Британский таблоид Daily Mail обвинил еврокомиссара по развитию Андриса Пиебалгса в сокрытии такого факта своей биографии, как членство в Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Пиебалгс признает, что в свое время добровольно вступил в КПСС, что, по его словам, было осознанным и рациональным выбором.

Выступая в Латвийском университете, еврокомиссар заявил, что не стыдится своего прошлого. "Конечно, я никогда это не скрывал и не стыдился, так как это был мой осознанный выбор. Никто меня не принуждал, не стоял рядом с пистолетом. Я считал, что таким образом смогу реализовать свои цели", - сказал он. По словам Пиебалгса, партбилет помог ему стать директором школы.

Еврокомиссар также признался, что в его семье не было принято говорить о временах независимой Латвии, однако постепенно его отношение к данному вопросу "эволюционировало". "Не считаю, что я что-то делал неправильно. Конечно, с теперешними знаниями я не хотел бы делать то, что было тогда. Я не горжусь этой страницей в своей биографии", - сказал он.

Отметим, латвийские власти и обслуживающие их историки считают, что с 1940 по 1991 г. Латвия была "оккупирована Советским Союзом", однако при этом замалчивается проблема массового участия местного населения в советских органах власти. Членство в КПСС, если оно было прервано после 13 января 1991 г., и сотрудничество с советской властью не считается предосудительным.

Как неоднократно сообщало ИА REGNUM, терминологический вопрос о признании или отрицании "советской оккупации" (присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к СССР в 1940 году) для современных националистических властей Латвии, Литвы и Эстонии, однако, не является чисто научным. Несмотря на то, что легитимность мирного включения Латвии в состав СССР, например, однозначно поддержал действовавший в 1940 году президент Латвии Карлис Ульманис и высшие власти Литвы и Эстонии, на теории "советской оккупации" строится современная националистическая идентичность Латвии, она служит политическим и юридическим основанием для режима массового безгражданства русскоязычных в стране как "оккупантов", поражения их в правах, на сегодняшний день составляющего до 80 принципиальных отличий от объёма прав граждан Латвии и Эстонии.

Кроме режима фактического апартеида, теория "оккупации", по мнению властей современной Латвии, позволяет предъявлять современной России как государству-продолжателю СССР политические и материальные претензии, является почвой для реабилитации нацизма, гитлеровских коллаборационистов и распространения неонацизма в Прибалтике. При этом полностью игнорируется тот факт, что, например, объявление независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале 1990-х годов было осуществлено парламентами, избранными по законам СССР и возглавленными советской партийно-хозяйственной ("оккупационной") номенклатурой, и следовательно - легитимность деклараций о независимости Латвии, Литвы и Эстонии равна легитимности принявших её советских "оккупационных" властей республики. Кроме того, Латвия, Литва и Эстония по умолчанию признают действующими "оккупационные" свидетельства об образовании, трудовом стаже, профессиональной и научной квалификации, записи актов гражданского состояния (брак, развод, свидетельства о рождении и смерти), права частной собственности и наследования и т.д.