24 марта в Латвии пройдет день протестов. К Рижскому замку собираются прийти и те, кого не устраивают тарифы Latvenergo, и те, кого не устраивает сокращение дотаций на пассажирские перевозки, а также налоги и состояние дорог. Последние готовы не только растянуть плакаты перед президентским дворцом, но и прогнать рядом с ним 150 большегрузных грузовиков.

Но начиналось все с того, что была подана заявка именно на протест против решения о повышении тарифов на электроэнергию в среднем на 21%. Для большинства людей это стало последним гвоздем, который правительство пытается вбить в гроб Латвии. ИА REGNUM удалось встретиться с главным организатором митинга против повышения тарифов Latvenergo Иветой Ридзере - общественным деятелем из Екабпилса.

ИА REGNUM: Легко ли было получить разрешение на организацию этого протестного мероприятия.

- Вообще-то мы в первый раз подобное организуем. Мы - я и еще трое моих соратников - пришли в Рижскую думу и подали документы для получения разрешения. В документах есть три вида мероприятий - пикет, митинг и шествие, мы подчеркнули все. И нам все их и разрешили. Изначально мы планировали мероприятие на 100 человек, но теперь я даже не знаю, сколько на самом деле будет, потому что люди очень живо откликнулись на наш призыв.

ИА REGNUM: Каков план проведения мероприятия?

- Мероприятие начнется в полдень у президентского дворца, а уже потом мы пройдем шествием до здания Сейма (латвийского парламента). Мы планируем подать резолюции президенту и в Сейм о том, что мы протестуем против повышения тарифов на электроэнергию. Ведь каждый человек понимает, что это повышение тарифов на 21% отразится на всех сферах нашей жизни: и на оставшемся в Латвии производстве, и на ценах на самые необходимые людям товары и продукты. Так скоро люди и хлеба не смогут купить!

Помимо резолюций мы еще собираем подписи по всей Латвии к требованию о том, чтобы, во-первых, не были повышены тарифы Latvenergo, а во-вторых - чтобы прекратили геноцид против народа Латвии, потому что то, что сейчас происходит в нашей стране - это геноцид. Конечно, правительство физически никого не убивает, используются другие методы. Люди в Латвии умирают от голода и болезней, детям нечего есть, школы закрываются, больницы закрываются. Я прожила всю жизнь в Латвии и никогда не думала, что я что-нибудь подобное увижу. Мне кажется, в Африке - и то лучше. При таком отношении к людям Латвия скоро превратиться в безжизненную пустыню.

Кроме того, предприятие Latvenergo - это один из последних крупнейших монополистов, пока еще принадлежащих государству. Но его ведь уже собираются продать, это многим известно. С 1 апреля повысят цены, потом еще раз повысят, а потом объявят, что это нерентабельное предприятие, и значит, Латвии оно не нужно. И, таким образом, оно будет продано. А что останется у государства? Ну, может быть, еще пару предприятий - и все. Но и их, я думаю, планируют продать в ближайшие пару лет. Да, сейчас много говорят об иммигрантах, которые приедут и помогут нам поднять экономику. Но кто поедет сюда? Не думаю, что кто-то захочет жить, а точнее - выживать, в государстве, у которого нет ничего своего, все продано-перепродано.

Вот все эти мысли и подвигли меня и моих товарищей на то, чтобы начать протестовать. И очень многие люди меня поддерживают. Есть, конечно, и такие, кто говорит: ай, что ты затеваешь, от этого все равно ничего не изменится! Но мне кажется, что молчать больше нельзя.

ИА REGNUM: Вы сказали о том, что помимо самой акции протеста уже проходит сбор подписей. Но ведь свои подписи могут поставить далеко не все жители страны, а только граждане. Получается, что даже в вопросах, можно сказать, борьбы за выживание люди в Латвии оказываются разделены...

- Да, эта ситуация действительно ужасна. Вообще, это самая большая, самая страшная ошибка всех тех, кто 20 лет правит Латвией - это разделение страны на граждан и неграждан, на латышей и русских. Я сама литовка, но родилась и всю свою жизнь прожила в Латвии, и дети мои здесь родились. Так что же мне теперь - тоже надо куда-то уезжать? И это разделение, эта дискриминация как началась еще в 90-е годы, так и продолжается, по сей день. Но ведь, независимо от национальности, латыши или русские, литовцы или украинцы - все терпят творящийся в Латвии произвол одинаково, а значит, и на протесты тоже право имеют все. И мы призываем прийти на митинг всех - независимо от национальностей. Да, подписаться могут не все, но каждый должен иметь возможность выразить свое отношение к несправедливости.

Конечно, на любом общественном мероприятии возможны разные провокации, и мы очень опасаемся этого. Но сами мы не будем провозглашать никаких лозунгов, разделяющих общество по каким-либо признакам, мы будем говорить только о том геноциде, которое власти совершают по отношению ко всем нам.

ИА REGNUM: Чего вы предполагаете добиться этой протестной акцией?

Я реалистка и не думаю, что это мероприятие сразу все изменит. Кстати, первоначально у меня была другая идея - подать в суд на эти тарифы, так, как сделали уже некоторые предприятия, самоуправления и частные лица. Но в латвийский суд я не верю и думаю, что и те, кто уже подал, не очень-то верят в успех. Потому мы и решили все-таки выбрать такую активную форму протеста с резолюцией и требованиями.

И еще: нам каждый день говорят о том, что мы всем должны, Латвия всем должна. Но я не должна никому, я не брала деньги у кредиторов, это правительство брало - пусть они и отдают. Почему люди должны все время платить все больше и больше за коммунальные услуги, за газ, теперь вот за электроэнергию?!

А какие слова говорились: деньги мы занимаем для спасения Латвии! Ложь, конечно, абсолютная. Так пусть отвечают те, кто брал эти деньги. Я когда беру кредит в банке, я подписываюсь, и я ответственна за то, чтобы этот кредит вернуть, я его и отдаю. Так пусть те деньги, которые взяли чиновники, которые подписали бумаги о том, что они берут эти деньги - вот пусть они их и отдают. Не могут отдать - пусть сидят в тюрьме и работают сами на отдачу этих денег. Пусть у них отбирают их личные деньги для оплаты этих долгов.

Возвращаясь к акции: мы надеемся, что нас услышат. Хотя реально и понимаем, что из Сейма вообще может никто не выйти. Но все равно мы постараемся передать эти резолюции и донести наши требования. Если же нас не услышат на этот раз, то мы будем продолжать наши акции, писать вновь и вновь, может быть, даже окружим Сейм и будем стоять. Это будут ненасильственные акции, которые направлены только на то, чтобы к нам, жителям Латвии, прислушались. Пусть наши власти думают о том, что надо работать для блага людей, а не для их уничтожения.

ИА REGNUM: Латвия как государство находится в составе Евросоюза. А вы не думали попробовать обратиться напрямую к чиновникам ЕС, чтобы объяснить им, в каком катастрофическом положении на сегодняшний день оказались жители Латвии?

- Планов таких нет, но хочется сказать о том, что Евросоюз тоже виноват в том, что в нашей стране происходит. Евросоюз уже навязал нам столько своих норм, законов, которые мы исполняем и от которых тоже было больше худа, чем добра. Так что вряд ли Евросоюз заинтересуют наши протесты и требования. По мне, так лучше, если бы мы вообще вышли из этой организации. Потому что мы как государство уже давно живем не своим умом, а их директивами. Они говорят, а мы кланяемся и исполняем.

Разве что написать сразу письмо в Международный валютный фонд и сказать им, что мы, жители Латвии, больше не можем выплачивать им те деньги, которые заняли у них наши чиновники. Да только думаю, что и там этим никто не заинтересуется.

Поэтому пока мы попробуем чего-нибудь добиться нашими мирными акциями протеста. Ведь во всем мире люди так протестуют и они чего-то добиваются, возможно, что и мы добьемся. И, даже если эта конкретная акция ничего не изменит, пусть это будет хотя бы первый шаг к тому, чтобы люди проснулись и начали что-то делать для защиты своих прав. Потому что та апатия, в которой находятся сейчас жители Латвии - это страшно. Люди думают только о том, на что поесть самим и прокормить свои семьи. Но это ненормально, и так не должно быть!