На сегодняшний день доходы от продажи билетов составляют пятую часть от всех расходов по хозяйству пригородных пассажирских перевозок. Понятно, что решить проблему пятикратным повышением стоимости билетов не представляется возможным.

Вместе с тем, на сегодняшний день не в полном объеме урегулированы на законодательном уровне взаимоотношения по финансовой поддержке пригородных пассажирских перевозок между железными дорогами, федеральным центром и субъектами Российской Федерации.

Правовой основой для решения вопроса о возмещении убытков от пригородных перевозок являются: постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Федеральный закон от 10 января 2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Согласно этим документам тарифы на проезд могут регулировать субъекты Российской Федерации с компенсацией МПС России возникающих в результате убытков.

Однако в полной мере этот механизм не работает. Не все регионы даже компенсируют выпадающие доходы от предоставления льготного проезда в пригородном сообщении в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов". Совершенно не решен вопрос о компенсации выпадающих доходов от предоставления льгот служащим таких министерств, как Министерство обороны России, МВД России, Министерство по налогам и сборам России и т.д.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что суммарный годовой объем социальных обязательств государства практически вдвое превышает размеры консолидированного бюджета страны, что исполнительная и законодательная власть за многие годы приняли значительное количество законов и постановлений, которые не обеспечиваются финансовыми возможностями. Именно к такой сфере деятельности относится организация пригородных пассажирских перевозок.

В результате в 2002 году с учетом полученных доходов и компенсаций убытки от пригородных перевозок составили 4,2 млрд. рублей.

Компенсация осуществлялась в виде прямых денежных дотаций, за счет долевого участия в строительстве и реконструкции железнодорожных объектов социального значения, приобретения подвижного состава, налоговых льгот, экономии расходов на электроэнергию от снижения тарифа и пр.

За 1 полугодие текущего года некомпенсированные убытки составили 4,4 млрд. рублей (всего убытков - 8,8 млрд. рублей, компенсация - 4,4 млрд. рублей, или 49%).

Показатели за 6 месяцев 2002 г.:

Пассажирооборот (млрд. пасс/км) - 22,2;

Расходы (млрд. руб.) - 12,3;

Доходы (млрд. руб.) - 2,1;

Убытки, без расходов по проезду железнодорожников (млрд. руб.) - 5,9;

Компенсация регионов (млрд. руб.) - 3,4;

Доля компенсации, без расходов по проезду железнодорожников - 47%.

Показатели за 6 месяцев 2003 г. (оперативные данные):

Пассажирооборот (млрд. пасс/км) - 22,9 (+0,7, 103%);

Расходы (млрд. руб.) - 15,1 (+2,8, 122%);

Доходы (млрд. руб.) - 2,7 (+0,6, 131%);

Убытки, без расходов по проезду железнодорожников (млрд. руб.) - 8,8 (+2,9, 150%);

Компенсация регионов (млрд. руб.) - 4,4 (+1,0, 126%);

Доля компенсации, без расходов по проезду железнодорожников - 49%.

Полностью компенсировали убытки 14 субъектов Российской Федерации из 74-х, имеющих железнодорожное пригородное сообщение.

Убыточная работа не позволяет осуществлять инвестиции в необходимом объеме на развитие пригородного пассажирского комплекса. При этом износ пригородного подвижного состава сегодня составляет 75% и почти половина парка практически выработала свой ресурс. Для обеспечения на требуемом уровне объемов пригородных перевозок необходимо ежегодно направлять на обновление подвижного состава не менее 10 млрд. рублей. Между тем "российские железные дороги всегда будут нести социальную ответственность перед обществом", - заявил первый заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Владимир Якунин 24 июля на брифинге, посвященном актуальным вопросам реализации региональной политики МПС России и взаимодействия министерства с администрациями субъектов Федерации в условиях реформирования железнодорожного транспорта.

К числу приоритетных направлений по снижению убыточности пригородных перевозок, работа по которым ведется в настоящее время, относится создание совместных с регионами пригородных компаний по организации перевозок. "К настоящему времени, - отметил заместитель министра, - образовано только 4 компании - все на Западно-Сибирской дороге, завершается создание компании на Дальневосточной. Возникновение компаний именно в этих регионах связано с объективными условиями, там наиболее остро стоял вопрос с пригородными пассажирскими перевозками. Пока мы ограничены в создании подобных компаний по всей стране, однако могу с уверенностью заявить, что это только начало. Реформа отрасли предполагает развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, как грузовых, так и пассажирских. И первым шагом в этом направлении станет именно пригородный пассажирский комплекс".