В краткосрочной перспективе России и США целесообразно активизировать взаимодействие совместно с ЕС по урегулированию приднестровского и нагорно-карабахского конфликтов. Такая рекомендация содержится в докладе российских участников экспертной группы Россия-США по будущему двусторонних отношений дискуссионного клуба "Валдай" под названием "Отношения Россия-США после перезагрузки: на пути к новой повестке дня. Взгляд из России". Доклад представили 22 марта на пресс-конференции в Москве соавторы декан факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", председатель президиума СВОП Сергей Караганов и заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ-ВШЭ Дмитрий Суслов.

"Инициатива по запуску тесного сотрудничества пока не очень хорошо стартует. По всей видимости, Европейская комиссия не хочет или не может создать реальное взаимодействие в духе идеи предложенной канцлером Германии и поддержанной президентом России - инициатива "Меркель-Медведев" (В меморандуме, подписанном по итогам состоявшейся 5 июня встречи президента РФ Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель, говорится о намерении сторон рассмотреть возможность создания комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне, одним из направлений работы которого станет разрешение приднестровского конфликта. Россию в этом комитете будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров, а ЕС - еврокомиссар по внешней политике и общей безопасности Кэтрин Эштон - прим. ИА REGNUM). Для запуска этой идеи как раз и планировалось Приднестровье", - заявил Караганов, комментируя по просьбе корреспондента ИА REGNUM вопрос о том, что подразумевается под словом активизация в контексте разрешения конфликтов.

Караганов считает, что есть все шансы решить приднестровский конфликт. "Мы уже несколько раз были на пороге решения проблемы и каждый раз, когда либо европейцы, либо американцы считали, что нельзя, чтобы российская сторона решила это - блокировали вопрос. Но давайте уже с чего-то начнем и сделаем Молдавию федеративным государством, что в принципе возможно", - заявил он. С Нагорным Карабахом, по мнению эксперта, все сложнее, но и эта проблема решаема.

ИА REGNUM напоминает, что попытка "сделать Молдавию федеративным государством" уже предпринималась в 2003 году, но тогдашний президент Молдавии Владимир Воронин отказался подписывать уже парафированный Меморандум Козака, выполняя прямое указание США и ЕС. После этого, 22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению". А 17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России.