Регионам Дальнего Востока до 15 апреля 2011 года необходимо представить в рабочую группу по энергоэффективности при аппарате полпреда пилотные проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры населенных пунктов, предлагаемые к реализации с привлечением внебюджетного и федерального финансирования. Как 15 марта сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе дальневосточного полпреда, таков итог совещания по вопросам развития энергетики Дальнего Востока, которое провел заместитель полпреда Владимир Сыркин.

Владимир Сыркин напомнил, что вопросы энергосбережения и энергоэффективности являются приоритетным направлением модернизации экономики страны и находятся на особом контроле главы государства. "Учитывая важность поставленных задач, а также множество проблем, возникающих на практике, 21 декабря на совещании по реализации федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" в регионах Дальнего Востока было решено сформировать рабочую группу по энергоэффективности при аппарате полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Сегодня - фактически первое заседание нашей рабочей группы, и мы планируем, что она будет координировать действия по реализации федерального закона, позволит представителям регионов обмениваться опытом, а также будет способствовать выработке практических рекомендаций и предложений", - сказал Сыркин.

В свою очередь начальник департамента по вопросам природопользования и ТЭК аппарата полпреда Василий Нагибин отметил, что до настоящего времени вся работа по реализации федерального закона сводилась к написанию региональных и муниципальных программ повышения энергетической эффективности и установке приборов учета.

Правительство Российской Федерации в конце 2010 года утвердило государственную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2025 года". Основная задача государственной программы - это обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики. Согласно программе основным источником финансирования региональных и местных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности является внебюджетное финансирование. В 2011-2013 года доли по объемам финансирования по госпрограмме составляют: внебюджетное - 93,5%, региональное - 5,4% и федеральное 1,1%.

По словам руководителя ФГУ "Российское энергетическое агентство" Алексея Бондаря в 2011-2013 гг. ежегодные расходы федерального бюджета планируются в размере 7 млрд рублей. Именно поэтому перед субъектами РФ ДФО стоит основная задача организовать работу по привлечению внебюджетного и федерального финансирования для реализации своих региональных и муниципальных программ.

В ходе совещания было отмечено, что в настоящее время, новое законодательство и подзаконные акты формируют условия для привлечения инвесторов и возврата вложенных средств за счет достигаемых эффектов. Это относится и к потребителям энергоресурсов, и к системам коммунальной инфраструктуры населенных пунктов. В регионах имеются предложения от финансовых институтов и инжиниринговых компаний, готовых участвовать в проектах модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, но требуется более активная работа с инвесторами по согласованию механизмов привлечения средств в проекты и их возврата.

На базе ФГУ "Российское энергетическое агентство" сегодня формируется центр мониторинга региональных и муниципальных программ энергоэффективности. Прежде всего, государственная информационная система создается в целях получения объективных данных об энергоемкости экономики, о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В том числе, она предназначена для предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

На совещании также были затронуты вопросы формирования тарифной политики и модернизации территориальных систем энергосбережения регионов с применением когенерации, в частности, вопросы реализации проекта строительства хабаровского завода по производству когенерационных газотурбинных установок.