На Украину накатывает первая годовщина работы правительства Николая Азарова. В средствах массовой информации его итоги принято оценивать в диапазоне от "плохих" до "катастрофических". Но мне не хочется становиться в дружные ряды критиков правительства. Во-первых, ему (правительству) и так больно. Во-вторых, эти оценки далеко не всегда соответствуют действительности.

А что делать, если действительность нестерпима? Ну что же, тогда попробую воспользоваться советом английской королевы Виктории: "Закрыть глаза и думать о величии страны". Она, по слухам, дала его своей внучке, не понимавшей, что ей делать в первую брачную ночь со старым и противным германским герцогом.

ТОП-пятерка

На первый взгляд - ситуация в стране унылая. Растут цены, растет безработица, повеяло уже подзабытым "духом дефицита" (пропала гречка, готовится пропасть мука, крупа). Правительство делает то, что всегда и везде делают любые правительства - скрывает пессимистические цифры и кормит общество оптимистическими прогнозами. Так что вопрос: а есть ли в деятельности этого правительства что-нибудь позитивное - это вопрос далеко не праздный. Особенно с точки зрения благосостояния населения и демократических норм.

Хотя "демократические нормы" - это вопрос особый. Даже смешно... Последние два десятилетия Украину, как и иные постсоциалистические страны, охватила "мания самоназначений". Кто-то "назначает" себя гением, кто-то - суперзвездой, кто-то - демократом. Ведь действительно, было смешно наблюдать, как на политических ток-шоу бютовцы, нунсовцы, националисты и иные "назначали" себя демократами, и обращали к регионалам и их союзникам вопрос: "А вы кто такие? Авторитаристы, тоталитаристы, потомки "совка"!!!". Регионалы гордо утирались и отмалчивались. Хотя спокойно могли бы сказать: "А мы республиканцы!". И были бы правы. Ведь в чем отличие демократа от республиканца? Первые считают, что необходимо сначала обогатить народ, а уж он создаст богатое государство. Республиканцы же - наоборот: сначала необходимо создать богатое государство, которое обеспечит высокий уровень жизни своих граждан. История показывает, что плохо получается и у тех, и у других, но ведь пробовать, все равно, необходимо. Иначе перспективы и у страны, и у населения весьма не радостные.

В 2004-2009 годах у кормила высшей власти находились демократы. Вторую премьерскую каденцию Януковича (август 2007 - ноябрь 2007) можно не считать. В это время речь шла не о развитии страны, а о политическом выживании ее лидеров. Хотя, если быть честным, то даже в условиях "дружеской компании пауков в банке" второе премьерство Януковича показало рост ВВП Украины на 7% в год, в отличие от 2% в 2005 и 2008 годах.

А уж о 2009 годе и говорить не хочется. ВВП Украины упал "ниже некуда", и на мировой финансовый кризис кивать нечего. Кризис затронул всех, но ниже Украины промышленное производство упало только в Ботсване и Эстонии. К политической ангажированности этих цифр апеллировать тоже не надо: данные из "Мировой книги фактов" (The World Factbook), издаваемой американским ЦРУ.

В общем - полный Тигипко: "У нас падение ВВП - 15%, падение промышленного производства - 21,9%. Банковский сектор увеличил проблемные активы в 3,9 раза, инвестиции в основной капитал упали практически на 44%... Мы потеряли доверие инвесторов". Так вице-премьер в правительстве Азарова охарактеризовал состояние украинской экономики 18 марта 2010 года.

В общем, "демократическая" экономика Украины потерпела крах. Остается надеяться на "республиканскую". Но для перехода к оной необходимы некоторые "внеэкономические" условия. И основным результатом "первого года регионалов", с моей точки зрения, является деятельность, направленная на создание именно таких условий. Я бы выделил "ТОП-5" достижений регионалов на этом направлении. Это:

1. Консолидация власти

2. Систематизация задач правительства

3. Принятие принципа внеблоковости

4. Реформирование кодексов...

и последнее по списку, но не по существу - 5. Сохранение Табачника.

Все эти меры непопулярные и вполне могут привести к утрате кресел и Януковича, и Азарова, и всю региональную команду, чьи образы и нравы (голос Герман, рука Чечетова, ехидная улыбка Колесниченко) уже давно вызывают раздражение в народе. Особенно - в той части народа, которые уже потеряли свои кресла в результате президентских "Выборов - 2010". Поэтому продуманная, согласованная и, что немаловажно, хорошо оплаченная критика правительственных действий и проектов неизбежна. Как, не сомневаюсь, и объективные поводы для этой критики.

Но я сейчас о другом. Какой бы партийной масти трусы не одевать, нельзя не признать: правительству Азарова досталась крайне разбалансированная система украинского государства. Причем во всем - и в управлении, и в производстве, и в гуманитарной сфере. Конечно, можно кивнуть на кризис, но лучше не надо. Кризис, который грозили "не пустить в Украину" накрыл всех. Это плохо, но объективно. Но то, что хуже Украины с кризисом справились только Ботсвана и Эстония - это гораздо хуже. Потому что это - свидетельство безнадежно низкого качества управленческих решений и функционирования системы государственного аппарата. А любая разбалансированная система, в лучшем случае, обречена на бездействие. В худшем - на распад.

Поэтому, прекрасно понимая всю непопулярность реформаторских задумок регионалов и опасность превращения реформ в их полную противоположность на местах, я попытаюсь оценить сами идеи "ТОП-5".

Консолидация власти.

Консолидация власти - это естественное стремление любого лица или любой политической силы, эту власть захватившего. Потому что любая консолидация - это расширение возможностей. В развитых странах это стремление ограничивается демократическими традициями и развитым гражданским обществом. В Украине таковых нет.

На лекциях по политологии я часто спрашивал своих студентов: возможна ли была переброска промышленности на восток СССР в условиях демократического общества? Тогда, в 1941 году? И всегда, в конце концов, мы приходили к ответу: "Нет". Для решения экстраординарных проблем необходима предельная мобилизация общества. История украинского суверенного парламентаризма убеждает, что "под куполом, на Грушевского" убеждает, что сконцентрировать усилия на решении даже самых насущных проблем страны невозможно. Ведь олигархи независимой Украины очень быстро конвертировали деньги во власть, и теперь каждый "проталкивает" свои интересы и охраняет свой бизнес. О чем можно думать после самого краткого изучения беготни депутатских "тушек" в последние годы? Да только о том, что в стране сложились устойчивые социально-паразитические формы властных отношений. Которые более чем личностно-эффективны, но не имеют никакого отношения к эффективному развитию страны.

Да, Янукович, Азаров и вся президентская команда сконцентрировали власть в своих руках. Сконцентрировали, пожалуй, беспрецедентно, что вызывает раздражение и неприятие значительной части населения. Но, с другой стороны, в нынешней власти, пока, не заметны те противоречия, которые сводили на нет деятельность всех предыдущих правительств последнего пятилетия. А "раздражение и неприятие" - это очень понятная, но всего лишь эмоция. Но эмоциями страна объелась, и, почему-то, очень хочется другого питания, которое могут дать сельское хозяйство и промышленность.

В отношении сельского хозяйства радоваться, с формальной точки зрения, особо нечему. Особенно глядя на полки магазинов с исчезающей гречкой, мукой и фруктами. Да еще по данным Госкомстата в 2010 году индекс объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2009 г. составил 99,0%.

Но сельское хозяйство, значит - и показатели его развития, слишком связано с милостью природы. В 2010 году Украина собрала 39,3 миллионов тонн зерновых и зернобобовых, что на 14,6 % меньше, чем в предыдущем году. Тогда было 46 миллионов тонн. Но ведь и погодные условия этих лет не сравнить, жара 2010 года была страшной. Так что падение объема сельскохозяйственного производства на один процент - это достойный результат.

В отношении промышленности картина несколько более радостная. По итогам 2010 года, объем промышленного производства в Украине повысился на 11%. В экспортно ориентированных отраслях результаты даже впечатляют: машиностроение +34,5%, химическая отрасль +21,5%, металлургия +12,5%, добывающая промышленность +11,2%. Насколько рост промышленности связан с процессом консолидации власти, покажет ближайший год. Хуже, во всяком случае, не стало.

Хотя, конечно, ожидать от консолидированной власти можно разного, поскольку ведущую роль в решении поставленных задач играют личные качества лица или группы, играющих роль носителя власти. А личные качества нашей элиты - ох, об этом лучше не думать перед сном. Хотя, с другой стороны эти качества обеспечат пишущей братии такое количество "информационных поводов", что скучать не придется.

Систематизация задач правительства

Можно, конечно, метаться между Токио и Борисполем, утром продавая квоты на парниковые выбросы, а вечером разгружая "Тамифлю". А можно систематизировать основные задачи страны в единую стратегию

Меня, например, очень обрадовало принятие национальных проектов в сфере транспорта ("LNG-терминал", "Воздушный экспресс"), экологии ("Качественная вода", "Чистый город"), энергетики (Энергия природы) и социалки ("Открытый мир", "Доступное жилье", "Город будущего", "Новая жизнь"). Заглядывать в далекое будущее в наших условиях, конечно, слишком смело, но десятый проект, "Олимпийская надежда-2022", не может не потешить гражданское самолюбие.

Оценивать проекты сейчас конечно рано, хотя не могу отдельно не отметить дополнительный, одиннадцатый проект: "Дунайский транспортный коридор". Хотя бы потому, что этим проектом Украина, с неожиданной для нее твердостью, вторгается в область, откуда ее бесцеремонно, простите, выперли, в область глобальной логистики. Ведь устье Дуная сейчас - это "конечный пункт" самого важного из десяти европейских "международных транспортных коридоров". Коридора № 7, связывающего Северное и Черное моря. Той транспортной артерии, развитие которой, в соответствии с "Дунайской стратегией" Евросоюза, увеличит товаропоток по реке в 6 раз, с 50 до 300 миллионов тонн.

Но коридор не должен заводить в тупик. А ведь от устья Дуная могут начинаться новые водные транспортные коридоры в Евразию:

- через Черное море и Днепр - в Беларусь, Прибалтику и Северную Европу;

- через Черное море, Азовское море, Дон и Волгу - в промышленные регионы России;

- через Черное море, Азовское море, Дон, Волгу и Каспийское море - в страны Центральной Азии.

И тогда Украина становится не "конечным пунктом", а сердцем нового трансъевразийского логистического маршрута. С вытекающим отсюда выгодами увеличения товаропотока.

Конечно, "национальные проекты" можно рассматривать как возвращение основного компонента социалистической хозяйственной системы - плановой экономики. Но разве это так плохо? Многие говорят, что "плановая экономика погубила СССР". Но, во-первых, это не совсем так, а, во-вторых, не следует забывать, что Рузвельт ввел планирование экономики в США, и от нее не отказались в Китае. А дутые пузыри рыночной экономики поставили мир перед угрозой коллапса в 2008 году. Так что, нечего на идею пенять, коли воплотить ее не можем.

Принятие принципа внеблоковости

Принцип "внеблоковости" является основным постулатом во внешней политике действующего правительства. Судя по программным документам коалиции "большинства" в Верховной Раде, он является интегрирующим началом в деятельности большинства. Конечно, само его определение, означающее "неучастие Украины в военно-политическых союзах других государств" (пункт 5.2 ""Программных основ деятельности коалиции"), сразу вызвал недоумение у политиков и политологов. Возникает вопрос, что такое "внеблоковость": присоединение к "Движению неприсоединения" (прошу прощения за тавтологию) или принятие принципа нейтралитета?

С моей точки зрения: слава Богу, что политики "чешут в затылке". Потому что это дает Украине время выстроить свою систему отношений с соседями. Ведь внешняя политика эпохи Ющенко ("хоть тушкой, хоть чучелом, но в Евросоюз и НАТО") превращала Украину в типичнее лимитрофное государство, прокладку между империями на Востоке и Западе. Статус "лимтрофа" всегда был презираем: в эпоху Римской империи он означал пограничные государства и области, которые были обязаны содержать стоящие на их территории императорские войска. В 20 веке - и того хлеще. По Гитлеру "Позиция лимитрофных государств будет определяться исключительно военными потребностями Германии".

Статус "внеблоковости" дает возможность маневра. С одной стороны - сохраняется евроинтеграционный вектор. С другой, хоть как-то, но успокаивается Россия, весьма взбудораженная перспективой увидеть контингенты и ракетные позиции НАТО в 400- километрах от Москвы.

Для Украины же принятие такого принципа означает возможность сохранения рынков. Ведь будем честными: украинские промышленные изделия Европе не нужны. Ей нужны ресурсы (металлы, минералы, растениеводство). С этой точки зрения, Украина "сидит на ресурсной игле" не менее плотно, чем Россия на своих трубах.

Для России же Украина представляет ценность не только как аграрная, но и как промышленная страна. Если взглянуть на структуру экономики Украины, то, в основном, она существует за счет промышленности Востока. Потеря российских рынков уничтожит эту промышленность, а, значит, и Украину.

Деятельность правительства Азарова уже приносит первые плоды. По Госкомстату за январь-август 2010 года экспорт товаров составил $31,6 миллиардов, импорт - $36,2 миллиардов. Отрицательное внешнеторговое сальдо - это всегда плохо, но за первые три квартала 2010-го, по сравнению с тем же периодом 2009 года экспорт увеличился на 33,2%, импорт - на 31,8%.

Конечно, мне могут возразить, что объемы экспорта в страны ЕвроСоюза (24,7% от общего) сопоставимы с экспортом в Россию (25,9%). Но возьмем, к примеру, только одну позицию из экспорта в западном направлении - подсолнечник. В 2010 году экспорт семечек из Украины достиг 727,8 тыс. тонн. Это 2 510 миллионов долларов. Зато собственно украинские маслозаводы оказались загружены только на 80%, а рост цен на масло мы имеем счастье наблюдать каждый день. Такая аграрно-сырьевая структура экспорта самоубийственна и для украинской торговли, и для украинской экологии. А по-другому - не получается. Технологическая отсталость производства и несоответствие продукции европейским требованиям качества превращают Украину в сырьевой придаток.

В экспорте же в Россию преобладает, вы не поверите, продукция машиностроения (34,5%). И лишь потом - металлы (20,5%), продовольствие (16,7%), минералы (10%).

И что, ради политических амбиций стоит терять такой "спасительный" рынок? А принцип "внеблоковости" дает возможность не делать выбора между западным и восточным направлениями. И вообще, следует запомнить, что принцип "и нашим, и вашим" - это признак профессионализма в организации торгового процесса. Особенно в стране, которая не может понять, кто "наши".

Реформирование кодексов

Хочу сразу оговориться - хороших кодексов не бывает, особенно налоговых. Потому что любой налоговый кодекс - это способ очистки моих личных карманов. Но и без них невозможно. И, как бы мне не было противно писать эту фразу, но "время реформирования кодексов назрело". Это не злая воля, а просто объективная реальность. Хотя, безусловно, именно новые кодексы - это наибольшая "точка раздражения" общественного мнения. И наибольшее социальное опасение Украины сегодняшнего дня. Потому что если реформирование будет происходить в стиле современной чиновничьей бюрократии - то смотрите тунисский, египетский и ливийский сценарии. Но реформирование, все равно, необходимо. К примеру, возьмем два наиболее "проблемных" кодекса, Пенсионный и Налоговый.

Пенсионный кодекс. Вся беда в том, что "Пенсионный кодекс" суверенной Украины был рассчитан на положительную демографическую ситуацию, когда население страны либо стабильно, либо растет. Двадцать лет независимости привели к тому, что нас уже не 52 миллиона, как в 1992 году, и даже не 45,962 миллиона, как нас сейчас убеждает Госкомстат. Нас, в Украине, меньше на те 5-7 миллионов человек (по разным источникам), которые работают "гастарбайтерами" по всему миру. Причем это миллионы трудоспособных и активных граждан. Денег в Пенсионный фонд Украины они, естественно, не платят. Хотя значительная часть их вернется в страну доживать свой век. И, естественно, станут клиентами Фонда.

Рассчитывать на пополнение населения не приходится, потому что сейчас Украина находится в самом конце рейтинга стран по количеству детей от одной женщины - 1,22 ребенка на женщину. Для воспроизводства населения этот коэффициент должен быть равен 2,11. То есть, нация стареет. В 2009 году на 13,7 млн. пенсионеров приходится 15,2 млн. человек работающих (91 получатель денег Пенсионного фонда на 100 плательщиков) При сохранении тенденции в 2015 году соотношение будет 100 на 100, а в 2050-м - на 100 плательщиков будет приходиться 139 пенсионеров.

Уже сейчас 16,3% отечественного ВВП составляют затраты на пенсию. К 2050 году этот показатель достигнет 25%. И это оптимистический прогноз, поскольку он предполагает, что все граждане Украины работают на пополнение Пенсионного фонда, а не ищут лучшей доли где-то между американской "Силиконовой Долиной" и турецкими борделями.

С Налоговым кодексом ситуация еще более страшная. Современный украинский бизнес, во многом, не вырос из детских штанишек цеховиков эпохи СССР и челночной торговли ранней суверенности. Но ведь и то, и другое - это "теневая экономика, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта".

По результатам экспертной консенсус-оценки, проведенной газетой "Дело", доля тени в отечественной экономике составляет 45,4% от размера официального ВВП. В абсолютном значении объем неучтенного ВВП в 2009 году составлял 420 миллиардов гривен. По самым сдержанным подсчетам это не менее 30 миллиардов невыплаченных налогов в пользу государства. Конечно, нельзя сказать, что эти средства не перераспределяются: но этот налог называется "коррупция".

Прекрасно понимаю представителей малого и среднего бизнеса - в казну государства забираются деньги преимущественно из их карманов. А государством руководит их социальный противник - бизнес крупный. Прекрасно понимаю опасения гражданского общества - украинской власти случалось разворовывать и более крупные суммы, а добавление налога по имени "коррупция" в новую систему налогообложения лишает ее (систему) смысла.

Но надо быть объективным - в принципе кодекс правильный. Ведь "кривую Лаффера" (графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок) никто не отменял, а кодекс ищет оптимальный уровень налогообложения. Дифференцированный подоходный налог, упрощение системы при одновременном радикальном понижении налоговых ставок, уменьшение обязательных общегосударственных налогов и выплат с 29 до 19 процентов, местных налогов с 14 до 4 процентов - с точки зрения теории все правильно. Во всяком случае - с точки зрения теории "экономики предложения" (supply-side economics). Насколько эта теория эффективна в условиях кризиса - покажет будущее, но, пока, теории нового "Налогового Кодекса" некоторые даже завидуют. Депутат польского сейма Артур Гурский даже направил премьеру Туску запрос: "Намерен ли он также принять шаги по упрощению налоговой системы и по примеру Украины начать выводить экономику из тени?".

Так что вопрос рекодификации украинского правового поля - очень достойный вопрос. Остается только надеяться, что его исполнители будут достойны величия задачи.

Сохранение Табачника

Я прекрасно понимаю спорность самого утверждения о том, что это действие является достижением "регионального" правительства. Научно-публицистическое творчество Дмитрия Владимировича и предельно непрофессиональное проведение последнего студенческого набора превратило Министра образования и науки, молодежи и спорта Украины в "точку крайнего раздражения" на теле современного украинского общества. Но, с другой стороны...

В течение "оранжевого периода" в гуманитарная сфера Украины (язык, история и т.д.) была очень односторонней. Крайне националистическая по форме и малограмотная по содержанию, она (хотя об этом сейчас не модно говорить) предельно разделила страну на Восток и Запад по критерию цивилизационного мировосприятия. И я могу понять Восток: когда у тебя то отбирают победы, то лишают права называться украинцем на основании языкового критерия - то можно и взбунтоваться. Табачник - это крен в иную сторону, антинационалистическую. Но надо отдать ему должное, этот "крен" намного более сдержанный, чем антироссийские эскапады оранжевого министра Ивана Вакарчука. Смена Табачника в первый год деятельности правительства означала бы возврат крайнего национализма в гуманистику Украины, поскольку "скамейка запасных" у регионалов, именно в интеллектуальной сфере, предельно коротка.

Есть и другой момент. Когда-то президент Ющенко, делая наивные глаза, вопрошал: "Почему так высока цена на газ? Покажите формулу цены!". Так вот, в "формулу цены" входило все: и обвинения России в геноциде, и тезис о "москалах как дикой и варварской смеси финно-угров и татар, и, даже, форма проведения словесных баталий о полтавской битве. "Оранжевые" сделали все, чтобы разрушить чувство исторической связанности и исторической симпатии Украины и России. Так следует ли удивляться тому, что цена на углероды "версталась" в состоянии неприязни?

Я далек от того, чтобы призывать украинских гуманитариев "прогибаться" перед россиянами. Но надо помнить, что "публичная политика на 80% состоит из дискуссий на исторические темы" (Юлиуш Мерошевский). Если принять эту мысль польского политолога (а не принять ее сложно), то придется признать: тон дискуссий с украинской стороны следует несколько изменить. Хотя бы из прагматических соображений. А для этого пока нужен Табачник.

И последнее - личное, как историка. За "оранжевую" пятилетку наши гуманитарии столько наворотили - и в истории, и в лингвистике, и в политологии - что все это надо просто разгребать.

В общем, следует сказать, что первый год работы правительства имеет в своем активе немалые достижения. Правда, достижения эти, скорее, теоретического характера. И их практическое воплощение вызывает стойкие опасения украинского общества. И здесь надо отдать регионалам должное: они не пытаются бездумно развеять эти опасения. Янукович честно предупредил: "Будет больно". А что мы хотели? 20 лет бездумно рвать старые связи, разрушать промышленность, проедать бюджеты и кредиты - а после этого безболезненно перепрыгнуть в счастливое постиндустриальное будущее? Так не бывает.

Поэтому теоретический характер выделенной мною "топ-пятерки" достижений правительства Азарова меня, скорее, радует. Когда-то Карл Великий говорил: "Конечно, лучше действовать, чем знать, но необходимо знать, чтобы действовать". Если действия правительства в первый год были связаны с осознанием процесса, тогда можно ожидать и действенной и согласованной практики в будущем.

Иначе останется только "думать о величии страны" и прислушиваться к своим ощущениям.