азербайджана, которая уже поставляется по нефтепроводу "Одесса-Броды" согласно своп-контракту с Венесуэлой.

Таким образом, складывалась логичная схема: российская нефть поставляется по нефтепроводу "Дружба", а азербайджанская - по "Одесса-Броды". Возник вопрос: что власти Белоруссии намерены делать с той нефтью, которая закупается в объеме, превышающем совокупные мощности переработки Новополоцкого и Мозырского НПЗ. Тем не менее, белорусская сторона посчитала важным в очередной раз подтвердить не только объемы закупки, но и свою заинтересованность в эксплуатации украинского нефтепровода. Этому предшествовало еще одно важное событие: 17 января в Киеве был подписан договор между ЗАО "Белорусская нефтяная компания" и ОАО "Укртранснафта" об оказании услуг по транспортировке нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" на Мозырский НПЗ. Договор составлен сроком на два года с дальнейшей его пролонгацией, в нем оговаривается гарантированная транспортировка 4 млн.т легкой нефти ежегодно. Украинский нефтепровод способен прокачать втрое больший объем нефти и без поставок в Белоруссию простаивает. Очевидно: украинскую сторону не устроили гарантированные белорусскими партнерами объемы. В Киеве договор назвали "утешительным" и сосредоточились на проекте "Сарматия".

Международное трубопроводное предприятие (МТП) "Сарматия" было создано в 2004 г. как польско-украинское СП. ОАО "Укртранснафта" и польская "PERN Przyjazn" объединили усилия по проектированию, привлечению инвесторов и достройке нефтепровода "Одесса-Броды" до польского города Плоцк. Долгое время не удавалось найти инвестора под проект транзита каспийской нефти. Очевидно: компания, которая занялась бы строительством данного объекта, должна быть готова не только к серьезным финансовым вложениям, но и политическим рискам. Речь не только о специфике внутриукраинских процессов, но и о пересечении интересов с российскими поставщиками. Кроме того, не была ясна степень готовности каспийских государств наполнить этот трубопровод своей нефтью. Пока шел поиск инвестора, к участию в "Сарматии" присоединились (в 2007 г.) Государственная нефтяная компания Азербайджана, Грузинская нефтяная и газовая корпорация и литовская компания "Клайпедос нефть".

28 января в Давосе президенты Азербайджана и Украины подписали документы о транспортировке через Украину в ЕС азербайджанской нефти, а также меморандум о поставках на Украину сжиженного газа. "Мы хорошо начинаем 2011 год - подписанием важного документа, который будет определять наше будущее сотрудничество в энергетической сфере. Его мы видим в перспективе как очень масштабное, всестороннее и самое главное - долгосрочное", - заявил в связи с этим Ильхам Алиев. Он также отметил: "Наши отношения развиваются очень активно и динамично. Они характеризуются такими терминами, как "стратегическое партнерство", "дружеские отношения".

В планах Украины и Азербайджана - участие в реанимации проекта нефтемагистрали "Одесса-Броды-Плоцк", по которой азербайджанская нефть будет поставляться потребителям в ЕС (украинские НПЗ ее уже получают). В 2006 г. при финансовом участии Евросоюза было разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) достройки нефтепровода "Одесса-Броды" до польского города Плоцк. В перспективе возможно сосредоточить усилия на участке от Плоцка до Гданьска. В апреле 2009 года участники проекта "Сарматия" подписали ТЭО Евразийского нефтетранспортного коридора, по которому азербайджанская нефть потечет в ЕС.

Планируется, что каспийская нефть будет поставляться по трубопроводу в грузинский порт Супса, а от него - танкерами в украинский порт (Одесская обл.). По нефтепроводу из Одессы она потечет в Броды (Львовская обл.), а оттуда - в Польшу, Чехию и Словакию. Поставки в Белоруссию уже апробированы в 2010 году: по "Одесса-Броды" прокачана российская нефть, доставленная танкером из Новороссийска до украинского порта "Южный". В направлении Прибалтики поставки выглядят проблематичными. Однако не стоит забывать, что перед запуском "Одесса-Броды" с целью поставок на белорусский НПЗ в Мозыре также высказывалось немало скепсиса.

3 февраля в Варшаве прошли переговоры президентов Украины Виктора Януковича и Польши Бронислава Коморовского, во время которых особое внимание было уделено сотрудничеству Украины и Польши в энергетической сфере. "В частности, мы проанализировали состояние реализации Евроазиатского нефтетранспортного коридора и сооружения нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск", - сказал Янукович. Накануне визита он сообщил в интервью польским СМИ: Украина заинтересована в присоединения Польши к развитию нефтепровода "Одесса-Броды".

23 марта азербайджанское издание AZE.az со ссылкой на МТП "Сарматия" сообщило о том, что в Сенате Польши прошли слушания, посвященные проекту строительства нефтепровода Броды-Плоцк. На слушаниях присутствовали сенаторы, руководители польских министерств, представители дипломатических миссий Азербайджана и Украины. "Была обсуждена возможность реализации проекта до конца 2015 года. МТП "Сарматиа" уже завершила подготовку ТЭО проекта, исследования о выборе трассы нефтепровода. Также начата подготовка отчета о влиянии проекта на окружающую среду. На слушаниях было отмечено, что существенным событием для проекта стал "аверс" нефтепровода Одесса-Броды, который, начиная с февраля 2011 года, транспортирует каспийскую нефть в европейском направлении", - сообщило издание. Таким образом, официальный Киев адекватно оценил обстановку и, учтя "белорусский фактор", интенсифицировал сотрудничество на западном направлении. Не стоит забывать также о том, что Украина твердо придерживается курса на интеграцию с ЕС и рассчитывает на содействие в данном вопросе со стороны Польши. Поэтому отход Белоруссии от участия в эксплуатации "Одесса-Броды" компенсируется сближением с официальным Брюсселем, Варшавой и Баку.

В газовой сфере наиболее амбициозный проект двустороннего сотрудничества между Киевом и Баку - строительство на украинском черноморском побережье терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ). Украинский СПГ-терминал будет способен принять 10 млрд. кубометров газа, основным поставщиком которого станет Азербайджан. Польша и Белоруссия также заинтересованы в диверсификации поставок энергоресурсов на Украину. Польша содействует продвижению проекта "Сарматия", а Белоруссия заинтересована в диверсификации поставок газа посредством украинского СПГ-терминала.

В марте 2010 года Кабинет министров Украины утвердил план мероприятий по реализации инвестиционного проекта "Поставка на Украину сжиженного природного газа и строительство регазификационного терминала". В декабре было создано украинское госпредприятие по строительству СПГ-терминала, которое приступило к подготовке технико-экономического обоснования и поиску инвесторов для строительства. По планам компании, осенью 2011 года ТЭО будет готово, строительство может начаться в 2013 году. Согласно планам Минтопэнерго Украины, первая очередь СПГ-терминала войдет в строй к 2016 году, а вторая - до 2018 года. Позднее была названа новая дата ввода в строй первой очереди - в 2014 году.

Директор украинского ГП "Национальный проект LNG-терминал" Петр Мирошников (имеющий опыт работы в нефтяной сфере) в данной связи отметил: строительство терминала нацелено, прежде всего, на ресурсы Азербайджана. Запасы газа в этой стране оцениваются в 2,5-5 трлн. кубометров, до 2020 года Азербайджан планирует выйти на уровень добычи 55 млрд. кубометров в год. "Сегодняшний уровень добычи в Азербайджане составляет около 30 млрд. куб. м. Внутреннее потребление - порядка 10-11. Мы можем за короткое время нарастить добычу газа до 40 либо даже 50 млрд. куб. м. Но для этого нужны контракты", - заявил президент Азербайджана в интервью украинской газете "День" (октябрь 2010 года). А в конце 2010 года министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев заявил о том, что ежегодные поставки сжиженного газа на Украину могут составить до 5 млрд. куб. м. Кроме азербайджанского газа украинский СПГ-терминал сможет принять газ из Катара, Индонезии, Алжира и, возможно - Ливии. Соответствующие переговоры велись украинским руководством до недавнего времени, но лишь с Азербайджаном были достигнуты конкретные договоренности. На уровне президентов Украины и Азербайджана была создана рабочая группа, занимающаяся проработкой совместных энергетических проектов.

Таким образом, Украина отвечает на строительство "Южного потока" и БТС-2, рассматривая Азербайджан в качестве стратегического партнера поставок нефти и газа. В свою очередь, Азербайджан видит в официальном Киеве стратегического партнера в диверсификации поставок своих энергоресурсов. Польша намерена поддерживать Украину в ее стремлении диверсифицировать поставки энергоресурсов и уменьшить экономическую зависимость от России. Варшава решает не только ряд внешнеполитических проблем, но и получает доступ к азербайджанской нефти.

Каково место в этой схеме Белоруссии - покажет весна-лето 2011 года. Несомненно, данный вопрос будет обсуждаться главами Белоруссии и Украины в апреле на двустороннем уровне. В настоящее время идут межправительственные консультации. Официальный Минск заинтересован в сохранении возможности альтернативных поставок нефти по трубопроводу "Одесса-Броды", однако Украина не намерена упускать выгоду. Для Белоруссии транспортировка венесуэльской "Санта-Барбары" цистернами не только дороже, но и сложнее в организационном плане. В 2010 году украинская сторона предоставила не только порт для выгрузки поставляемой в Белоруссию венесуэльской нефти из танкера, железную дорогу и цистерны, но и льготные тарифы на транспортировку, выразив намерение повысить стоимость оказываемых Белоруссии услуг в 2011 году. Доставка этой же нефти через прибалтийские порты (по железной дороге) выглядит менее предпочтительнокак с позиций экономических расчетов, так и изменения политической конъюнктуры. С подписанием декабрьских соглашений в Москве необходимость в украинском нефтепроводе и венесуэльской нефти у Белоруссии становится незначительной.

После событий 19 декабря 2010 года в Минске отношения между Белоруссией и странами Евросоюза серьезно ухудшились. 31 января ЕС и США ввели санкции против официального Минска, к которым присоединились союзники Брюсселя и Вашингтона. Кроме того, США ввели санкции против белорусского госконцерна "Белнефтехим", а руководство Евросоюза озвучило угрозы введения экономических санкций (пока лишь расширяются визовые санкции). Примечательно, что активными сторонниками ужесточения санкций ЕС выступают Латвия и Эстония, которым в 2010 году официальный Минск предложил сотрудничество в транзите венесуэльской нефти, а также кооперации в процессе строительства СПГ-терминала на прибалтийском побережье. Позиция Литвы неоднозначна: администрация президента выступает за сохранение политических санкций в отношении властей Белоруссии и с благосклонностью относится к деятельности белорусской оппозиции (в т.ч. ее офисов в Вильнюсе). Правительство Литвы желает двигаться в фарватере общеевропейской политики в отношении официального Минска и одновременно развивать с ним экономические отношения. Парламент Литвы настроен более решительно и неоднократно давал понять, что поддержит ужесточение санкций против официального Минска, если будет явлена политическая воля Брюсселя. Таким образом, "прибалтийский коридор" белорусского транзита нестабилен.

Единственное, что сдерживает Запад от введения экономических санкций в отношении Белоруссии - боязнь усилить и без того огромную зависимость Белоруссии от России. В Минске это хорошо понимают и, поэтому, позволяют себе не только резкие ответные заявления, но и визовые санкции против ЕС и США. Одновременно развивается белорусско-российская интеграция в рамках Союзного государства, Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства. Особенностью данного процесса является демонстративное игнорирование Москвой участия союзника в программе ЕС "Восточное партнерство", поставок венесуэльской нефти, заявлений о намерении покупать сжиженный газ на спотовых рынках и т.д. В отличие от ситуации 2007-2010 гг., у Кремля в диалоге с Минском добавилось два серьезных аргумента: БТС-2 и "Северный поток".

Обсуждение важнейших экономических и политических вопросов в Киеве может пройти без участия белорусской стороны. Когда в Минске заявляют о том, что санкции Евросоюза в их нынешнем формате почти ничего не значат (кроме испорченного настроения председателя Центризбиркома и т.п.), то тем самым стараются заретушировать серьезные последствия международной изоляции. Очевидно: тотальной изоляции Белоруссии еще нет, и не может быть, пока она сохраняет союзнические отношения с Россией, пока развивает интеграционные процессы с Россией и Казахстаном. После мероприятий в Киеве произойдет немало событий, которые дадут окончательный ответ на вопрос: "сможет ли Европа обойтись без "центра Европы" в решении европейских проблем"?