Интервью ИА REGNUM с председателем Прогрессивно-социалистической партии Азербайджана, руководителем независимой экспертной группы "Левые социалисты Азербайджана" Рустамом Шахсуваровым.

ИА REGNUM: Несколько недель назад Госдепартамент и посольство США в Азербайджане, а также посольство Израиля в Баку распространили заявления о существовании угрозы безопасности для граждан этих стран в Азербайджане. О том, что в Баку существует террористическая угроза. С чем это связано, почему именно Азербайджан?

Да, известно, что посольства США и Израиля заявляли о том, что якобы в Азербайджане имеется угроза террористической опасности. Они даже сделали предупреждения для своих граждан, посещающих Азербайджан и находящихся здесь, соблюдать осторожность и не посещать людные места. Но в то же самое время наши компетентные органы, в том числе Министерство национальной безопасности, заявили о том, что ситуация находится под контролем, так что какой-то принципиальной, особой угрозы нет. Хотя заявления посольств США и Израиля не были опровергнуты по существу, но вместе с тем компетентные органы нашего государства дали понять, что здесь нет разгула неподконтрольных группировок, которые могут совершить террористические акты. И, я думаю, что нам нужно прислушаться к заявлению органов безопасности Азербайджана. В данном случае нет оснований полагать, что у нас в республике имеет место действительно террористическая угроза.

Думается, что заявления посольств Соединенных Штатов и Израиля больше носили характер наведения тени на плетень, сгущения красок. А у этого могут быть разные причины. Думается, что есть определенные силы в мире, которые хотели бы представить дело так, что в Азербайджане имеет место некая напряженность и, вообще, все что угодно может произойти. Мне кажется, что именно в этом контексте нужно воспринимать такие предостережения.

ИА REGNUM: Вообще и в целом, после прихода к власти в Вашингтоне президента Барака Обамы у него с руководством Азербайджана наблюдаются напряженные отношения, какой-то предвзятый подход к Баку. Достаточно вспомнить о том, что в течение полутора лет в Азербайджане не было американского посла. Свидетельствует ли это, что администрация Обамы постоянно пытается оказывать давление на азербайджанское руководство с целью продвижения здесь своих интересов?

При Бараке Обаме политика США стала претерпевать своеобразную перезагрузку. В том числе и в отношениях со странами мусульманского мира, или, скажем так, мусульманского ареала, к которому относится и Азербайджан. Мы видим, что США начали поддерживать определенные движения, в том числе направленные против стабильности в целом ряде мусульманских стран. Мы видели это на примере Египта, Туниса. Сейчас мы это наблюдаем в Ливии. Мы видим откровенные симпатии администрации Барака Обамы к оппозиции в других странах, Бахрейне, Йемене и так далее. Это кажется странным, потому что вроде бы руководства подавляющего большинства этих стран, за исключением, конечно, Ливии, всегда дружественно относились к США. Это политики, которые известны были как союзники Вашингтона, как своего рода проводники, гаранты стабильности в мусульманском, арабском мире, и в том числе гаранты стабильных отношений с США. Но тем не менее произошла перезагрузка, и Белый дом пытается сейчас поддерживать иные силы и делать ставки на иные расклады. Вот это-то и привело к такому обвальному развитию событий в Египте, Тунисе и в других странах.

Любопытно то, что здесь имеет место определенная смычка в ряде стран между силами проамериканскими и силами так называемыми демократическими. То есть мы видим, что либеральные демократы, которые известны как силы, симпатизирующие США и Западу, идут бок о бок с исламистами, с наиболее радикальными исламскими кругами. Вот эта политика перезагрузки, выполняемая Соединенными Штатами в исламском мире, в какой-то степени касается и Азербайджана тоже. И мы видим, что со стороны официальных лиц Вашингтона на разных уровнях фактически высказывается поддержка в адрес оппозиционных кругов, и на страницах ведущих американских газет появляются статьи, которые весьма в неблагожелательном свете рисуют Азербайджан, азербайджанскую действительность, азербайджанские реалии, преувеличивают проблемы, имеющие место в нашей стране. Мы это все видим, поэтому общественность Азербайджана должна проявлять известную осторожность в свете этой новой политики перезагрузки Соединенными Штатами своих отношений со странами исламского ареала. ИА REGNUM: Существует ли опасность повторения арабского варианта развития событий в Азербайджане?

К сожалению, надо признать, что в Азербайджане, конечно, такая опасность есть. Да, у нас стабильное положение, у нас власть стабильная, но вместе с тем я не стал бы недооценивать этой угрозы, поскольку во многих других странах мусульманского мира мы тоже видели, что стабильные вроде бы режимы, стабильная вроде бы власть вдруг сталкивалась с очень большими проблемами, которые создавались во многом искусственно и оркестровались через так называемые социальные сети, как Twitter, Facebook и другие. Поэтому я считаю, что нашему обществу и нашей власти надо быть настороже, учитывая возможность повторения подобных событий.

Конечно, азербайджанское общество имеет реальные проблемы. У нас есть социальные, экономические проблемы, но именно в свете перезагрузки политики США в мусульманском мире, безусловно, опасность дестабилизации обстановки есть. Мы сейчас видим, что оппозиционные силы в Азербайджане принимают меры по дестабилизации обстановки. Они пытаются сейчас создать обстановку напряжения в обществе, призывают через социальные сети, через интернет, Twitter, Facebook и так далее к манифестациям, демонстрациям, протестам. Особенно играют на чувствах молодежи, на ее желании самовыразиться. На желании молодежи сыграть какую-то социальную роль. И они всячески подталкивают эту молодежь к таким выступлениям. Мы это видим, и поэтому, конечно, воспринимаем происходящее с тревогой.

Повторяю, несмотря на наличие реальных общественных и социально-экономических проблем, такие попытки мутить воду и устраивать в Азербайджане движения явно антиправительственного характера, направленные на подрыв общественного спокойствия, подрыв стабильности в государстве, мы воспринимаем с тревогой. Потому что мы понимаем, что это не на пользу нашему народу и, в конечном счете, это игра, ведущаяся из-за рубежа. Корни этой игры уходят за пределы Азербайджана, в том числе к кругам, которые к Баку относятся недружественно.

ИА REGNUM: К чему это может привести в Азербайджане?

Конечно, в случае подрыва стабильности в Азербайджане, естественно, у США и Запада имеются определенные планы. В Азербайджане имеются общественно-политические силы, которые являются исполнителями воли западных, в частности, заокеанских, американских кругов. Это, в первую очередь, партия Народного фронта Азербайджана, партия "Мусават" и целый ряд других партий, общественных организаций, неправительственных организаций, фондов. Люди, которые называют себя правозащитниками. Определенные молодежные организации. Вот сейчас в моду вошло понятие "блогеры". Совокупность всех этих сил является проводником политики США у нас в Азербайджане. Это силы, работающие в режиме внешнего управления. С помощью этих сил зарубежные круги, в частности, из США, Запада, стремятся подорвать ситуацию и, возможно, сделать что-то подобное тому, что произошло в Египте, Тунисе и так далее.

Причем, обратите внимание на любопытный факт. Эти силы идут на союз с другими силами, с которыми, казалось бы, они никогда не должны были сотрудничать. С силами, которых они всегда критиковали, которых всегда считали чуждыми себе. Я имею в виду, конечно, исламистов. У нас в Азербайджане исламисты есть. Вот, в частности, на примере сегодняшнего митинга в Нардаране мы увидели, что фактически там исламисты стояли бок о бок с Народным фронтом и "Мусаватом". Это очень любопытный симптом. Мы, по сути, здесь сталкиваемся с тем же самым, что имело место в Египте, Тунисе, и что имеет место в других странах арабского и исламского мира: смычка между прозападными, либерально-демократическими силами, с одной стороны, и радикальными исламистами, с другой. Эта смычка сейчас патронируется из-за рубежа. Эта смычка патронируется из США.

Ведь что происходит? Если посмотреть американские телевизионные каналы, то есть их пропагандистские рупоры, работающие на реализацию внешней политики Вашингтона, например, CNN, то мы увидим, что именно такой союз и рекламируется той же CNN, своего рода рекламным агентством именно по этой части. Речь идет о союзе между прозападными силами, которые говорят о демократии и либерализме, и радикальными исламистами вроде "братьев-мусульман". А здесь, в Азербайджане, вроде Исламской партии Азербайджана. Такой союз рекламируется для того, чтобы реализовать далеко идущую цель США.

А цель Вашингтона - это перезагрузка арабского и всего исламского мира. То есть создание новой ситуации с отказом от прежних союзников, с отказом от традиционных оплотов стабильности, от тех политиков и государственных деятелей, которые традиционно являлись и являются друзьями США. Предсказуемых деятелей вроде того же самого Хосни Мубарака. А цель такая, чтобы обновив, перезагрузив всю эту систему, сохранить рычаги внешнего управления этой системой со стороны США. В этом и заключается смысл во всех этих революционных, протестных и прочих движений. Хотя, безусловно, я не хочу утверждать, что все эти протестные движения абсолютно искусственны и ни на чем не основаны. Нет, они основаны на реальных социальных проблемах. И, повторяю, сегодняшний митинг в Нардаране явился первой ласточкой, первым подтверждением этого симптома, который возник раньше в Тунисе, Египте. То есть блока между проамериканскими либеральными демократами и исламистами, хотя они вроде терпеть друг друга не могут. Они не должны быть вместе.

Дело в том, что подобная перезагрузка, подобное изменение системы в исламском мире, имеет целью подорвать гораздо более серьезных геополитических акторов на внешней арене. В частности, такие страны, как Россия, Китай. То есть государства, которые, в принципе, могут составить на мировом уровне конкуренцию Соединенным Штатам Америки. Особенно это сильно в ближайшем обозримом будущем может ударить по России, учитывая проблемы Северного Кавказа, Чечни, Ингушетии, нестабильности в этих регионах. Проблемы довольно большого мусульманского ареала в России. В более отдаленной перспективе это может ударить по таким странам, как Индия и Китай, а их Вашингтон тоже хотел бы видеть как можно более ослабленными.