Архангельск посетил лектор фонда "Прогресс", бывший глава Пинежского района Павел Меньшуткин. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с ним о том, почему тот ушел из политики в образование, а также задал ряд вопросов на другие близкие темы.

ИА REGNUM: Вы уже давно уехали из Архангельской области, после этого работали в администрации Костромской области. У вас была возможность понаблюдать со стороны. Что вы увидели после отъезда?

Когда есть возможность сравнить два региона, конечно, кое-что видно. Я увидел очень много похожего в построении самой власти, система все-таки везде одна. Но, несмотря на это, различия довольно большие. В Костромской области райончики столь малы, что по численности населения каждый район сопоставим с одним поселением Пинежского района. Количество чиновников на одного человека в Костромской районе существенно выше, чем в Архангельской области. Поэтому и нагрузка на бюджет со стороны чиновничьего аппарата существенно выше. Есть объективная разница между Архангельской и Костромской областью: область ближе к Москве, лучше условия для работы в сфере сельского хозяйства, и много других отличий. И все-таки, там есть свои проблемы. Например, отношения с инвесторами выстраивать сложно. Частный инвестор любит, чтобы обещания выполнялись. Мне достаточно быстро стало понятно, что область свои обязательства выполнит не более чем на 70%, а в реальности оказалось всего 63%. В Таких условиях строить долгосрочные планы невозможно. Вес губернатора в Костромской области гораздо больше веса всех остальных политических сил. Поэтому мы наблюдали процесс безудержной дачи обещаний, наблюдали формирование неадекватного бюджета. А потом были попытки из каждого департамента и предпринимателей выбить эти деньги. У каждого департамента был отдел по мобилизации доходов.

ИА REGNUM: Получается¸ что у нас дела еще ничего?

Я бы не сказал. Институт социальной политики Натальи Зубаревич проводил очередные исследования и обратил мое внимание на резкий рост госдолга в Архангельской области. У нас после Московской области дела чуть ли не хуже всех. Госдолг уже составляет около 80% от собственных доходов области, в то время как на 1 марта 2010 года долг был 40%. Когда я это увидел, я понял, что тенденция одинаковая - что в Архангельской области, что в Костромской.

ИА REGNUM: Если бы вам предложили работу в администрации области, вы бы согласились?

Через год-полтора я бы об этом подумал. Когда мы встречались с руководством области по поводу стратегии развития района, я говорил о перспективах, о стратегии, а мне приводили в пример главу района, который просил денег на ремонт крыши на ферме. Что я на это могу сказать... Я предполагаю, что Сергей Аверин ушел из администрации области потому что он начал серьезную работу на перспективу, а это требует времени. Но от него требовали результатов прямо сейчас. Если говорить об отчете о проделанной работе, который предоставляет наверх каждый губернатор, то там есть такой пункт - коэффициент исполняемости решений. Если администрации нечего будет показать из того, что она сделала за год, то и работа губернатора будет соответствующе оценена. В идеале, в каждом департаменте должны быть планы на год. Нужно писать, что планируется сделать, и нужно проверять, что было сделано за год. Мы управляем только тем, что измеряем. Пока у нас измеряют успех области краткосрочными показателями - тем, что сделано за год - никакой работы на перспективу не будет.

ИА REGNUM: Обращали ли вы внимание на итоги голосования, которое состоялось 13 марта? В регионе победили кандидаты "Единой России". Это позволяет сделать выводы?

В целом по России аналитики отмечают, что "Единая Россия" потеряла большую часть голосов с прошлых выборов. Раньше голосование было на уровне 60%, сейчас за нее голосует около 40%. Ничего против такой тенденции я не имею. Если на следующих выборах за нее проголосует 35% избирателей, то я буду рад. Это будет означать, что рейтинг других партий растет. Другой вопрос в том, что к выборам реальную оппозицию не допускают. Та, что в них участвует, создает только иллюзию оппозиции. Если на клетке с тигром написано "осёл", это еще не значит, что так оно и есть. Я уверен, что партию Рыжкова не зарегистрируют, поэтому она не сможет принять участие в выборах. Наша главная проблема в том, что большинство населения не верит результатам выборов.

ИА REGNUM: Веришь - не веришь, а действуют те партии, которые были избраны официально.

Если люди не верят итогам выборов, их нельзя организовать на что-то. Если уровень доверия низкий, то, как любят у нас говорить, с тобой в разведку не пойдут.

ИА REGNUM: Много раз мы слышали такое мнение, что Архангельскую область не знают в стране, в мире. Что нужно сделать для того, чтобы она была узнаваемой?

Область нужно продвигать! Омская область только на разработку логотипа выделила 3,2 млн рублей, в настоящее время проходит конкурс. А Архангельская область на разработку логотипа выделила 15 тыс рублей. Как вы считаете, на эти деньги что будет сделано? А вы видели недавно сделанный логотип Ненецкого АО? Я не знаю, сколько денег выделили в НАО, но мне логотип очень понравился. С этим можно работать.

ИА REGNUM: Наверное, неправильно говорить о том¸ что все меряется только количеством потраченных денег...

Конечно, судить нужно по качеству продукта. Но чтобы это качество оценить, нужно создать систему оценок. И тогда по выполнению работы комиссия сможет оценить ее итоги. По-моему, чтобы сдвинуть систему, нужен один наивный чудик.

ИА REGNUM: Хорошо, допустим такой чудик найдется. Не будет ли он задавлен серой массой? Примут ли его люди?

А Донского задавила серая масса? Нет, его задавили чиновники. Конечно, он не наивный чудик, но ведь он сделал многое. В лидерах должны быть люди, которые не только имеют свои ценности и вкусы, но и формирующие правильные вкусы у людей. Если это будет вкус на хорошие дороги и качественную работу чиновника, то это хорошо. Если управленческая среда смотрит вперед краткосрочным взглядом, то и вся работа будет только для сиюминутного результата.

ИА REGNUM: Можно ли в качестве такого чудика рассматривать губернатора Кировской области Никиту Белых? Как ему удается работать в условиях, когда нужен результат прямо сейчас?

Не думаю, что он сейчас кардинально что-то сильно изменит. Но он выдает хорошие идеи. Одна из последних, например, заключается в том, чтобы люди сами уплачивали подоходный налог. Если они будут понимать, что это их деньги, они будут спрашивать с чиновников и качество работы. Тогда люди станут более требовательными. В ЖКХ эта реформа прошла удачно, все люди стали платить за услуги ЖКХ самостоятельно. Не случилось массовых неплатежей, люди адекватно все приняли. И смена порядка уплаты подоходного налога вряд ли вызовет массовые неплатежи или массовые беспорядки. Я вообще сильно сомневаюсь в том, что массовые беспорядки у нас когда-нибудь случатся. У нас - не Египет, страна гораздо больше и гласность. К тому же в нашей стране средний возраст населения гораздо старше. Это юность безбашенная, а старшее поколение все-таки не побежит на баррикады. Это дает возможность проводить у нас серьезные реформы.

ИА REGNUM: Некоторые политологи оценивают эти выборы как репетицию грядущих выборов в Госдуму, после которых, если большинством снова будет избрана "Единая Россия", нужно ждать жестких реформ. Вы с этим согласны?

У "Единой России" было за прошедшие 7 лет столько шансов на непопулярные реформы, что они уже могли бы все реформы провести. Все-таки реформы должны проходить через жерло обсуждения, иначе они не являются правовыми. У нас уже принят таким образом Лесной кодекс, результатом которого стали многочисленные пожары по всей стране. Архангельской области просто повезло, что этим летом перепадали дожди. Я в своей практике сталкивался уже с пожарами. В Пинежском районе было однажды 4 поселения под угрозой. Но нам удалось их отстоять, потому что был нормальный лесхоз и нормальная лесоохрана. Если бы этого не было, как сейчас, то сгорели бы эти поселения! Вот для чего нужна оппозиция - чтобы не принимались законы, которые нежизнеспособны, которые ухудшают положение страны.

ИА REGNUM: У нас существует практика принятия законов, которые имеют "отложенное" вступление в силу.

Это печально. Лучше год проспорить над одним законом, чем принимать их как на конвейере. В Пинежском районе мне пришлось дважды накладывать вето на решение депутатов о резком повышении арендной платы для предпринимателей. Обсуждая этот закон мы нашли компромисс - проводить аукционы на пользование муниципальными помещениями, которые освобождаются. А для тех предпринимателей, что уже давно помещения занимает, арендную плату решили повышать только на уровень инфляции. Замечательное было решение. Вот результат споров, это более чем выгодно для государства - это принцип его самосохранения. Вот также нужно обсуждать реформы в образовании. Критическая масса ошибок "Единой России" уже выше допустимой нормы. У нас может произойти не социальный взрыв, а взрыв элит. В Москве в каждом ресторане обсуждается, что сумма откатов превысила мне мыслимые пределы. Средний бизнес не верит в будущее России. Меня часто упрекают в том, что я резко говорю, но я считаю, что кто-то должен эти вещи озвучивать.

ИА REGNUM: Сейчас вы читаете лекции в фонде "Прогресс" для кого?

Это обучение предпринимателей, госслужащих. Сейчас мне очень интересна система менеджмента качества органов госуправления. Это то, что мы в свое время пытались внедрить в Пинежском районе, а сейчас внедряется в Костроме с моей подачи. Без клиентоориентирования привлечение инвестиций - невозможно. Это подразумевают серьезную ломку сознания чиновников. Надо сначала друг к другу хорошо относиться, а потом еще относиться как к клиенту к человеку с деньгами, который неизвестно как их заработал. Если район или департамент имеет сертификат ISO9001, то инвестор поймет, что вот с этим департаментом или районом у него проблем точно не будет. Мы сейчас запускаем курс MPА для госслужащих - management public administration. Это полугодовая программа, которая уже работает в Москве, и с августа начнет работать в Санкт-Петербурге. Если "Единая Россия" будет и дальше выдвигать своих сити-менеджеров в городах, то неплохо бы этих людей обучить по этой программе. С апреля мы начнем проводить недельные семинары и рассказывать чиновникам о том, зачем им это нужно, что нужно поменять в системе, чтобы она меньше скрипела.