Отрицательный или положительный образ политика означает, что у него есть поклонники, противники, и самое главное - будущее. Но насмешки, которые преследуют на каждом шагу, чаще всего являются сигналом заката политической карьеры.

Почему Гирта Валдиса Кристовскиса, политика, который в статусе министра внутренних дел и министра обороны был одним из самых популярных в Латвии, а как член Европейского парламента еще больше укрепил положительный образ, постигло проклятие посмешища? В течение короткого времени он не только значительно утратил политическое влияние в "Гражданском Союзе" и альянсе парий "Единство", которые сам же и создал, но, руководя латвийским Министерством иностранных дел, получил титул "самого непрофессионального" министра.

В обществе уже укоренилось мнение, что у этого министра "обе ноги левые", и ничего, кроме крупных или мелких ошибок в очередном выступлении, от него никто уже и не ожидает. Такой имидж у Кристовскиса создался не перед выборами в Сейм, когда любое неуклюжее высказывание было бы "бальзамом" для противников, а на следующий день после того, как Кристовскис был утвержден на пост министра иностранных дел. Требование об отставке руководителя МИДа появилось уже через день после его назначения.

Чтобы политического долгожителя с аурой позитивизма, каким долгое время был Кристовскис, из благородного орла превратить в хромую утку, нужна продуманная работа политтехнолога. Инерция общественного мнения сильна, и стабильный имидж в его противоположность превратить нелегко.

Первым роковым действием Кристовскиса был не совсем обоснованный отказ баллотироваться на выборах в Европарламент, где у него были хорошие шансы. В ЕП уже имелось известное влияние, начался ряд проектов, но политик выбрал Рижскую думу. После удивительного успеха списка партии "Гражданский Союз" в Риге, который показал - новая партия сильнее, чем думали конкуренты, жизнь стала похуже. Пришлось жевать горький хлеб оппозиционного депутата Рижской Думы, и блеск политика начал тускнеть. При формировании альянса "Единство" именно этот проект вызывал у "Гражданского Союза" наибольший протест. Чтобы его успокоить, партия "Новое время" направило в "Гражданский Союз" так называемую зонтичную группу.

Несмотря на пост председателя партии "Единство", влияние Кристовскиса в нем было скромным. От имени объединения обычно выступали спикер Сейма Солвита Аболтиня, глава парламентской фракции Дзинтарс Закис, член правления блока Эдгар Яунупс.

Главным политическим событием был отказ "Гражданского Союза" принять в коалицию партию "Центр согласия", который, как говорили в кулуарах, хотел видеть в правительстве не только Российское посольство, но и посольство США. После этой выходки над головой Кристовскиса начали сгущаться тучи. Когда он начал открыто поддерживать крыло "Гражданского Союза", политик в глазах общественности стал еще большим посмешищем. На этот раз его "поймали" на плохом английском языке и сделали трансконтинентальный скандал из его произношения слова flow (поток) как flu (грипп).

"Чтобы ответить, почему Кристовскиса сделали посмешищем, нужно спросить: "Кому это выгодно?". И стоит лишь копнуть, появляется чувство, что ты в "Восточном экспрессе" Агаты Кристи - у каждого, кто ехал в одном поезде с жертвой, были свои мотивы.

Партия "Единство" не нуждается в политике, который "выпадает" из общего марша в единое будущее, потому что за ним могут последовать и другие члены национального крыла "Гражданского Союза". У бывших членов резоны другие. Как же может Артис Пабрикс забыть, что депутат Европейского Парламента Кристовскис был настроен категорически против подписания договора о границе с Россией, возражал против него с европейской трибуны, а насчет возврата Абрене говорил даже о возможной уголовной ответственности.

"Центр согласия" раздражает деятельность Кристовскиса в Европарламенте: Кристовскис добился финансовой и политической поддержки для кинофильма "Советская история" Эдвина Шнере, содействовал созданию документов, которые призывали к международному осуждению коммунистического тоталитаризма, напоминая о последствиях оккупации стран Балтии.

Экономическая политика партии "Союз зеленых и крестьян" заметно повернулась в сторону России. Им тоже не нужен такой разрушитель "геополитической атмосферы", который на посту министра иностранных дел не нравится российскому президенту Медведеву, премьер-министру Путину и главе МИД России Лаврову.

Риторика, которая в отношении Кристовскиса звучала два года назад только в русскоязычных СМИ, стала рутиной альянса, коалиции, многих латышских СМИ. Политику нужно самому заботиться о своей репутации. Но речь идет не только у Кристовскисе. Если он уйдет, с политической сцены исчезнет и значительной полк национально настроенных членов партии "Гражданский Союз", что сформирует новое лицо "Единства".