Попытки представить карабахский конфликт в качестве межобщинного - "пропагандистский трюк Баку"

Ереван, 10 марта 2011, 10:24 — REGNUM  "Лживые утверждения ряда азербайджанских политиков и историков о том, что после подписанных в XIX веке между Россией и Ираном Гюлистанского и Туркменчайского мирных договоров "на исторических азербайджанских землях" началось "массовое заселение армян из Ирана и других стран Ближнего Востока в Азербайджан", для нас не новость. Это один из многих элементов политики фальсификаций и подлогов официального Баку, используемых последним на протяжении многих лет". Об этом заявил ИА REGNUM карабахский историк Грачик Арутюнян, комментируя заявление "Азербайджанской общины Нагорного Карабаха" в связи с поездкой президента НКР Бако Саакяна во Францию.

"Нагорный Карабах являлся частью десятой провинции Армении - Арцаха. Создатель армянской письменности Месроп Маштоц основал первую в Армении школу с обучением на основе нового армянского алфавита (405 г.) в монастыре Амарас, расположенном в Мартунинском районе нынешней НКР. Другим фактом, опровергающим домыслы Азербайджана о появлении армянского этноса в регионе лишь в XIX веке, является документально сохранившаяся многолетняя переписка армянских меликов (князей) Карабаха с российским двором и некоторыми европейскими державами, начавшаяся еще в первой четверти XVIII века. С целью развития в Иране ремесел в период персидского владычества многие карабахские ремесленники вместе с семьями вывозились в различные регионы Ирана. После присоединения Армении и Карабаха к России они начали возвращаться на родину. В результате содействия этому процессу погиб известный русский писатель и общественный деятель, посол России в Персии А.С. Грибоедов. Тюркские же племена, к которым восходит современный азербайджанский этнос, начали проникать в Закавказье в XI-XIII веках нашей эры. В Нагорном Карабахе они появились лишь в последней трети XVIII века и вплоть до включения НК в состав Азербайджана в 1921 году никогда не превышали 3-4% населения", - сказал историк.

Отметив, что сама Азербайджанская Республика впервые появилась на карте мира лишь в 1918 году, когда, воспользовавшись распадом Российской империи, вторгнувшаяся в Южный Кавказ турецкая регулярная армия создала на востоке региона тюркское государство, Грачик Арутюнян сказал: "Территория же, ныне воспринимаемая под названием Азербайджанская Республика, никогда не составляла единой административной единицы и в различные периоды истории была разделена между разными государствами - Мидией, Ираном, Арменией, Россией. После провозглашения Азербайджанской Республики это политическое образование с помощью турецкой армии завоевало территории коренных в регионе талышей, лезгин, аварцев, цахур. Все эти народы по мере сил защищались от агрессии Азербайджана: талыши даже провозгласили свое государство, просуществовавшее свыше года, но в конце концов пали под ударами азербайджано-турецкой армии. Азербайджан тогда пытался завоевать и Нагорный Карабах, но армянам края удалось защититься от агрессии. Однако осенью 1920 года в Нагорный Карабах вошли подразделения советской Красной армии, а 5 июля 1921 года под давлением Сталина Карабах был включен в пределы Советского Азербайджана. Таковы были реалии большевизма: решение о включении армянского края в пределы советского Азербайджана принимал партийный орган России - Кавбюро РКП (б). Это абсурдное и волюнтаристское решение партийного органа третьей стороны по сей день является единственным документом, которым Азербайджан и его президент Алиев "обосновывают" свои территориальные претензии к исконно армянскому краю".

По утверждению историка, об автохтонности и самоидентичности армян Южного Кавказа свидетельствуют не только тысячи исторических памятников - церквей, храмов, монастырей, но и вековой хозяйственный уклад армянского населения. "История Арцаха-Карабаха берет свое начало с незапамятных времен. Раскопки поселений и погребений энеолита, эпохи бронзы и железа в Степанакерте (Вараракне), Кркжане, Амарасе, в долине Ишханагет и др. привели ученых к выводу о том, что древняя культура Арцаха имеет множество параллелей с памятниками Армянского нагорья того же периода и по существу они являются местными вариантами единой культуры. В 8-7 в. до н.э. Арцах входил в состав Ванского царства, о чем свидетельствуют клинообразные надписи с упоминанием области Уртехини, или Уртехе. К этому названию восходит армянское традиционное название Арцах. Страбон в своем известном труде "Георгафия" сообщает сведения об Арцахе, входившем в состав Великой Армении. На заре 4 века н.э. в Арцахе распространяется христианство. В начале же 5 века здесь, как и в других областях исторической Армении, начинается общий подъем культуры, связанный с изобретением и распространением армянской письменности", - отметил Грачик Арутюнян.

По его словам, "несомненно и то, что с первых лет советской власти в Азербайджане принялись за планомерное уничтожение армянских памятников храмовой и светской архитектуры".

"Бакинские власти старались всячески уничтожать следы армянской культуры. Кроме того, с пятидесятых годов прошлого столетия в Азербайджане началась кампания по присвоению армянских памятников архитектуры. Один за другим объявлялись азербайджанскими монастырь Хутаванк (IY-ХIII вв.), Гандзасар (ХIII в.), Дадиванк (IY в.) и другие. Азербайджанских ученых не смущали ни христианская символика, ни надписи на армянском языке, ни собственно армяно-христианское направление в зодчестве. Объявление армян Нагорного Карабаха албанами также является грубым и весьма неуклюжим приемом Баку в его потугах исказить историю Арцаха и ввести международное сообщество в заблуждение", - сказал историк.

При этом он отметил, что "попытки представить карабахский конфликт в качестве "межобщинного" являются пропагандистским трюком официального Баку, призванным отвлечь международное сообщество от реальной сути проблемы". "Я считаю подобный подход бесперспективным. Карабахская проблема должна решаться путем непосредственных переговоров политического руководства НКР и Азербайджана", - резюмировал карабахский историк.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.05.17
Когда Польша перейдет на евро?
NB!
29.05.17
Заговор Китая: «Один пояс — один путь» пойдёт в обход Эстонии
NB!
29.05.17
Трамп плодит коалиции. Теперь — против Ирана
NB!
29.05.17
Непрерывное и вечное ЧП в энергетике Украины
NB!
29.05.17
Кому не нужны переговоры о мире в Нагорном Карабахе?
NB!
29.05.17
Лейбористы накануне выборов: ошибки или верная ставка?
NB!
29.05.17
Итоги саммитов G7 и НАТО: Меркель подписала капитуляцию
NB!
29.05.17
Реформа Конституции в Польше. О каких правах заявляют автономисты?
NB!
28.05.17
«Торино» и «Сассуоло» устроили голевое шоу — 5:3
NB!
28.05.17
«Одним нажатием кнопки можно отправить врага в доцифровую эпоху»
NB!
28.05.17
МС-21 полетел: сможет ли надежда авиастроения России достичь успеха?
NB!
28.05.17
«Перестройка – это когда ядро системы работает на саморазрушение»
NB!
28.05.17
«Наполи» и «Сампдория» устроили голевую феерию
NB!
28.05.17
Кто враг русским на Севере? Личные махинации или английские империалисты?
NB!
28.05.17
Ультиматум митингующих в Самаре: бойкотировать президентские выборы
NB!
28.05.17
Осталось ли у России право на Историю и у русских — право на самоуважение?
NB!
28.05.17
«СКА-Хабаровск» оказался сильнее «Оренбурга» в серии пенальти (3:5)
NB!
28.05.17
Украина: как и почему левая политика умерла
NB!
28.05.17
Бжезинский умер, но дело его живет
NB!
28.05.17
«Тайфун» еще может грянуть
NB!
28.05.17
«Жизнь Чернышевского». Шестая серия
NB!
28.05.17
Смотреть «наше кино» мешают прокатные удостоверения и цены Госфильмофонда