Программа бюджетной экономии. Главным событием в Венгрии на прошлой неделе стала публикация 1 марта 2011 г. венгерским правительством плана реформ, направленных на сокращение бюджетного дефицита. По новой традиции, установленной "молодыми демократами", подобного рода проекты стало принято связывать с именами видных венгерских исторических деятелей. На этот раз проект назван громко "План Селл Кальман".

"Русский след". В оформлении венгерского государственного сайта SZIGORUAN TITKOS, разоблачающего сотрудников и агентов спецслужб коммунистической Венгрии явственно указывается на "российский след" в их деятельности. Первое слово в венгерской надписи на латинице препарировано таким образом, чтобы она выглядела как сделанная на русской кириллице.

Для справки. Кальман Селл (1843-1915), человек из политического круга первого премьера венгерской части дуалистической Австро-Венгерской монархии Ференца Деака, в 1875-1878 гг. занимал пост министра финансов. Тогда он навел порядок в бюджете Венгерского королевства, за что сейчас и удостоился чести от современных венгерских политиков. Нынешний муниципалитет Будапешта собирается даже вернуть имя Кальмана Селла расположенной в Буде площади Москвы.

Правительственная экономическая "Программа Селл Кальман" опубликована в виде брошюры. Открываем эту синюю книжицу и читаем пункт 1: "Сократить время отпуска министров с 40 дней до 20-ти". После этого "План Селл Кальман" можно дальше не читать, а саму брошюрку смело выкидывать в контейнер для макулатуры. Ничего путного дальше ожидать не следует. Разве оттого, что венгерские министры будут на 20 дней в году больше просиживать времени в своих рабочих кабинетах, государственные расходы страны сократятся? Даже в размере жалованья главы министерств от этого не потеряют. Какую-то экономию казне в деньгах и валюте могла бы дать лишь подобная формулировка: "Сократить время отпуска министров с 40 дней до 20-ти и обязать их проводить его на Балатоне и за свой счет". Американский стиль внешних броских эффектов, внесенный в венгерскую политику Фидес, в данном конкретном случае явно не пошел на пользу венгерской политике. Программа "Селл Кальман" своим 1-м пунктом адресована тем венграм, социальное положение, образовательный уровень и, как следствие этого, состояние умов гарантирует их навечно от чтения каких-либо серьезных текстов, тем более, если это официальные правительственные документы.

Тем не менее, наберемся терпения и попробуем читать венгерский правительственный "План Селл Кальман" на этот раз, начав с конца. Всего в нем 26 пунктов. Итак, пункт 26: "В 2014 г. страна изберет парламент из 200 депутатов". Это уже что-то. Нынешний депутатский корпус Государственного собрания Венгрии состоит из 386 депутатов. Только по зарплате депутатам это может дать экономию в 2,5 млрд. Ft в год. Но это всего лишь 0,18% в теперешнем общем бюджете страны. И только, напомню, экономия будет с 2014 г.

Читаем дальше. Пункт 25. "1 января 2013 г. в жизнь вступит электронная оплата на дорогах". Это надо понимать так, что благодаря автоматической электронной системе сократят кассиров на пунктах сбора платы на автобанах, и на этом сэкономят. Безработица чуть увеличится. Но какое отношение это имеет к бюджету страны, если венгерские автобаны находятся преимущественно в частном владении?

Читаем дальше. Пункт 22. "Новая конституция установит действенные ограничения для роста государственного долга". Это, как говорится, вообще оставим без комментариев. К практическому сокращению бюджетного дефицита это вообще не относится.

А как может понравиться вот это? Пункт 21 "Заморозить финансовую поддержку партий в номинальном выражении на уровне 2011 г." Парламентские партии получили всего в этом году лишь 2,45 млрд. Ft - 0,18% от общей суммы бюджета. За этот год поддержка партий была увеличена на 9%, что чуть немногим превышало величину инфляции. Сумма в 240 млн. Ft экономии в масштабах бюджета страны совсем незаметная.

Нет, никак не получается у нас читать "Селл Кальман план" ни с начала, ни с конца. Ведь по заявленным правительством целям называются совсем другие абсолютные величины. Так, в 2012 г. предполагается уменьшить дефицит на 500, в 2013 г. на 900 млрд. Ft. К концу 2014 года правительство планирует сократить государственный долг до 65-70% внутреннего валового продукта, сказал министр экономики Дьердь Матолчи. Эта норма, как максимальная, по-видимому, и будет определена в новой конституции Венгрии. Согласно планам правительства, снижение государственного долга связано с постепенным сокращением дефицита бюджета: в этом году 2,9; в 2012 году 2,5; в 2013 году 2,2; в 2014 году дефицит бюджета от ВВП станет 1,9 %.

Взглянем на план в связи с этими величинами с другой стороны, попробовав логически расположить его материал. Итак, вот что нам обещают по "Селл Кальман план", не называя, однако, в каждом случае конкретных денежных сумм экономии.

1 сентября 2012 г. начнет работу новая система высшего образования (п. 24, п. 12).

1 сентября 2012 г. вступит в силу новый закон о народном просвещении (п. 23, п. 12).

1 января 2012 г. начнет работать новая система общественных работ (п. 5, п. 19.).

1 января 2012 г. начнет работать новая пенсионная система (п. 7, п. 13, п. 22).

1 января 2012 г. начнет работать новая система страхования по инвалидности (п. 6, п. 17).

К 1 января 2012 г. будет образован Национальный холдинг общественного транспорта (п. 18). В тесной связи с этим поставлена задача к 31 декабря 2011 г. разработать план перестройки государственной компании Венгерских железных дорог (MÁV).

С 1 июля 2011 г. вступит в силу новая система дотационного финансирования лекарственных препаратов (п. 2, п. 10).

К 1 июлю 2011 г. будут разработаны новые правила выплат по больничным листам (п. 9, п. 11).

К 1 июлю 2011 г. парламент примет новый закон о занятости государственных и коммунальных служащих (п. 4). К этому времени будет разработана и модель карьерного роста для государственных служащих (п. 8).

К 31 декабря 2011 г. министерствам поставлена задача изучить шаги, которые позволят уменьшить налоги на предпринимателей (п. 14, п. 16).

Прежде чем прокомментировать значимые меры из этого списка, заметим сразу же, что последний пункт (уменьшение налогов) не имеет прямого отношения к бюджетной экономии. Это своего рода очередной пропагандистский реверанс в адрес венгерского среднего класса.

Предложение создать в Венгрии систему общественных работ - самая разумная мера в условиях ожидания новой волны кризиса. Но она потребует поначалу существенных расходов. И это только в том случае, если система действительно будет создаваться. Бюджетом 2011 г. предусмотрено сокращение расходов на переподготовку рабочей силы в три раза. Не является ли в связи с этим заявленное создание системы общественных работ простым прикрытием свертывания системы переподготовки кадров?

Что касается остального.

По общественному транспорту. Субсидии MÁV и так сокращены в три раза по бюджету 2011 г. Что тут можно еще дополнительно сэкономить? Неясно.

Сокращение дотационного финансирования лекарственных препаратов на 100 млрд. Ft предусмотрено в бюджете на 2011 г., поэтому план ничего не добавляет нового по этому пункту. Теперь речь может идти о том, как это практически осуществить.

По бюджету 2011 г. предусмотрено не сокращать доходы бюджетников. Если здесь и можно что-либо сэкономить еще, то суммы будут несущественны. Надо увольнять. Установленный максимум зарплаты руководителей в 2 млн. Ft скорее является пропагандистской мерой. Ведь в государственной собственности осталось около 170 предприятий. В реалии по этому пункту речь идет о бюджетной экономии, которая не дотягивает и до 0,5% к сумме бюджета.

Что у нас там еще остается? Социальная сфера? Существенной экономии перестройка страхования по больничным листам не даст. Много разговоров идет о мнимых больных и симулянтах, которые получают больничные по сговору с врачами. Массовость этого явления преувеличена. Бóльшая часть трудящихся занята на предприятиях "мульти" (транснациональных корпораций). А там нездоровье не в почете. Как минимум, часто болеющий почти наверняка может лишиться премии, а по максимуму и вылететь с работы при первом удобном для начальства случае.

Подрезать инвалидов, конечно, можно, но не намного. Правительству дороже будет. Приедут в парламент на своих колясках и придут с поводырями. Полиции их не разогнать.

Образование? Пенсионное страхование? Это значимо. Но здесь неясно, что можно сделать правительству. Здесь надо принимать новые законы. Здесь предстоят по ним бои в парламенте. Фидес опирается на пресловутые 2/3 голосов венгерских избирателей. 2/3 венгров и предстоит ощутить на себе политику экономии в сфере пенсионного обеспечения и образования. Впрочем, если у нынешнего правительства найдется смелости подступить к этим вопросам. Эти сферы, одновременно прямо касающиеся интересов диаметрально противоположных возрастных групп, правительству сейчас затрагивать страшно.

Итак. Мы рассмотрели программу "Селл Кальман план". Мы видим, что она составлена так, что даже сам премьер постеснялся зачитать ее публично. Дал поручение сделать это двум своим министрам. Сделано это для того, чтобы размазать ответственность. Наш вывод. Оказавшееся у власти правительство Фидес в бюджетных делах очутилось точно в таком же положении, как и критикуемое ими до этого правительство социалистов. Они просто не знают, что делать. Вся надежда их теперь на то, что в этом году Венгрия даст рост ВВП в 5%, что, впрочем, вряд ли реально. Публикация "Плана Селл Кальмана" еще раз продемонстрировала, что решение проблемы бюджетного дефицита в Венгрии возможно только через повышение доходов. А здесь надо сокращать прибыли транснациональных корпораций. Другой путь - это списание внешнего долга. В абсолютных величинах он давно оплачен с лихвой венграми. Альтернативой этим решениям может быть только свертывание социальной сферы в Венгрии.

* * *

Символическая люстрация. 1 марта все ведущие средства массовой информации Венгрии обошло известие об открытии при музее в городе Ходмезёвашархее (южная Венгрия, область Чонград) сайта "совершенно секретно" (http://szigoruantitkos.hu). На сайте имеется пока всего лишь один заполненный крупный раздел - "совершенно секретные офицеры" (szt-tisztek). В нем помещены имена и личные данные 669 работников венгерской госбезопасности эпохи Яноша Кадара, относящихся к категории "совершенно секретных офицеров". Персональные сведения в базе данных содержат имя и фамилию сотрудника госбезопасности, фамилию и имя его матери, дату и место рождения, личное фото (если есть), кодовый идентификационный служебный личный номер, конкретные сведения об образовании, месте службы, звании, краткие сведения о биографии, семье, сведения о служебных поощрениях, домашний адрес на момент службы с обозначением места жительства на плане города. Создатели сайта планируют еще наполнить файлами с копиями подлинных документов другой специальный раздел сайта.

В качестве исторической справки. Тайная полиция коммунистического режима в Венгрии была создана в начале 1945 г., когда ещё не отгремели бои Великой Отечественной войны. В 1946 г. она получила название ÁVO (сокращенно от Magyar Államrendőrség Államvédelmi Osztálya - Отделение государственной безопасности Венгерской государственной полиции). С самого начала ÁVO была "боевым отрядом" Венгерской коммунистической партии и филиалом советского МГБ-КГБ. С 1949 г. перестроенная тайная полиция получила название ÁVH (Ведомство государственной безопасности - Államvédelmi Hatósága). Но в венгерском повседневном просторечии ее сотрудников в период всего советского владычества называли "авошок". Именно они "по делам своим" стали главным объектом народной ненависти во время восстания 1956 г.

Известные бессудные зверские расправы на улицах венгерской столицы в октябрьские дни 1956 г. чинились против действительных или мнимых сотрудников этой государственной службы. 30 октября 1956 г. отряды повстанцев захватили Будапештский горком партии и расстреляли у входа группу солдат, охранявших здание. Подвернувшиеся под горячую руку венгерских "революционеров" молодые солдаты-срочники служили в войсках AVH. Тогда благодаря журналу Life акт террора стал известен всему "цивилизованному" миру. После подавления националистического восстания 1956 г. AVH вынужденно прекратила свое существование и была воссоздана под другим названием и в новом виде в 1962 г. Так она просуществовала по февраль 1990 г. По своеобразной исторической иронии, понятной русским, венгерская тайная полиция в этот период называлась "Третьим отделением" или точнее III Главным управлением при Министерстве внутренних дел Венгерской народной республики. Структурно она подразделялась следующим образом: III/I - внешняя разведка, III/II - контрразведка от внешних угроз; III/III - борьба с внутренней оппозицией и саботажем; III/IV - военная разведка и контрразведка; III/V - техническая поддержка деятельности всех направлений тайной полиции. Внутри каждого управления венгерская тайная полиция подразделялась на специализированные отделы. Например, III/III-4 занимался контролем культуры и науки против враждебной деятельности отдельных личностей и групп, выступавших с позиций "буржуазных и ревизионистских платформ".

Функционально сотрудники венгерской тайной полиции составляли служебную иерархию. Даем терминологию в прямом переводе с венгерского. Они подразделялись на: 1) "оперативных офицеров" - руководителей центрального аппарата в столице и по областям, организовывавших и направлявших деятельность подразделений тайной полиции; 2) "совершенно секретных офицеров" (szt-tiszt) - кадровых сотрудников госбезопасности, числившихся по министерству внутренних дел, но для сбора информации и наблюдения за обществом работавших "под прикрытием" в различных учреждениях и организациях страны; 3) "общественная связь" - люди, по своему служебному положению обязанные взаимодействовать с тайной полицией, т. е., как правило, руководители государственных учреждений, общественных и хозяйственных организаций (необходимость подобной деятельности была прописана в их трудовых договорах); 4) "общественные доверенные" - такие люди, которые добровольно (иногда за деньги) и не по своим служебным обязанностям сотрудничали с тайной полицией по сбору и передаче ей информации; 5) "агенты" - люди, сотрудничавшие с тайной полицией и завербованные всегда на основе принуждения или шантажа.

Некоторые специфические особенности имела иерархия венгерской разведки (III/I), сотрудники которой подразделялись еще как "разведчики", "разведчики-нелегалы", "офицеры разведки" и "выведенные офицеры".

Таким образом, на сегодняшний момент опубликованы сведения из служебных досье только одной категории сотрудников венгерской госбезопасности эпохи советского правления - это т. н. "совершенно секретные офицеры", работавшие по линии III/II., т. е. в контрразведке от внешних угроз, фактически по защите Венгрии и стран Варшавского договора от Запада. Это вовсе не "сексоты", как сообщалось уже в некоторых русскоязычных изданиях. Опубликованный на сайте список "совершенно секретных офицеров" далеко неполон по сведениям. Всего в нем пока 547 точно установленных лиц. Составителям списка известны еще досье тех сотрудников, которые работали под псевдонимами, и чьи личности нуждаются в персональной идентификации. Всего таких в опубликованном списке сейчас 122 человека. Список "совершенно секретных офицеров" еще далек от завершения. А всего власти Венгрии (фидесистское правительство) объявили о планах опубликовать сведения о 50 тысячах сотрудников разных категорий госбезопасности старого режима. На самом деле, речь должна идти, по-видимому, о 200 тысячах лиц, занятых в ведомстве тайной полиции в 1970-1980-е гг., из которых только 2,5 тыс. человек работали как "совершенно секретные офицеры", а 1 тыс. человек работала в кадрах разведки.

Из известных имен в списке на сайте "Совершенно секретно" сейчас присутствуют бывший премьер-министр Венгрии Петер Медьеши (2002-2004 гг.) и министр в первом фидесистском правительстве Имре Борош. О том, что Медьеши в прошлом являлся кадровым сотрудником венгерских спецслужб под номером D-209 в июле 2002 г. писала еще венгерская газета "Мадьяр Немзет". Теперь, когда личное досье П.Медьеши было выставлено на сайте на всеобщее обозрение, окончательно стало ясно, что венгерские журналисты тогда были правы даже в деталях. Имре Борош в 2002 г. публично отрицал свою прошлую принадлежность к кадрам спецслужб. Теперь стало ясно, что он тогда бессовестно лгал. Поэтому интересно знать, каким образом абсолютно секретная информация из архива министерства внутренних дел попадала в общество, оказывая тогда воздействие на текущую политику Венгрии?

А сейчас через несколько дней после публикации стало известно, что обвиняемая по "делу Керки" Марта Фекси Хорватне, недавний госсекретарь МИДа, на самом деле с младых лет была "совершенно секретным офицером" под номером D-249 и K-583 по линиям III/II и III/I. А в категории "общественная связь" она, по-видимому, числилась за венгерской контрразведкой уже в 25 лет, когда только начинала свою работу консула в СССР в Киеве.

Как стало известно на пресс-конференции, проведенной в Будапеште по случаю публикации списка "совершенно секретных офицеров", венгерские историки Золтан Боер, Оливер Фратер и Кристиан Унгвари, работающие в рамках программ Исследовательского института революции 1956 г., начали изыскания в фонде совершенно секретных документов Исторического архива служб государственной безопасности Венгрии полтора года назад.

Таким образом, получается, что социалисты после падения кабинета Ференца Дюрчаня в апреле 2009 г. так безнадежно смотрели на свои будущие политические перспективы, что позволили своим оппонентам фидесистам начать работу по подготовке материалов для их будущих информационно-идеологических акций.

Нынешнее руководство Венгрии придает, вне всякого сомнения, политическое значение публикации списков тайной полиции коммунистического режима. На пресс-конференции, собранной по случаю открытия сайта, присутствовал сам председатель парламентской фракции Фидес Янош Лазар. Проект идет явно под личной опекой этого влиятельного венгерского политика. По совместительству Я.Лазар еще является и бургомистром родного для него города Ходмезёвашархея, за музеем которого числится сайт "Совершенно секретно". Я.Лазар призвал как можно скорее опубликовать партийно-государственные документы после 1945 года, в том числе сведения о режиме Кадара, чтобы "каждый человек имел возможность узнать о прошлом".

Сейчас не ясно, пойдут ли нынешние правители Венгрии до конца и опубликуют списки сотрудников венгерской разведки 1970-1980-х гг. Ласло Фёлди, один из бывших высших офицеров, служивших в центральном аппарате госбезопасности по линии III/I, вспоминал, как в 1990 г. его управление сразу же после падения в Венгрии коммунистического режима посетил директор американского ФБР. Американец потребовал тогда от венгров среди прочего передать ему и списки венгерской шпионской сети в США. Венгерские офицеры только развели руками и спросили: "На каком основании?". "Вопрос согласован с премьер-министром Венгрии Йожефом Анталом", - ответил ФБРовец. Венгры позвонили своему премьеру. Тот ответил, что никаких обещаний насчет венгерской агентуры в США он ФБРне давал. "Американец попробовал нас тогда развести", - довольно вспоминал венгерский разведчик. По его словам, пару недель спустя им позвонили на этот раз из ЦРУ и сказали, что венгры "крепкие парни" и с ними можно иметь дело.

Короче, профессионалы венгерских спецслужб, действующие и состоящие в отставке, в подавляющем большинстве в прошлом году выступили публично и в своем кругу против планов фидесистского правительства опубликовать списки сотрудников госбезопасности кадаровской эпохи. Их позиция основывается на простом положении, что у тайных служб во времени нет начала и нет конца. И потом, сначала есть преступление, а потом преступник, но не наоборот. Историк, по их мнению, должен исследовать, публиковать работы, высказывать мнение о деятельности секретных служб, но само ремесло тайной полиции при этом лучше не обсуждать в деталях.

Однако их мнение не имеет большого значения перед теми идеологическими преимуществами, которые хочет получить Фидес через разоблачение старого режима и генетически связанных с ним своих политических противников. Венгерское общество настолько положительно относится к идее опубликовать имена тайных сотрудников, насколько презирает в массе своей доносчиков. Исходящая угроза общественному согласию может при этом и не восприниматься.

Что касается остального, то колоссальный компромат на старый режим должен содержаться в досье работавших по линии III/III и боровшихся с венгерскими диссидентами. Особенно неприглядно для общества предстанут те, кто контролировал культуру и выполнял функции "общественных доверенных", т. е. добровольных сексотов венгерской тайной полиции. Колоссальные возможности новой власти для общественного шантажа дает то, что материалы архивов госбезопасности частично уничтожены, а агентуру спустя десятилетия часто трудно идентифицировать. Здесь возможно "случайное" шельмование честных людей. Обстоятельством частичной сохранности может быть оправдана и выборочная, нужная для нынешней власти, произвольная публикация сведений и имен.

Совсем странными выглядят планы нынешнего фидесистского правительства открыть доступ гражданам Венгрии к заведенным на них тайной полицией в коммунистическую эпоху досье. Само это не представляется по опыту ГДР невозможным. Но в Венгрии при этом предполагается досье передавать еще в собственность гражданам. Против этого уже категорически выступили историки, опасающиеся опустошения секретных фондов архивов.

Акция по публикации сведений из архива госбезопасности не является спонтанной. Она имеет серьезные идеологические основания. Венгерские националисты, то их направление, которое представлено Фидес, т. е. условно говоря по-венгерски, "лабанцы", причину нынешних бед Венгрии видят в том, что в 1990 г. не произошло настоящей смены режима, т. е. не случилось люстрации. Старая номенклатура в лице Венгерской социалистической партии (ВСП - MSZP) и ее агентура, в том числе из старой госбезопасности, считают они, проникла в новые растущие хозяйственные ячейки свободного предпринимательства. Она привнесла в них старый "коммунистический дух", в том числе и коррупцию. Стоит порвать с прошлым, с русской "азиатчиной", в том числе, предав гласности имена советских коллаборантов, считают фидесисты, и дела начнут налаживаться. Венгрия станет успешной в экономическом и социальном плане европейской страной.

Очевидно, что потребовалось 20 лет для того, чтобы сейчас начать уже чисто символическую люстрацию. Прежние влиятельные агенты старого режима состарились, многие ушли из жизни, их влияние в обществе существенно снизилось. 2/3 голосов венгерских избирателей на самом деле означают для новой власти, по терминологии премьера Виктора Орбана, "революцию избирательных кабинок", направленную против нагромождений лжи старого режима и ВСП. "Революция кабинок" и "дух 1956" и сделали возможным сейчас приступить к обнародованию списков "врагов нации". Для революции нужны жертвы. А поскольку "революция" 2010 г. имеет для Венгрии символический характер, то и люстрация будет такой же.

Но, как водится в нашем мире, часто высокие основания имеют обратную сторону и сводятся в итоге к простым низменным интересам. Разоблачение сотрудников коммунистической госбезопасности на деле обернется компроматом в адрес организаторов ряда успешных местных бизнесов. Так, буквально на следующий день после открытия сайта "Совершенно секретно" стало известно, что у истоков одного из самых успешных проектов венгерской современной поп-музыки - группы "Република" стоит менеджер, а на самом деле "совершенно секретный офицер" венгерской госбезопасности. И подобные примеры будут только множиться в новостных лентах и СМИ, дискредитируя конкретные венгерские фирмы. "Молодежь" в лице "молодых демократов" на деле, получается, готова потеснить "стариков" у тех денежных и хлебных мест, которых вообще-то не так-то много в захваченной транснациональными корпорациями экономике Венгрии.

И еще одно важное обстоятельство. Мы давно отметили ту особенность, что после прихода к власти в мае 2010 г. лидер Фидес Виктор Орбан уж слишком старательно избегает употреблять в своих публичных выступлениях такие слова как "русские", "Россия" и "СССР". Достигнутый торговый баланс никак понижать не хочется. Но используемый им при оценке реалий прошлого и настоящего цивилизационный подход заставляет его, тем не менее, говорить о предмете. И при этом Орбан употребляет в речах уклончивое - "коммунизм". Но нам-то уже давно ясно - "целили в коммунизм, а попали в Россию". "Европа поставила коммунизм на колени", - публично сказал 7 января сего года венгерский премьер. Но коммунизм, как еще разъяснили нам классики марксизма, это "призрак". А СССР (Россия), "вставшая на колени" - это реалии.

Венгерский премьер публично не раз заявлял, что строит новую Венгрию на базе ценностей 1956 г. А какой был основной лозунг тогда восставших венгров? Правильно. "Русские домой!" Немецкий коммунизм был глобальным проектом, который преобразованная революцией в СССР именно Россия предлагала миру. Коммунизм был и идеологической оболочкой, в которой Россия осуществляла свое господство в Восточной Европе после 1945 г. Именно так изначально понимали дело американские стратеги холодной войны. Теперь венгерские "молодые демократы" со своими играми в чисто символическую люстрацию шельмуют людей, которые в прошлом хорошо ли, плохо ли, но служили именно России, называвшейся тогда СССР. Но какое дело до этих ставших теперь ненужными слуг русским, которые 20 лет назад уже совершили акт символического предательства, отдав немцам самого Хоннекера? Теперешней России, сжавшейся до границ Московии царя Алексея Михайловича, разве что остается делать вид, что нынешние венгерские игры в запоздавшую люстрацию ее не касаются.

* * *

Дело Керки (продолжение). Напомним суть этого коррупционного скандала. Венгры продали то ли в конце 2005, то ли в 2008 г. при неясных обстоятельствах и якобы по заниженной цене одной оффшорной компании здание венгерского торгового представительства в Москве по адресу Красная Пресня 3. Посредник, а им, по утверждению венгров, являлся известный российский предприниматель Виктор Вексельберг, потом перепродал означенную недвижимость уже российскому правительству якобы по цене, многократно превышающей сумму, уплаченную первоначальному владельцу здания. Как мы ранее уже определили, "дело Керки" имеет две отдельные составляющие: российскую и венгерскую.

О ходе расследования "дела Керки" в Венгрии позволяют судить регулярно выходящие с сентября 2009 г. на венгерском информационном портале Origo.hu статьи журналиста Андраша Сабо. Последняя статья под названием "Следствие по московскому делу концентрируется на десяти таинственных неделях" вышла 4 марта 2011. Означенная публикация является логическим продолжением предшествующей, в которой речь шла о выводах следствия о том, что окончательное решение о продаже торгпредства венгерское правительство приняло на своем заседании в Добогокё 10-11 июня 2008 г.

Согласно новой публикации, следственная команда главной венгерской прокуратуры основные усилия в настоящее время направляет на расследование действий вокруг московского торгпредства в период с 15 мая по 30 июля 2008 г. В этот период после продажи здания торгпредства в ноябре 2005 г. и в марте 2008 г. венгерское правительство снова запустило механизм торгов по нему. Почему? Из новой публикации А.Сабо становится известен новый факт по "делу Керки". Так, оказывается, следствию стало известно, что после заседания совета министров в Добогокё, в Москву совершили поездку советник венгерского ведомства государственных имуществ MNV Аттила Морваи и, самое интересное, по-видимому, сам начальник этого ведомства - обвиняемый по "делу Керки" Миклош Татраи. Следствию сейчас неясно, зачем нужна была эта поезда и, что означенные венгерские чиновники делали в Москве. Может быть, полагают следователи, Миклош ездил в Москву, чтоб вернуться назад на берега Дуная с чемоданом хрустящих купюр?

По всей видимости, поездку Миклоша Татраи и его юридического советника в Москву можно объяснить следующим образом. После того, как продажа полпредства была осуществлена, венгерское правительство в мае 2008 г. обнаружило, что дело проведено было с нарушением необходимых правил. После этого был организован фиктивный тендер, чтобы задним числом провести по документам продажу полпредства в соответствии с необходимыми венгерскими юридическими нормами. Для этого М.Татраи и ездил в Москву. Он лично проследил, чтобы объявленный 30 июля 2008 г., а на самом деле фиктивный, тендер и итоговая документация по нему соответствовали нормам ведомства национальных имуществ. Отменить продажу полпредства венгерское правительство в июне 2008 г. не решилось. Слишком далеко уже зашло дело.