Центром миротворческих и правозащитных действий (Казань) подготовил доклад "Итоги призывной компании в Республике Татарстан весной 2003 г". Доклад, предназначенный для передачи в государственные органы РТ, составлен по информации из открытых источников. Обработаны более 150 звонков по "Горячей линии" для призывников, организованной ЦМПД, которая работала с 15 марта по 30 июня 2003 года.

Как отмечено в докладе, весной 2003 года на мероприятия, связанные с призывом, в Республике Татарстан, было вызвано 26 тысяч 265 человек, отправлено в армию около четырех тысяч (осенью 2002 года - 4.600, весной 2002г. - 4.000).

Сравнивая нынешнюю ситуацию с данными аналогичного доклада, касавшегося осеннего призыва 2002 г., авторы констатируют: "Большинство проблем по нарушению прав граждан во время призыва остались. Более того, в ходе призыва весны 2003 года выявился ряд новых фактов нарушения прав человека. По-прежнему противоправной остается ситуация с формированием районных и городских призывных комиссий в РТ".

Согласно докладу, учет граждан (их личных дел) в военкоматах Татарстана находится на низком уровне. Это создает условия для противоправных действий, например, преднамеренной пропажи дел во время призыва с целью уклониться от призыва. Борьба с этим явлением в военкоматах сводиться к противозаконному изъятию паспортов у призывников при выдаче на руки личных дел.

Отмечена тенденция применять к гражданам, не проинформировавшим военный комиссариат об изменениях своих личных данных, сразу максимальную санкцию по административному кодексу, т.е. штраф в 5 МРОТ. Однако закон позволяет оштрафовать и на 0,5 МРОТ. Применение максимальной санкции наносит серьезный удар по семейному бюджету малообеспеченных граждан. Решение о штрафе нередко выноситься с нарушением закона, т.е. не военным комиссаром района, а нижестоящими чинами.

Не в достаточной мере обеспечиваются гарантированные Конституцией и законами РФ тайна личной жизни, медицинская тайна (в том числе о наркозависимости и о положительном анализе на СПИД), а также сохранение другой информации, содержащейся в личных делах призывников.

Как отмечается в докладе, повестки в большинстве случаев не вручаются надлежащим образом. Как правило, повестку либо просто бросают в почтовый ящик, либо работники военкомата пытаются вручить ее под роспись родственникам призывника или соседям. И то, и другое не имеет для призывника правовых последствий. Повестка считается врученной только в том случае, если имеется подтверждение ее получения непосредственно призывником. Порядок вручения повестки определяется Положением о призыве, утвержденном Кабинетом министров РФ и приказом №400 Министерства обороны РФ.

Кроме того, работники военкоматов стараются сразу проинформировать призывника о возможности возбуждения уголовного дела, пользуясь слабой юридической грамотностью молодежи. Как правило, призывники не знают, что ответственность по 328 статье УК РФ наступает только после решения призывной комиссией о призыве, поскольку до этого момента уклониться от призыва невозможно - отсутствует решение о призыве. Между тем, анализ ст.328 УК РФ показывает, что она вообще не содержит квалификации состава преступления (уклонения от призыва). Подобная ситуация используется прокуратурами и военкоматами для чрезвычайно широкого толкования понятия уклонения от призыва, подлежащего уголовному преследованию. Это приводит к таким казусам, как факты вручения призывникам повесток, по которым они должны явиться в военкомат через год и более после вручения повестки.

В ходе призыва весны 2003 года отмечены факты направления призывникам повесток из прокуратуры с сообщением что против них возбуждено уголовное дело за уклонение от призыва. В частности, именно таким образом в прокуратуру Московского района г.Казани 26 мая 2003 года были приглашены более 20 призывников. Среди приглашенных находились граждане моложе 18 лет, лица, обучающиеся на дневных отделениях ВУЗов и т.п. Сотрудники прокуратуры от дачи каких бы то ни было пояснений уклонились. Канцелярия прокуратуры отказалась без объяснения причин отметить в повестках факт явки. У явившихся граждан повестки собрал начальник второго отдела Московского райвоенкомата и пригласил призывников и их родителей в здание военкомата, где им были вручены повестки уже от имени военкомата. По информации ЦМПД, не в таком массовом виде, но подобные случаи имели место и в иных районах РТ.

Ситуация с доставкой повесток провоцирует противоправные действия как призывников, так и работников военкоматов, подчеркивается в докладе. Как правило, представленная военкоматами информация о количестве призывников, уклоняющихся от призыва, не соответствует действительности. Большинство призывников, фигурирующих в сводках, не уклоняются от явки в военкомат, а не извещены в соответствии с законом о необходимости такой явки.

По данным военного комиссариата РТ весной 2003 года "уклонялись" от призыва 1150 человек, а осуждены 7 человек. Осенью 2002 года - "уклонялись" 2094 человека, весной 2002 - 2300 человек, за весь 2002 год были осуждены по 328 статье УК 27 человек. Максимальная санкция, примененная судами, - 1 год условно.

К административной ответственности военкоматами привлечены 710 человек (за призыв осени 2002 года - 923 человека, всего за 2002 год - 3026 человек).

Также имеются факты, когда сотрудники милиции и сотрудники военкоматов осуществляют незаконную насильственную доставку призывников в военкоматы и на призывную комиссию. При этом заинтересованные стороны игнорируют, что работники военкомата не обладают правом задерживать и арестовывать гражданских лиц, лишать их свободы, изымать принадлежащие призывникам вещи или документы, подвергать их действиям, унижающим личное достоинство человека.

Работники военкомата также не вправе ограничивать доступ в помещение военкомата лиц, являющихся родственниками призывника, его представителями и адвокатами. Ссылки на то, что военкомат - это воинская часть, и военный комиссар имеет право ограничивать доступ, с правовой точки зрения являются несостоятельными. Тем более, что на территории военкомата в период призыва располагается призывная комиссия, являющаяся по своему статусу гражданской организацией, подчиняющейся главе местного самоуправления (главе администрации), данного района.

Работники милиции при доставке призывников в военкомат не разъясняют призывникам, каков их правовой статус, являются ли они задержанными. Зачастую призывников вместо доставки в военкомат достаточно длительное время содержат в отделении милиции в камерах вместе с лицами, преступившими закон или подозреваемыми в этом. Призывникам не дают возможности связаться с родными, с адвокатом, известить о своем местопребывании, что причиняет родственникам моральные и физические страдания. Зачастую задержание происходит в форме приглашения в милицию для уточнения некоторых обстоятельств без оформления соответствующих документов. Нередко при осуществлении подобных мероприятий работники милиции и военкоматов нарушают конституционное право граждан на неприкосновенность жилища. При подобных действиях также нарушаются нормы Кодекса об административных правонарушениях, где четко оговорены права и обязанности сторон.

Зафиксированы и нарушения при проведении медицинского освидетельствования призывников.

Проведение медицинского освидетельствования на годность к службе в армии относиться к призывным мероприятиям. Как таковое, оно не может проводиться в сроки, отличные от сроков призыва (ст.25 и 26 Закона о О воинской обязанности и военной службе). Однако, стремясь выполнить план, военкоматы начинают проводить эти мероприятия до официального начала призыва. Подобные факты наличествуют в большинстве районов РТ. Например, в Московском районе г.Казани медкомиссия начала работать 15 марта 2003 года.

Обследование на годность к службе в армии находиться на весьма низком уровне. Это вызвано в том числе недостатком персонала и необходимого оборудования, а также недостаточной мотивировкой работы вследствии неурегулированности межбюджетных отношений и порядка финансирования работы врачебных комиссий. Факты говорят о призыве граждан, объективно являющихся негодными к службе. Зачастую это выявляется только после прибытия призывника в воинскую часть. По итогам 2002 года официально возвращены как необоснованно призванные по состоянию здоровья 17 призывников из РТ.

Медицинские освидетельствования происходят с установкой на выполнение плана призыва, а не выявление объективной картины состояния здоровья призывников. При отсутствии жалоб на здоровье со стороны призывника проведение медицинского освидетельствования превращается в формальность. Исключением являются проверка на СПИД и наркозависимость. При наличии жалоб их часто не принимают во внимание, игнорируют справки и документы, выданные лечебными учреждениями. Не предпринимают меры для постановки подробного диагноза. Не всегда в составе медкомиссии присутствуют все специалисты, нередко осмотр проводиться одним специалистом, проводящим записи сразу за нескольких врачей. Не всегда записи в медицинских документах соответствуют правилам, что дает возможность их изменения и исправления.

При направлении на дополнительное обследование зачастую граждан лишают законного права на выбор лечебного учреждения. Нередко военкоматы препятствуют этому, оказывая давление на лечебные учреждения, на призывников и их родителей. Нередко медицинские комиссии отказываются принимать во внимание и подшивать в личное дело справки и иные документы, полученные призывником в медицинских учреждениях самостоятельно.

В настоящее время не обеспечен в полной мере доступ призывников к правовой информации, к законам и инструкциям, регулирующим их положение. Призывники вынуждены самостоятельно искать и изучать тексты законов и Конституцию РФ. Им практически недоступны инструкции и иные ведомственные правовые акты, постановления правительства. А именно подзаконные акты конкретизируют законы и устанавливают нормы по предоставлению документов, образцы справок, повесток и т.п.

Законы РФ, регулирующие призыв, содержат противоречивые нормы. Не все призывники имеют достаточные материальные средства на обращение за юридической консультацией, на покупку необходимой литературы или получение информации иными способами. На стендах и в других документах военкоматов цитируется лишь пункт 1 статьи 59 Конституции РФ, что искажает ее смысл. В военкоматах, где, как правило, располагаются призывные комиссии, присутствует на стендах лишь самая общая информация пропагандистской направленности. Тексты законов даются выборочно, в устаревшем виде. Например в Московском военкомате г.Казани Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" на стенде представлен в редакции 1998 года, что вводит призывников в заблуждение, поскольку перечень отсрочек изменился. Подобная ситуация и в других военкоматах РТ.

Практически отсутствует информация об ответственности должностных лиц, о путях обжалования их решений, а также контактная информация для обращения с жалобами. Граждане не имеют информации о возможных путях борьбы со взятками. О наличии подобных явлений говорит высказывание военкома РТ о коррупции среди подчиненных, которая позволяет богатым уходить от исполнения конституционного долга.

Одной из форм получения информации стали "Горячие линии", проводимые общественной приемной в РТ представителя президента Сергея Кириенко. Во время призыва весны 2003 года были проведены два таких мероприятия, в городах Казань и Набережные Челны. К сожалению, обе "Горячие линии" были приурочены к началу призыва и ограничились несколькими днями. В качестве специалистов, отвечающих на вопросы призывников, инициаторы "Горячей линии" привлекли работников военкоматов. Ответы призывникам давались в устной форме, а не в форме документа, который можно было бы предъявить при необходимости. Способность аппарата Федерального инспектора по РТ влиять на ситуацию ограничена действующим законодательством, констатируется в докладе.

Что касается положения призывника на сборном пункте, то в настоящее время оно, по мнению авторов доклада, фактически не отличается от положения заключенных, хотя по своему статусу призывники, находящийся на сборном пункте, не являются военнослужащими и ограничены только в праве получения загранпаспорта. Статус военнослужащего приобретается ими с момента отправки со сборного пункта в воинскую часть. В то же время Приказом №400 Министерства обороны РФ предусматривается прибытие призывника на сборный пункт за двое суток до его отправки к месту службы. Таким образом, до момента отправки гражданин обладает практически всеми правами, гарантироваными гражданам России Конституцией РФ, в т.ч. правом на свободу передвижения, личную неприкосновенность, доступ к правосудию и иными правами и свободами, перечисленными в гл. 2 Конституции РФ. Двухдневное содержание под стражей граждан является нарушением закона, так как лишение свободы в России допускается только по решению суда (ст. 22 Конституции РФ) или в порядке, предусмотренном Административным кодексом.

Работники сборного пункта с задержками и не полностью предоставляют информацию о призывниках, находящихся там, их состоянии и их убытии. Граждане не информированы о телефонах, по которым они могут прояснить ситуацию. Это доставляет родственникам призывников нравственные и физические страдания и ограничивает возможности призывников, адвокатов и правозащитников в случае незаконного призыва в армию.

Отсутствует доступная информация о порядке передач призывникам, сам этот порядок никак не регламентирован. В результате его определяют лично работники сборного пункта и лица, дежурящие на КПП.

Нечетко определен порядок встреч призывников с иными гражданами. Это также вызывает злоупотребления и противоправные действия, неправомерные отказы, создает почву для коррупции.

В докладе также отмечается, что в настоящее время статус призывных комиссий в законе и подзаконных актах определен только в общем. Это вызывает различные толкования законов и противоречивую правоприменительную практику. Вследствие отсутствия на территории РТ органов местного самоуправления по-прежнему не определен статус городских и районных призывных комиссий.

Неясен статус призывных комиссий, как юридических лиц, а также порядок их работы. Это сказывается, в частности, на оформлении документов, поскольку в разных районах РТ документы заверяются либо печатью военного комиссариата, либо печатью призывной комиссии с записью о принадлежности призывной комиссии к военному комиссариату. По своему положению призывная комиссия является органом гражданской администрации, и поэтому применение бланков и печатей военкомата в данном случае незаконно. Также незаконно и употребление военкоматами печатей с надписью "Призывная комиссия", поскольку призывная комиссия не является подразделением военкомата.

В докладе рассматриваются также вопросы реализации права на альтернативную гражданскую службу.

В частности, отмечается, что членам религиозных организаций предоставляется отсрочка до вступления в силу закона о АГС (либо непосредственно призывной комиссией, либо по решению суда). Попытки военкоматов передать после этого материалы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела успеха не имели. Однако в большинстве случаев призывнику приходиться защищать свои права в суде.

В период весеннего призыва 2003 года, по данным Военного комиссариата Республики Татарстан, были поданы более сорока заявлений на замену военной службы на альтернативную гражданскую (за 2001 - 26, за 2002 - 35). Из них 35 заявлений по религиозным мотивам были судами удовлетворены, и решения призывных комиссий о призыве в армию были отменены. Остальные заявления содержали мотивировку нерелигиозного характера. По ним суды приняли отрицательные решения. Обращает на себя внимание тот факт что в любом случае гражданам приходилось через суд добиваться отмены решений призывных комиссий.

Таким образом, ситуация с лицами, обосновывающими свое право на АГС нерелигиозными убеждениями, остается сложной. И призывные комиссии и суды, несмотря на представленные доказательства, очень часто отказывают гражданам в этом праве, что нарушает закон и конституционные права призывников.

Авторы доклада предлагают ряд мер по исправлению указанных недостатков. В частности они рекомендуют усилить влияние и контроля гражданской администрации за подготовкой и проведением призыва, разработать и принять Положение о призывной комиссии и Положения, регламентирующее нахождение призывника на сборном пункте, включить в состав призывных комиссий всех уровней представителей негосударственных организаций с целью гражданского контроля за процессом призыва, государственным органам обеспечить постоянное функционирование в период призыва "горячей линии" для призывников, вручать призывникам при получении приписного свидетельства памятку с полным перечнем его прав и обязанностей, контактной информацией по обжалованию действий должностных лиц, а призывникам, отбывающим в армию, - памятку солдата с разъяснением его прав и обязанностей, и контактной информацией по обжалованию действий должностных лиц.