Европа втянута в конфликт в Ливии без особых причин, заявил в ходе видеомоста Москва-Брюссель 23 марта президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, ведь ранее с Каддафи были заключены договора о поставке нефти в европейские страны, передаёт корреспондент ИА REGNUM. По словам эксперта, Европа не понимает, во что ввязалась, ведь с точки зрения Каддафи, это военная интервенция, считает эксперт.

А ответить силам альянса Ливия, по его мнению, может применением химического оружия, в том числе на территории европейских стран-участниц военной операции, и использованием собственных методов борьбы - "джипов и тяжелых пулеметов". Как подчеркнул эксперт, нельзя относиться к ливийской армии как к "бомжам с нигерийских помоек" и забывать о том, что Ливию поддерживают сомалийские десантники, обучавшиеся в СССР, а также группы десанта из Чада и Судана, которые проходили обучение во Франции и Великобритании соответственно. По оценке Сатановского, лучшим вариантом для союзников было бы невмешательство в гражданскую войну в Ливии, и уже потом налаживание контактов с новым правительством. Недоумение эксперта вызывают два обстоятельства. Первое - вторжение в Ливию под предлогом защиты мирного населения ("странам НАТО пора придумать другой аргумент для подобных действий"). Второе - убежденность европейских стран, что после ухода Муаммара Каддафи ситуация в Ливии обязательно улучшится. Тревогу вызывает странный союзник европейской коалиции - Аль-Каида - отсюда возникает неуверенность в возможности создания демократического режима после Каддафи, подвел итог Сатановский.

В свою очередь, старший научный сотрудник центра арабских исследований Института Востоковедения Борис Долгов подчеркнул, что в результате ливийских событий вполне возможна радикализация мусульманского мира, в том числе мусульманских диаспор в Европе. Исламистский фактор силен и в самой Ливии, отметил эксперт, особенно среди рядового состава армии и молодежи.

Выступавший далее генеральный директор Европейского Центра стратегической разведки и безопасности Клод Монике был более лоялен в оценках возможных негативных последствий. Так, по его мнению, Европа должна на время принять беженцев из Ливии, так как этого требует ситуация. На его взгляд, проблема мусульманской радикализации в Европе очень локальна, и ее усугубление вряд ли возможно, европейские мусульмане "абсолютно нормальные люди, живущие нормальной жизнью". Но наиболее вероятной проблемой бельгийский эксперт считает терроризм. Главную опасность с точки зрения Европы, по его словам, представляет сам Каддафи и его режим - "смесь радикализма и социалистического исламизма": за тридцать лет правления он потерял свою легитимность, совершил множество преступлений против мирного населения, его обязательно нужно снять.

Далее, заведующий отделом проблем европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов в своем выступлении подчеркнул, что Евросоюз уже давно находится в состоянии кризиса мультикультурализма, а сейчас он будет только усугубляться. По его оценкам, нарастание радикализма в мусульманском мире неизбежно, и оно будет переноситься в Европу, будут подниматься новые волны терроризма и экстремизма. Далее он отметил, что не реагировать на ливийский конфликт Европа не могла, тем более когда США пытались переложить ответственность на НАТО, это шанс для Франции и Великобритании укрепить Североатлантический альянс и следовать недавно принятому соглашению о сотрудничестве в сфере обороны.

Каддафи сейчас не может стать общенациональным лидером и консолидировать государство, а если он уйдет, то останутся его сторонники, значит, вектор радикализации будет существовать в любом случае, и это очень сложная ситуация для разрозненной, раздираемой собственными противоречиями Европы, подвел итог эксперт.

В свою очередь, генеральный директор Европейского Центра стратегической разведки и безопасности Клод Монике объяснил причины лидерства Франции и Великобритании в военной операции в Ливии. Среди "сомнительных причин" он назвал стремление Франции заставить общественность забыть о былой поддержке Ливии и лично Муаммара Каддафи и попытки Великобритании забыть о скандальной сделке с террористом Меграхи. Среди очевидных причин он выделил желание уладить гуманитарную ситуацию в регионе - справиться с "пожаром на соседней улице", а также общественное давление и быстрое распространение информации о событиях в Ливии. Но теперь союзники не знают как правильно и в какой момент выйти из игры, она может стать или выигрышной или проигрышной для всех, подвел итоги Монике.