В Европе сейчас две самых главных темы: экологическая катастрофа в Японии и права человека. Права человека свободные европейцы защищают, бомбя ливийские города. Причем, точно так же, как это делал Муаммар Каддафи, но с той существенной разницей, что диктатор бомбил свои города, а они - чужие. Впрочем, дает ли это какое-то преимущество в праве на бомбежку, неизвестно. Во всяком случае, в Уставе ООН об этом умалчивается. И во Всеобщей декларации прав человека - тоже.

Уходя с зыбкой основы современного международного права, Евросоюз никак не хочет слазить с самой темы прав человека. И чтобы доказать всем, что "он тверд в грехе", как отчим Гамлета, Совет Евросоюза параллельно с агрессией в Ливии, проводимой некоторыми его членами, принял 21 марта документ, носящий не военный, а чисто "академический" характер. Слава Богу, Белоруссию пронесло! - потому что данный документ касается именно ее...

Это всего лишь расширенный "черный список" белорусских чиновников, которым снова запрещен въезд в ЕС. (Как будто они туда никогда не ездили!) Предыдущий перечень, принятый совсем недавно, 31 января, насчитывал 157 фамилий. Зато нынешний избавлен от ошибок (ранее там почему-то оказались гоголевские "мертвые души"), а также вырос аж на 19 новых и вполне живых имен. Евросоюз грозится, что на этом не остановится: в апреле, де, он снова будет собираться по пресловутому "белорусскому вопросу", и тогда уж будет рассматривать "экономические санкции"!

Хотя все это звучит как пустые угрозы. Как пресловутое сто первое китайское предупреждение. Но даже если Евросоюз вдруг и решится на экономическое давление, можно не сомневаться, оно будет носить "точечный" или "адресный" характер. Ибо сейчас, когда цены на нефть и нефтепродукты после атаки на Ливию резко возрастут, ссориться с Белоруссией, занимающей 6 место в списке крупнейших поставщиков мазута и солярки в Европу, европейцам будет не с руки. Так же, как говорить о слишком большой энергетической зависимости ЕС от России...

Мало того, можно почти не сомневаться, что, введи ЕС экономические санкции против Белоруссии, Лукашенко обыграет их в свою пользу. На политическом уровне. После того, как европейцы увязнут в Ливии, это будет сделать очень легко. Ничуть не труднее, чем обыграть в свою пользу и нынешние "невъездные" санкции. Каким образом? А напрямую увязав экологию и запреты на въезд...

Странно, что белорусский власти до сих пор не применили этот простой PR-ход. Европейцы, как мы уже упоминали, сейчас крайне обеспокоены состоянием окружающей среды. А цунами и последовавший затем выброс радиации из взорвавшейся японской АЭС "Фукусима" сделали экологическую тему и вовсе "горячей"! В свою очередь, крики японского премьера: "Черт возьми, что же там (на АЭС) происходит?" придали ей остро политический оттенок.

В этой связи, очень кстати оказались обнародованы некоторые статистические данные о жизни западных, а не белорусских политиков. "Кто из мировых лидеров, причем лично, более всего вреден для окружающей среды?", - таким не совсем политкорректным вопросом задались экологи на нтернет-портале Terraeco.net. Как видно из названия портала, "Земля экологическая", его основатели - ребята довольно простые, хоть и с учеными степенями. А, главное, честные мечтатели, и вряд ли их вопрос изначально звучал с политической подковыркой. Наверняка, они спросили просто: "Кто из глав государств коптит под этим небом, точнее, на это небо больше всего?". Хотя, если вдуматься, для действующих глав государств вопрос "Кто сколько коптит?" гораздо неудобней, нежели вся экология вместе взятая. Так или иначе, но ведь поэт предупреждал: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется" - и вот вопрос экологов неожиданно подхватила французская "Le Figaro". Естественно, придав ему политическую остроту.

В начале текущего года газета опубликовала данные, полученные экологами путем несложных математических вычислений. Итак, среди глав мировых держав дороже всего для глобальной экологии обошлись лидеры Франции, Германии, Китая, Бразилии, Мексики и, конечно, США. Причем приведены они здесь вовсе не в соответствии со своим экологическим анти-рейтингом, ибо последний, Барак Обама, одновременно и первый с точки зрения загрязнения. Его "борт №1" (кто бы сомневался?!) "Боинг 747-200", на котором Обама, один из наиболее активных политиков-путешественников, облетел в 2010 г. около 200 тыс.км., во время полетов выбросил в атмосферу 20 тыс. тонн углекислого газа! Вдумайтесь только... И хотя Обама ушел далеко в отрыв от разделивших второе непочетное место руководителей Мексики, Бразилии и Китая, те тоже "выбросили" немало - по 7 тыс. тонн СО². А самый скромный, по мнению французов, загрязнитель экологии - их же президент Николя Саркози, повинный лишь в 3 тыс. тонн яда.

Для того, чтобы установить связь этих вопиющих фактов с санкциями против Александра Лукашенко и его ближайшего окружения, а также всех, кто попал под горячую руку Евросоюза, необходимо вспомнить краткую предысторию европейских "репрессалий" против Белоруссии. Хотя она не такая уж и краткая. Впервые официально они были введены в 2006 году, т.е. сразу после предыдущих президентских выборов. То, что выборы были предыдущие, совершенно неважно, - когда б они не шли, Запад их не признает с завидной и широко разрекламированной последовательностью. Но вот не формально, а фактически санкции существуют (а не действуют!) уже более 12 лет. То есть, как минимум, с момента первого дипломатического скандала, когда иностранных послов "попросили" съехать из элитного пригородного поселка Дрозды, где они жили и где нынче располагается резиденция Лукашенко. Впрочем как и более скромные резиденции того самого личного окружения, которое частично, но регулярно подпадает под санкции. К счастью, как мы уже отметили, не действующие.

Между прочим, поселок Дрозды расположен в шикарном сосновом бору, так что экология, похоже, давно и прочно разводит Евросоюз и официальный Минск по разным азимутам. Правда, в этом имущественно-территориальном конфликте все бонусы, по естественным причинам, пока остаются за белорусской властью, и, стало быть, нельзя исключать, что в тех же санкциях Евросоюза волей-неволей, но присутствует элемент мести.

Который, сдавалось, отступил на второй план, когда стороны пару лет назад после непризнания Александром Лукашенко Южной Осетии и Абхазии вдруг решили забыть старые обиды. И в правду, на кону у Брюсселя и Вашингтона оказались совсем другие территориальные вопросы, а точнее перспективы восстановления Россией если не своих территорий, то уж своих сфер влияния в СНГ, по сравнению с которыми спор за какие-то там участки в поселке Дрозды выглядел если не мелочным, так уж точно не своевременным. И о санкциях как бы "позабыли". А их действие официально было "приостановлено".

Вот так и создалась эфемерная перспектива того, что Запад, наконец, признает легитимность (пусть хотя бы условную) президентских выборов в Белоруссии. И также эфемерная перспектива того, что и белорусский режим начнет реформироваться под западную указку. В общем, то была встреча двух самообманов. Как опять же признавался классик: "А я обманываться рад!"...

...Взаимное протрезвление наступило 19 декабря прошлого года. "Фокус" не удался.

А когда такое происходит на арене, в том числе и политической, то фокусники в первый момент смотрят друг на друга, недоумевая, что же сработало не так? Зато публика сразу начинает возмущенно кричать и требовать своих денег назад! И это мешает сосредоточиться...

Очевидно, именно поэтому Евросоюз более месяца соображал, что ж ему теперь делать?! А вот Александру Лукашенко времени на адаптацию потребовалось меньше. И он явно опережал Брюссель, и всякий раз, как минимум, на один шаг вперед - в общем, брал инициативу на себя. Во-первых, закрыл давно надоевшее представительство ОБСЕ. А, собственно, зачем оно в Белоруссии, коли не признает выборы? Да и самой ОБСЕ оно уже ни к чему... Во-вторых, еще до того, когда Евросоюз сформировал хоть какую-то согласованную позицию по послевыборной ситуации в Белоруссии, Лукашенко оперативно провел инаугурацию. И, наконец, в-третьих, не дождавшись ничего позитивного от Брюсселя, тут же направил Михаила Мясниковича, нового премьера и старого знакомого Кремля, восстанавливать отношения с Москвой.

Ошарашенный Евросоюз, только еще думающий, какую такую кару пострашнее придумать для непокорного Лукашенко, вдруг увидел, что Лукашенко-то его не боится. И, мало того, вновь тянется к России! И вот тут испугался уже Евросоюз... И стал вновь "думать"... Стало ясно: в Минске западники упустили шанс переломить тенденцию. И ЕС волей-неволей откатился в прежнюю колею санкций. Впрочем, стало ясно и другое: никаких реальных, т.е экономических санкций против Минска не будет даже в апреле. Не то чтобы серьезных, а вообще никаких! Есть (и могут быть) только санкции-фикции: они как бы есть, но их как бы и нет. Единственное, что с ними можно сделать, - поговорить о них.

А от того, что Лукашенко не пустят в Европу, еще вопрос, кто больше выиграет; вполне возможно, что и сам Александр Григорьеви.! Помните, данные экологов о том, чьи "первые" самолеты больше загрязняют атмосферу? Так вот, если самолет Лукашенко вовсе не будет летать на запад, то Александр Григорьевич с полным правом заработает себе там репутацию самого чистого политика в мире. Или уж, по крайней мере, в Европе.

И все благодаря хлопотам Евросоюза...