Регионы должны принять на себя часть ответственности за эксплуатацию малоинтенсивных железнодорожных линий - об этом заявил первый заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Владимир Якунин 24 июля на брифинге, посвященном актуальным вопросам реализации региональной политики МПС России и взаимодействия министерства с администрациями субъектов Федерации в условиях реформирования железнодорожного транспорта.

"Сегодня железнодорожный транспорт переходит к новой форме существования, мы особенно тщательно считаем свои расходы и доходы, на нас лежит колоссальная социальная и экономическая ответственность перед государством. Мы не можем допустить перехода во вновь создаваемое акционерное общество (ОАО "РЖД") с минусовым балансом. Именно это обстоятельство диктует принятие решений по судьбам малодеятельных железнодорожных линий", подчеркнул он.

При этом, отметил В.Якунин, подходы к решению этих вопросов дифференцированы. Если такая линия имеет социальную важность и жизненно необходима региону, то в этом случае необходимо создавать самостоятельные компании по эксплуатации линий и по перевозке пассажиров. Если же линия не несет подобной социальной нагрузки, то ее нужно закрывать. "Железнодорожники в данном случае стоят на страже государственных интересов, - заявил первый заместитель министра, - но при этом мы считаем, что заинтересованные стороны должны разделить ответственность по содержанию малодеятельных линий".

К малоинтенсивным линиям (участкам) железнодрожники относят линии с размерами движения пассажирских и грузовых поездов по графику в сумме не более 8 пар в сутки. По данным пресс-службы МПС, посостоянию на 1 июня 2003 года протяженность убыточных малоинтенсивных железнодорожных линий федерально-регионального и регионального значения, без учета линий чисто федерального уровня, составила 7,5 тыс. км (или 9%) от общей эксплуатационной длины железных дорог. Численность обслуживающего персонала - более 9 тыс. человек.

За 6 месяцев текущего года расходы на эксплуатацию малоинтенсивных линий составили 1,6 млрд руб., доходы - почти вдвое меньше - 0,9 млрд руб., убытки - 0,7 млрд руб., из них компенсировано порядка 7%.

Из 48 субъектов Российской Федерации, на территории которых эксплуатируются убыточные линии, приняли участие в финансовой поддержке железных дорог только 14. Вместе с тем, имеется и положительный опыт. Так, на Свердловской дороге доля компенсации убытков составила 42% (получено 22 млн. руб.), на Горьковской - 55% (1,5 млн. руб.). Федеральный закон от 10 января 2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предоставляет железным дорогам право закрывать линии, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не будет определен источник их финансирования. Тем не менее, предложения железных дорог о закрытии этих линий не находят поддержки и даже встречают противодействие со стороны администраций регионов.

В текущем году для снижения убыточности малоинтенсивных линий:

- проведена их паспортизация;

- разработан и находится на согласовании проект комплексной программы мер по снижению себестоимости перевозок на малоинтенсивных линиях и организации их финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджетов регионов.

Но окончательно решить проблему убыточных малоинтенсивных линий, по мнению руководства МПС, можно будет только совместными усилиями железных дорог и органов власти субъектов Российской Федерации.