Александр Каревин: Ни хлеба, ни зрелищ: первый год Виктора Януковича не дает оснований для оптимизма

Киев, 23 марта 2011, 15:57 — REGNUM  

Минувшая недавно годовщина со дня вступления в должность президента Украины Виктора Януковича стала хорошим поводом для обсуждения первых результатов его правления. Представители власти гордо рапортовали о подъеме экономики, улучшении отношений с Россией и т.п. Если судить по приводимым официальными лицами цифрам, можно сделать вывод, что страна уверенно преодолевает последствия мирового кризиса, движется в правильном направлении и если еще не процветает, то во всяком случае близка к процветанию.

В реальности, однако, все обстоит не так радужно. Уровень жизни населения, и так более низкий, по сравнению с соседними Россией и Белоруссией, продолжает снижаться. А бодрые заверения властей о растущем благосостоянии народа не могут вызывать в массах иной реакции, кроме раздражения. В самом деле, что должен думать о президенте и правительстве рядовой гражданин Украины, прослушав, например, заявление премьер-министра Николая Азарова о том, что реальные доходы простых людей "растут заметными темпами"? Ведь такой обычный гражданин отправится потом в магазин или на базар, где столкнется со значительно выросшими ценами на продукты и другие товары первой необходимости. Этот обычный гражданин поедет на работу в маршрутке и заплатит за проезд по новой, более высокой цене. Он получит счет на оплату за жилищно-коммунальные услуги с опять же существенно выросшими тарифами. И все это на фоне возобновившихся в последнее время задержек с выплатой зарплат. Где же рост реальных доходов?

В число несомненных успехов принято относить достижение властью единства, прекращение "холодной войны" между президентом и премьер-министром, наблюдавшееся в эпоху Ющенко-Тимошенко. Однако чего стоит такое единство, если оно будет использовано не для улучшения положения в стране, а для дальнейшего дерибана (разграбления) Украины? Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, объясняя причины неэффективности своей политики, могли сваливать вину друг на друга. У Виктора Януковича такой возможности нет.

Понятно, что новому президенту государство досталось в плачевном состоянии. Последствия бездарной "оранжевой" пятилетки дают о себе знать. В подобной ситуации народ в своих ожиданиях обычно отводит вновь вступившему в должность правителю примерно год, чтобы остановить процесс обеднения населения. Хотя бы остановить! Затем, в следующем году, как надеются обыватели, пойдет процесс улучшения жизни (пусть поначалу и небольшого, но улучшения!). Дальше, при разумном руководстве, это улучшение должно стать ощутимым.

Что наблюдается на Украине сегодня? Первый год правления Януковича завершился, а, судя по проанонсированным дальнейшим повышениям цен и тарифов, обеднение большей части украинцев будет продолжаться. Причем власть это особо не беспокоит.

Большой резонанс в обществе вызвали планы правительства поднять возраст выхода на пенсию для женщин с 55-ти до 60-ти лет. Необходимость этой меры обосновывается огромным дефицитом Пенсионного фонда. Но при этом власть отказывается уменьшить уже назначенные большие пенсии бывшим высокопоставленным чиновникам, депутатам, судьям и т.п. Думается, крайне трудно будет доказать простым людям целесообразность такой "пенсионной реформы". Хотя, кажется, и по этому поводу власть особо не напрягается.

Серьезной проблемой стал значительный рост преступности. Неспособность справиться с криминалом, всегда наносившая удар по репутации властей, Виктору Януковичу вредит вдвойне, поскольку волей-неволей напоминает обществу о некоторых не самых почетных деталях биографии президента. Но кого наверху это волнует?

Не видно особого прогресса в улучшении отношений с Россией (чего от новой украинской власти ждали многие). Движение в сторону сближения двух стран производится руководителями Украины по принципу "Шаг вперед, два шага назад". Кратковременное потепление сменилось заявлениями Киева о невозможности вступить в Таможенный союз, торможением экономической интеграции. Многие российско-украинские противоречия остаются неурегулированными и, кажется, урегулировать их Янукович и его команда не торопятся.

Помимо прочего, раздражения в общество добавили действия украинских властей в вопросе с покупкой российского газа. На Украине было много говорено о необычайной выгодности подписанных весной прошлого года новых газовых соглашений, а через два месяца последовало повышение цен на газ для населения.

Не заметно улучшения и в гуманитарной сфере. Вопреки неоднократным предвыборным заверениям Януковича русскому языку так и не предоставлен статус второго государственного. Циничное нарушение своих обещаний стало уже на Украине недоброй президентской традицией. Дежурные объяснения: дескать, у президентской Партии регионов не хватает в парламенте голосов для принятия соответствующего закона, никого не убеждают и не могут убедить. Обществу прекрасно известно, что сосредоточивший в своих руках огромную власть президент имеет достаточно возможностей, чтобы стимулировать (назовем это так) необходимое количество депутатов поддержать изменения в законодательстве о языках. Было бы только для этого у главы государства желание. Но желания-то как раз не видно. Об этом свидетельствует в том числе то, что до сих пор не отменен запрет на демонстрацию в кинотеатрах фильмов, дублированных на русском языке. Для отмены такого запрета вообще не нужно голосование в парламенте. Достаточно решения подконтрольного Януковичу Кабинета министров. Однако решения нет.

То же наблюдается в других отраслях гуманитарной сферы. Да - Виктор Янукович во всеуслышанье объявил, что голод 1933 года не являлся геноцидом. Но принятый при Ющенко закон о "голодоморе-геноциде" отменить даже не попытались, а вскоре и сам президент стал делать совсем другие, "прогеноцидные" заявления.

Не отменил глава государства и указов своего предшественника о посмертном присвоении звания "Герой Украины" гитлеровским приспешникам Степану Бандере и Роману Шухевичу. Вместо этого отменить указы пытаются через суд с неясным пока что окончательным результатом, но с совершенно ясным желанием президента дистанционироваться от такой попытки. К этому можно добавить выпускаемые президентом Януковичем в стиле Ющенко воззвания, посвященные "памятным датам" из истории Украины - "Дню героев Крут", "Дню соборности Украины" и т.п.

По прежнему наблюдается засилье ярых украинизаторов в государственных СМИ. Тут доходит до пародоксального. Скажем, выходящей по воскресеньям на Первом канале Национального радио передаче, где рассказывалось об украинских корнях Иисуса Христа, Будды, Заратустры, о том, что украинцы стояли у истоков древнеегипетской, древнегреческой, древнеримской цивилизаций, что они (украинцы) равны Богу и т.п. выделялось при прежнем президенте пять минут эфира. При нынешнем главе государства - десять минут. Факт мелкий, но показательный.

Наконец, последним на сей момент происшествием, ярко демонстрирующим неблагополучие в гуманитарной сфере явилась попытка присудить государственную Шевченковскую премию роману Василия Шкляра "Черный ворон". Правда, из-за разгоревшегося скандала президент временно воздержался от утверждения решения Шевченковского комитета (впрочем, отменять это решение он тоже не стал), но, думается, пойти на попятную Януковича заставила антисемитская составляющая скандала, а никак не русофобская.

Пожалуй, единственным "плюсом" первого года нового президентства может считатся четко обозначенная принадлежность главы государства к канонической Украинской Православной Церкви. Во всяком случае на большие церковные праздники он, в отличие от всех трех своих предшественников, посещает православные храмы, а не совершает круизы по опорным пунктам псевдоцерковных антиправославных организаций - "Киевского патриархата" и "Украинской автокефальной православной церкви". Однако, если в общественном сознании задекларированная приверженность православию Януковича закрепится в сочетании с его неуспешностью как руководителя, то такая декоративная православность может сослужить Церкви плохую услугу. К тому же вышеназванные псевдоцерковные объединения спокойно продолжают выдавать себя за "тоже православные" и вроде бы православный президент им в этом не препятствует.

Общеизвестно, что более-менее сносной для народа может считаться та власть, которая в состоянии дать ему хлеба и зрелищ. Как видим, "хлеба" (и в смысле материальных ценностей, и в смысле пищи духовной) нынешняя власть Украины населению не дает. Со зрелищами дело обстоит не лучше.

Широкомасштабного разоблачения злоупотреблений прежнего режима не произошло, хотя такое разоблачение вполне способно было бы временно переключить общественное недовольство с нынешних властителей на прежних (разоблачать-то есть что). Причем не разоблачены не только горе-идеологи прежнего режима, разжигавшие в стране (между прочим, за казенный счет) русофобию. Остаются безнаказанными "оранжевые" коррупционеры (кроме нескольких стрелочников). Даже арест бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко больше напоминает месть за репрессии против кое-кого из влиятельных членов Партии регионов, проводившиеся этим деятелем в период после "Оранжевой революции", чем справедливую, на мой взгляд, вполне заслуженную кару.

Не наказанными остаются и двое "оранжевых" парламентариев, швырявшие в Верховной Раде дымовыми шашками. Грубое и циничное, на виду у всей страны, нарушение закона сошло им с рук. Мало того, у одного из депутатов-регионалов хватило "ума" публично пояснить эту безнаказанность нежеланием создавать прецендент - мол, если сегодня этих двух привлечь к уголовной ответственности,то завтра могут привлечь и кого-нибудь из нас. Таким образом член правящей фракции чуть ли ни открыто признал, что сам он и его соратники находятся не в ладах с уголовным кодексом. Причем, что характерно, никто из фракции от такого признания не отмежевался.

И уже совершенно возмутительным является спуск на тормозах суперскандального "дела педофилов", в котором оказались замешаны трое депутатов из фракции Блока Юлии Тимошенко. Тем самым Партия регионов практически подтвердила, что вспыхнувший еще до президентских выборов педофильский скандал был раздут ею исключительно в предвыборных целях, (хотя некоторые обстоятельства указывают на то, что "дело педофилов" было начато небезосновательно). Пятно в любом случае осталось на репутации президентской партии, либо использовавшей грязную клевету против политических противников, либо позволившей (по каким причинам - можно только догадываться) преступникам-педофилам уйти от ответственности. Впрочем, опять же, регионалов это очередное пятно не беспокоит.

Очевидно, что нынешняя власть откровенно плюет на общественное мнение и прежде всего на ту часть электората, благодаря поддержке которой собственно и стала властью. Вывод напрашивается сам собой: будущих выборов правящий режим не боится. Причину же такого бесстрашия (если исключить совсем уж экзотическую версию о задуманном Виктором Януковичем и Партией регионов политическом самоубийстве), по-видимому, следует искать в том, что президент имеет достаточно возможностей обеспечить себе на следующих выборах нужный результат независимо от реального голосования. К той же цели обеспечения "правильного" результата, но уже на парламентских выборах (они по времени ближе президентских) ведет затеянная Партией регионов замена пропорциональной избирательной системы мажоритарно-пропорциональной или чисто мажоритарной (в мажоритарных округах легче "откорректировать" результаты голосования). Преценденты таких "выборов" в новейшей истории Украины уже были, что, вероятно, добавляет регионалам уверенности.

Не учитывают нынешние правители одного: держащийся исключительно на насилии и грубых фальсификациях режим не может быть эффективным. А запаса прочности, остававшегося у Украины с советских времен, уже нет. Аморальная, бездарная, коррумпированная, обнаглевшая от безнаказанности власть в условиях продолжающегося мирового кризиса очень быстро низведет страну до уровня центральноафриканских государств. Последствия этого непредсказуемы, в том числе и для России, рискующей получить у своих границ источник нестабильности.

Точка невозврата президентом Украины еще не пройдена. Виктор Янукович сегодня как сказочный витязь на распутье. Он может (пока еще может!) оперется на своих прежних избирателей, повести страну по пути единения с Россией и тем самым добиться постепенного улучшения положения на Украине. А может цинично пренебречь мнением поддержавших его на выборах людей и двинуться в обратном направлении, противоположном интеграции с Россией. Только, повторюсь, это будет движение не в Европу (как, возможно, кому-то на Украине кажется), а в Центральную Африку.

Мне очень хотелось бы ошибиться, но выбор президентом последнего направления представляется более вероятным.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.