Новая система выборов снижает роль избирателя - эксперт

Москва, 23 марта 2011, 16:17 — REGNUM  "По смешанной или полностью пропорциональной системе и до внесения поправок в федеральное законодательство избирались муниципальные собрания в ряде регионов. На практике такая система играет на руку партийному аппарату регионального уровня". Такое мнение ИА REGNUM 23 марта выразил руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков, комментируя подписанные президентом РФ поправки к федеральному законодательству, согласно которым даже органы местного самоуправления обязаны избираться хотя бы частично по партийным спискам (если только численность этого органа превышает 20 человек).

"На сам избирательный процесс эта норма влияет двояко. С одной стороны, не допустить до выборов партийный список все же труднее, чем отдельных кандидатов. При такой системе оппозиция действительно будет иметь хотя бы минимальное число депутатов в муниципальных представительных органах", - отметил Нейжмаков.

"Но с другой - региональный партийный аппарат, который обычно играет ключевую роль при формировании партийных списков, очень часто находится под влиянием региональных властей. Значит, он просто не допустит в свои списки неугодных этим властям кандидатов. Случаи, когда кандидат-самовыдвиженец оспаривал решение избиркома об отказе в регистрации, имеют место. Но оснований, чтобы оспорить отказ партии в выдвижении кандидата по своим спискам, конечно же, найти практически невозможно. По той же причине, такая система выборов может становиться инструментом региональных властей для борьбы с неугодными главами муниципалитетов. С помощью связанных с региональными властями партий легче сформировать на муниципальном уровне подконтрольную группу депутатов, которая выступит против властей муниципальных", - полагает эксперт.

Большую роль, по словам Нейжмакова, будет играть лояльность кандидатов региональному партийному руководству. "Оно могло мириться с выдвижением по округу от партии не очень контролируемого, но авторитетного среди местных жителей кандидата. Но, скорее всего, не будет давать такому человеку проходное место в избирательных списках партии", - отметил эксперт.

Как считает Нейжмаков, спокойнее выборы становятся и для коммерческих структур, имеющих интересы на муниципальном уровне. "Можно вспомнить случаи, когда непопулярный среди населения глава крупного предприятия и его сторонники проигрывали выборы в муниципальный совет. При пропорциональной или смешанной системе он легко может договориться с популярными в своем городе партиями и провести по их спискам своих людей в местное муниципальное собрание", - сказал он.

"Наконец, в тех муниципальных образованиях, где будет введена полностью пропорциональная система для выборов представительных органов, в эти органы власти труднее будет попасть беспартийным общественным деятелям. Часто они популярны и обычно работают с избирателями гораздо активнее, чем функционеры любых партий. Здесь тактика "лично обойти все дома округа и победить" - не редкость. Не будем забывать, что и депутат-одномандатник плотнее работает с населением, чем его коллега, избранный по партийным спискам. Поэтому при выборах только по одномандатным округам зависимость кандидата от избирателя - больше, при смешанной и пропорциональной системе она серьезно снижается", - отметил Нейжмаков.

"Таким образом, при введении смешанной или пропорциональной системы возрастает влияние регионального партийного аппарата, появляются новые инструменты влияния на муниципальную политику для региональных властей и крупных коммерческих структур. Такая система играет на руку представителям элит (как сотрудничающих, так и конфликтующих с муниципальными властями), но снижает роль избирателя или активных граждан на местах", - подвел итог Михаил Нейжмаков.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.