Недавнее заявление Косачёва по Украине показало, что российская элита (как минимум, её часть) совершенно не готова понимать смысл словосочетаний "Русский мир" или "Русская Земля". Эти два понятия не идентичны, но на пространстве СНГ частично перекрывают друг друга, поэтому одно без другого они существовать не могут. Так как Русская Земля - это территории, ранее входившие в историческую Русь, то Украина и Белоруссия также являются частью Русской Земли. Это фиксируется до сих пор в сознании местного населения. Правда, советская политика коренизации и потакание местным национализмам под маской дружбы народов делали своё дело. Современные элиты бывших союзных республик продолжили дело большевиков, но уже под иными лозунгами.

Самые главные составляющие Русской Земли - это Православие (традиционное Православие Московского патриархата), русский язык и русская культура. Православная Церковь отделена от государства, хотя государство очень плотно с ней сотрудничает, но, тем не менее, не может приказать свернуть свою деятельность на пространстве Русской Земли, как бы того не хотелось либералам всех мастей.

А вот с русским языком и культурой Российское государство обходится очень вольно. Оно сдаёт русский язык не только за пределами России, но и внутри страны. Вспомним хотя бы "в Украине", "Кыргызстан", "Беларусь" вместо "на Украине", "Киргизия", "Белоруссия". Разрушение начинается с малого, например, с того, чтобы начать говорить неграмотно на своём языке, потому что кто-то за пределами страны захотел его исковеркать. Сама Россия начинает постепенно разрушать то цементирующее, что скрепляло и скрепляет Русскую Землю. Хотя за правильное русское произношение в России и борются, но это не государственная политика. Это инициатива честных людей, которые не желают, чтобы чужие комплексы неполноценности уродовали русскую речь.

Ещё один удар, который российские власти нанесли по русской культуре - это отказ бороться за русский язык в пределах Русской Земли. Заявление Косачёва оказалось официально проговоренной позицией российских властей, которые расписались в своём проигрыше на украинском направлении. Более того, Россия почему-то начала заботиться о бытовании украинского языка на Украине в ущерб русскому. Такое ощущение, что российская власть стала филиалом какой-то украинской националистической организации. Организации достаточно разумной, чтобы объявлять войну русскому языку не напрямую, а подспудно, причём русскими руками. Неужели мечты и грёзы украинских политиков являются приказом для российской элиты? Неужели российские политики должны пестовать чужие комплексы неполноценности?

Понятно, что сегодня внутри самой России существует проблема непонятного состояния единой российской нации. Носители различных местных культурных кодов предпочитают выставлять их напоказ, не обращая внимания или откровенно игнорируя общероссийские культурные элементы. Понятно, что российские власти разумно должны быть обеспокоены внутренними проблемами. Но российская нация - это такая проблема, которая только на внутреннем фронте не решается. Если считать, что россияне - это Иваны, не имеющие родства, тогда всё в порядке, родство можно придумать в таком виде, в каком нужно создателям. Но если учитывать, что российская нация является реальностью со своей историей, со своими предками, с единством многих разноплеменных групп, живущих на огромных просторах, тогда без внешнего фактора не обойтись. Рассмотрим почему.

Скажите, какой толк северокавказцам или нерусским жителям Дальнего Востока жить в России и быть частью единой русской нации? Их собственная этническая культура не является доминирующей в стране, их религия также не доминирующая на всей территории государства, их язык существует только как региональный и не является языком общения на всём пространстве России, у них на местах есть экзотические для европейцев традиции и постройки, значит, можно как-то кормиться на туризме и отдельно от России, а у некоторых ещё и полезные ископаемые найдутся. Таким образом, для того, чтобы создать общую российскую нацию, надо предложить достаточно перспективный, эмоционально более значимый проект, чем местные локальные нации на основе этнических групп. Российская нация всё равно формируется на русской базе. Русский язык, русская культура, русская ментальность предлагаются как основные, где-то даже как эталонные. Какими должны быть эти язык, культура, ментальность, чтобы малые народы пожертвовали частью своих принципов и включились в процесс создания реального единства на всём российском пространстве? Будет ли нормальным для кавказского подростка, привыкшего в нормах своей культуры гордиться предками, поддерживать государство, которое отреклось от своих тысячелетних корней и устами лидера заявило, что ему только двадцать лет? Как будто и не было Владимира Святого, Александра Невского, Петра Великого, Суворова, Кутузова, Брусилова, Жукова, Гагарина и многих других. Или они все были не наши? Будет ли хотеть, например, тувинец, переходить на общенациональный русский язык, если государство просто отказывается защищать его за границами и устами государственных чиновников издевается над языковыми нормами внутри страны? Да и вообще, зачем малым народам нужна большая российская нация, если она свои достоинства и достижения, например, русский язык, отказывается защищать на территории своего исторического развития, т.е. в Русской Земле? Ведь если сегодня Россия сдаёт своих соотечественников в близлежащих странах, лишая их возможности опереться на неё, для того, чтобы оставаться русскими, то завтра такая же сдача может произойти внутри страны. Если что-то неладно с русскими в Русской земле, значит, что и в самой России назревают проблемы с российской нацией. Русская Земля, отношение России к ней является своего рода индикатором здоровья российской нации. Ведь если титульный этнос заботится о тех своих, кто остался за пределами страны, тогда и внутри страны он никого не бросит, на него можно опереться, его достижения можно перенимать.

Понятие Русской Земли должно постепенно внедряться в сознание российской элиты. Без официального признания того, что Русская Земля - это не только часть современной России, но и культурно связанные с ней территории, когда-то отпавшие от Российской империи, затем возвратившиеся в Советский Союз, а затем снова отпавшие, но уже от Советского Союза, без понимания этого не состоится и российская нация как форма взаимодействия различных культур и традиций, скреплённых русской культурой. Достоевский когда-то сказал, что спасение России в Сибири, сегодня спасение России в Русской Земле, в том, чтобы Россия оставалась самой собой и не путала собственные национальные интересы с чужими. России просто нужно вспомнить себя, вспомнить, что у неё были другие границы, другое влияние, другие цели и своя, а не чужая мудрость.

Андрей Островский, Белоруссия