Николай Радов: Белорусский патриотизм как политическое и коммерческое явление

Москва, 24 марта 2011, 19:21 — REGNUM  

18 марта в Минске прошла очередная встреча белорусского президента и представителей ряда российских СМИ, где глава Белоруссии в снова продемонстрировал свое умение туманно и красиво говорить, убеждая своих слушателей в своей правоте. Можно было бы пропустить подобное событие, на котором практически ничего сверхестественного не происходило, если бы не одно но - президент открыто объявил о начале развития в стране "патриотического туризма". По словам Лукашенко, "патриотический - это самый лучший вид туризма. Это хорошая идея. Мы готовы сыграть эту роль (стать плацдармом патриотического воспитания для всего постсоветского пространства - авт.)". Правда, что понимает под термином "патриотический туризм" белорусский лидер и его администрация, и этично ли зарабатывать деньги на памяти о величайшей трагедии ХХ века - этого президент не уточнил.

В Белоруссии сегодня говорить о патриотизме очень популярно, точно так же, как популярна новая, после глагола "наклонить", "фишка" президента - обвинение оппозиции в превращении в "пятую колонну". Несмотря на то, что большинство чиновников толком не понимают, что они вкладывают во все эти понятия, практически на всех заседаниях и торжественных мероприятиях, во всех государственных средствах информации и постановлениях Совета министров РБ так или иначе звучит: патриотизм, быть патриотом, патриотическое воспитание, а теперь ещё и патриотический туризм. На деле же все обстоит немного иначе.

Действительно, в Белоруссии делается достаточно много для поддержания определенного уровня патриотического воспитания, как его понимает государство. Правда, понимает оно его довольно своеобразно, и вот почему. Патриотизм белорусов не похож по своей сути ни на русский, ни на украинский, ни на какой либо еще из стран постсоветского пространства и Западной Европы. Сегодня в стране, на наш взгляд, чувство любви к Родине представляет собой неоднородную массу различных взглядов, течений и ориентаций, что позволяет разделить их условно на три вида.

Во-первых, патриотизм национально настроенной интеллигенции, оппозиционной молодежи и ряда представителей белорусской культуры. В их понимании быть патриотом означает не просто любить свою страну, но и помнить ее культурное наследие, знать язык, уважать традиционные символы и, в первую очередь, бело-красно-белый флаг и герб "Погоня". Главной основой этого направления является историческая традиция Великого княжества Литовского, потомками которого, по их мнению, и является современная Белоруссия. Правда, при этом в большинстве случаев представители национального патриотизма не утруждают себя глубокими научными изысканиями в истории современных белорусских земель, ограничиваясь лишь идеологическим обоснованием приписываемых белорусской истории заслуг соседних стран и народов.

Отрицательной стороной подобного патриотизма является его консервативность и открытое неприятие к русскому миру, который превращается в главного исторического врага белорусского народа. Вдобавок к этому, подобное проявление национальной любви к своей стране напрямую связано с политическими вопросами, которые современная белорусская оппозиция пытается решить при помощи Запада, что негативно сказывается на отношении к национальному патриотизму со стороны большинства населения страны и не позволяет ему выйти за узкие рамки национализма.

Как бы там ни было, но сегодня именно в этом патриотическом направлении сконцентрировано наибольшее количество культурно-исторических памятников Белоруссии, способных привлечь в страну потенциальных туристов: Мирский замок (включен ЮНЕСКО в 2000 году в Список Всемирного культурного наследия), Несвижский дворец (включен в 2006 году в Список Всемирного культурного наследия) и т.д. Однако государство, принимая во внимание важность исторического наследия Белоруссии, не считает нужным направить свои усилия на привлечение зарубежных гостей в этой области.

Во-вторых, патриотизм масс или местечковый патриотизм, основой которого является любовь к малой родине - своему дому, двору, деревне, городу, району и другой небольшой культурно-географической области страны. При этом общегосударственный патриотизм отходит на второй план или практически отсутствует. Особенностью этого направления можно считать тот факт, что массовый патриотизм основывается не только на белорусском традиционном сознании и менталитете, но и на недавней советской истории, оставившей в умах белорусов отпечаток благополучия и непоколебимой стабильности, присутствовавшей в БССР на протяжении пары десятков лет.

Отрицательной стороной подобного патриотизма является национальная и культурно-языковая инертность населения Белоруссии, которое практически не интересуется не только своей историей, но и настоящим, передавая право идеологического управления в руки государства. К тому же, местечковый патриотизм весьма пагубно сказывается не только на национальном строительстве Белоруссии, но и на процесс взаимодействия с другими участниками международного процесса (в первую очередь с Россией и Украиной). На сегодняшний момент так до конца и не ясно, на основе каких этнокультурных принципов следует вести процесс сближения трех восточнославянских народов.

В-третьих, государственный патриотизм, оформленный в идеях и деятельности первого президента Белоруссии и его окружения. Именно в этом направлении, не претерпевшем за последние полтора десятка лет каких-либо серьезных изменений, и планируется создать в республике "патриотический туризм". Основой государственного патриотизма сегодня, как и раньше, является память о событиях Великой Отечественной войны. При этом чиновники стремятся идеологически экстраполировать события середины прошлого столетия на нынешнюю обстановку как внутри, так и вокруг Белоруссии, сформировав, таким образом, общегосударственную идею: "враг, как и прежде, у ворот страны". А для того, чтобы народ не думал, что стабильность и благополучие в стране на века, ему надо постоянно напоминать о возможных последствиях разрушительных войн и конфликтов, и образ Великой Отечественной войны как нельзя лучше подходит на эту роль.

В соответствии с принятым на государственном уровне патриотическим направлением, сегодня в Белоруссии строится вся культурно-образовательная программа развития страны. Киностудия "Беларусьфильм", прозванная еще в советские времена "Партизанфильмом", по-прежнему специализируется на создании эпического военного кино, снимая фильмы о белорусских партизанах и событиях на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (один из последних фильмов, военно-патриотическая драма "Брестская крепость", был выдвинут на российскую национальную кинематографическую премию "Ника"). Во всех ВУЗах республики введен курс "История Великой Отечественной войны советского народа", основной частью которого является освещение событий на оккупированной немецкими войсками территории Белоруссии, партизанского движения и освобождения республики. При этом необходимо отметить, что в последнее время наблюдается определенный перекос в белорусской официальной истории о войне в сторону обоснования одной из ведущих ролей белорусского народа в деле достижения Победы в ущерб заслугам других народов СССР.

По словам белорусского лидера, "в Белоруссии и в дальнейшем будет уделяться должное внимание увековечению героического прошлого своего народа". Сегодня это высказывание президента полностью оправдывается деятельностью большинства государственных органов: недавно завершилось полное обновление Брестской крепости, приведены в порядок все монументы, обелиски и могилы неизвестного солдата, в каждом городе созданы краеведческие музеи, где главное место отведено военной тематике, налажен выпуск многотомного издания "Память Беларуси" (справедливости ради, необходимо отметить, что степень востребованности этого издания крайне невелика), в столице планируется постройка нового Музея Великой Отечественной войны и т.п. Все это, по мнению Лукашенко, должно способствовать тому, что "будущие поколения должны помнить о тех, кто завоевал свободу и независимость". Вроде бы все правильно, но за красивыми словами, порой, кроется довольно нелицеприятная реальность.

В Белоруссии действительно расходуется большое количество бюджетных средств на развитие военно-патриотической тематики и поддержку ветеранов войны (к слову, ветеранами в республике теперь считают и тех, кто родился в годы войны). Однако при этом, интерес к войне и всему, что с ней связано среди населения и, в первую очередь, молодежи, неуклонно падает. Конечно, данная тенденция характерна практически для всех республик бывшего СССР, но нигде, кроме, пожалуй, России не делается столько для увековечения героического прошлого своей страны. Результаты же деятельности далеки от ожидаемых. Потуги белорусского руководства заставить население развернуться лицом к предлагаемой государством концепции патриотизма в настоящее время не дали сколько-нибудь действенных результатов. Поэтому на этом фоне говорить о развитии так называемого "патриотического туризма", направленного на привлечение посетителей из-за рубежа, по крайней мере, наивно.

Надежды на развитие в рамках Союзного государства программы в сфере туризма, включенной в проект Концепции социального развития Союзного государства на 2011 - 2015 годы, так же малоперспективны, так как граждан России, в первую очередь, интересует недорогой санаторный отдых в Белоруссии (в 2010 году большинство из 178 тысяч путевок в белорусские санатории были приобретены гражданами России), а не поездки по военным кладбищам и музеям. К тому же в самой Российской Федерации гораздо больше мест, связанных с военно-патриотической тематикой, уровень которых намного выше белорусских аналогов. Примером могут служить Мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве, памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане в Волгограде и его главный монумент - Родина-Мать, военные музеи Санкт-Петербурга и Москвы и т.д. Кажется маловероятным, что россияне, украинцы, а тем более жители Западной Европы, где в массовом сознании давно уже укоренилась мысль о незначительном вкладе СССР в дело победы над фашизмом, решат отказаться от поездок в теплые страны и массово посетят белорусские военные музеи и комплексы.

Помимо экономической и политической несуразности в проекте "патриотический туризм" есть еще и морально-этическая проблема, главным вопросом которой является степень этичности коммерциализации памяти о Великой Отечественной войне и ее жертвах. Плата за вход в музей, фото- и видеосъемку - это одно, а вот предложение туристической путевки в Хатынь (деревня, 149 жителей которой 22 марта 1943 года были заживо сожжены карателями) - совершенно другое. Поэтому, на наш взгляд, заявление белорусского президента о развертывании в Белоруссии "патриотического туризма" - не более чем очередное словоблудие, не подкрепленное расчетами не только в сфере экономики, но и в сфере культурно-исторических возможностей республики.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.