Несмотря на сильное землетрясение и сильное цунами АЭС "Фукусима-1" в Японии сама по себе осталась цела, и если бы система аварийного охлаждения сработала, то не было бы расплавления стержней и водородных взрывов. Об этом 21 марта в программе "Специальный корреспондент" на телеканале "Россия" заявил директор Института безопасного развития атомной энергетики РАН, ликвидатор чернобыльской аварии Леонид Большов.

По словам Большова, одно дело как спроектирована АЭС, другое - как она эксплуатируется. "Я помню, как во время Спитакского землетрясения в Армении был полностью разрушен город. Но АЭС в Мецаморе практически не пострадала. В ситуациях, когда происходит потеря снабжения электричеством, когда нечем двигать насосы, за короткое время можно ввести электропитание, внешние дизели", - заявил он, добавив, что это на Японской АЭС было сделано, но поздно.

Глава "Росатома" Сергей Кириенко в свою очередь отметил, что станция "Фукусима-1" не была запланирована на одновременное воздействие и сильного землетрясения и слишком сильного цунами. "Если честно говорить, то мало что из созданного человеческими руками, способно выдержать такое", - заявил Кириенко. Глава "Росатома" также считает, что для того, чтобы возобновить подачу воды для охлаждения реакторов, нужно было быстро решить вопрос с электропитанием. "Опыт, который был на той же Армянской (Мецаморской) АЭС показывает, что это было возможно. Если бы с самого начала был правильно оценен масштаб трагедии, и если бы на это были бы брошены все силы, то потерь было бы несопоставимо меньше", - заявил Кириенко.