Министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев 16 марта в интервью агентству "Тренд" заявил, что Европейский союз, Азербайджан и Туркмения подготовят два нормативных документа в рамках развития проекта "Южный газовый коридор". По его словам, стороны планируют подписать политическую декларацию, подтверждающую намерения в рамках создания "Южного газового коридора".

"Кроме того, стороны готовят к подписанию межправительственное соглашение между Азербайджаном и Туркменией, в котором Евросоюз выступит в качестве наблюдателя. Документ будет определять полномочия и обязательства Азербайджана и Туркмении при реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода, входящего в проекты "Южного газового коридора" (газопровод Nabucco, Трансадриатический газопровод (TAP), "Белый поток", ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия) - ИА REGNUM)", - отметил азербайджанский министр.

Как уже сообщало ИА REGNUM, парламент Азербайджана 4 марта 2011 года ратифицировал декларацию о "Южном газовом коридоре", подписанную в январе текущего года в ходе визита председателя Европейской комиссии Жосе Мануэля Баррозу в Азербайджан. Кроме того, Ашхабад после январского визита Баррозу в Туркмению начал готовить почву для реализации проекта газопровода NABUCCO.

В частности, 28 февраля в Ашхабаде состоялась международная конференция "Экологические аспекты Транскаспийских трубопроводов", участники которой выступили за транспортировку туркменского газа по морским трубопроводам и уже начали обсуждать ее экологическую безопасность. Представитель австрийской компании OMV Николай Милев в своем выступлении на конференции сообщил, что OMV исследовала правовой вопрос в контексте Транскаспийского трубопровода с привлечением экспертов Кембриджского университета, которые пришли к выводу, что Каспийское море не подпадает под действие морского права, в том числе, Конвенции ООН, что дает суверенность работе по строительству газопровода. "По общему правилу, страна вправе строить газопроводы на своей территории, если только такое право не ограничено договором. Транскаспийский газопровод объединяет Туркменистан и Азербайджан, касается этих двух стран, и необходимо подчеркнуть, что другие прикаспийские страны (Россия, Иран, Казахстан - ред.) не могут противоречить тому, что определено между двумя странами, которые планируют этот проект", - отметил представитель OMV.

По данным туркменской стороны, в недрах Каспия содержатся огромные запасы углеводородов. Так, только в туркменском секторе Каспийского моря они оцениваются в 12 миллиардов тонн нефти и 6,5 триллиона кубометров газа.

Следует отметить, территориальный раздел Каспия между прикаспийскими государствами - Россией, Казахстаном, Азербайджаном, Туркменией и Ираном - до сих пор не завершен. Ведя переговоры с ЕС и инвесторами альтернативного российскому "Южному потоку" газопровода NABUCCO в качестве потенциального поставщика в него газа по Транскаспийскому газопроводу, Туркмения исходит из того, что для прокладки Транскаспийского трубопровода по Каспию достаточно согласия тех стран, по чьим фактическим водам он пройдёт, то есть Азербайджана и Туркмении. Таким образом, Туркмения исключает участие, как минимум, соседнего Ирана из определения судьбы проектов, затрагивающих акваторию Каспия, на которую Иран в принципе претендует.

До настоящего времени Азербайджан неофициально поддерживает линию Туркмении на вывод Ирана из процесса обсуждения проекта, оставляя себе поле для маневра вокруг поддерживаемого ЕС проекта газопровода NABUCCO и необходимого для его осуществления Транскаспийского трубопровода. Последний ставит по сомнение инициированный при президентстве в России Владимира Путина проект Прикаспийского газопровода (по российскому побережью Каспия), который и призван был снабжать "Южный поток".