"Газовая атака".

(Время_МН 23.07.03. А.Хохлов)

В Красноярском крае начался колоссальный экономический рывок - впервые с 1996 года, когда Хазрет Совмен открыл золотопромышленный комбинат, новость о сибирских недрах превосходит по финансовому наполнению все остальные. 21 июля пресс-служба Эвенкии сообщила о том, что открытое акционерное общество "Красноярскгазпром" стало обладателем 25-летней лицензии на эксплуатацию Собинского газонефтяного месторождения, находящегося на территории Тунгусско-Чунского района Эвенкийского автономного округа. Генеральный документ получен по итогам конкурса, проведенного управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Эвенкийского автономного округа. Здесь никто не скрывает - лицензию помог добыть лично губернатор округа Золотарев. Сегодня Собинское месторождение уже подготовлено к разработке, количество запасов (цифра закрыта для прессы ) углеводородов защищено в государственной комиссии Российской Федерации по природным запасам. Однако, по предварительным данным, месторождение содержит в себе более 100 миллиардов кубометров газа - это сравнимо с тюменскими сокровищами - и относительно небольшие кладовые нефти. По словам начальника управления природных ресурсов Эвенкии Валентина Изарова, Собинское месторождение вполне может обеспечить высокий уровень добычи газа - от одного до трех миллиардов кубометров в год. Интенсивная промышленная эксплуатация гигантской кладовой начнется, впрочем, только после строительства трубопроводной транспортной системы. А это сотни миллионов долларов капитальных вложений и лет пять - семь напряженной работы по строительству инфраструктуры. На "Угрюм-реке" нет твердых дорог, реки малосудоходны. Есть, правда, другой вариант: проложить временный трубопровод по оборонной технологии, но его вряд ли применят - такая "нитка" имеет слишком малый диаметр. Кроме того, пресс-служба округа отмечает, что, когда "Красноярск Газпром" вошел на территорию Эвенкии, администрация Бориса Золотарева оговорила два обязательных условия сотрудничества: обеспечение газом поселка Ванавары, а также строительство в окрестностях Ванавар газотурбинной электростанции, которая будет снабжать поселок электроэнергией. В перспективе на базе Собинского месторождения планируется строительство большого газоперерабатывающего завода. Пока эта информация не вызвала большого резонанса в крае - депутаты на каникулах, да и почти весь бомонд региона отдыхает. Но эксперты сразу же отметили важность события. Губернатор Золотарев, которого ранее часто называли ставленником Михаила Ходорковского ( в "ЮКОСе" он был главным казначеем нефтяной компании), вот уже второй раз за свое правление отдает предпочтение государственным добывающим структурам. 8 ноября 2001 года тот же "Красноярскгазпром" - дочерняя фирма "Газпрома", чьи 25 процентов акций находятся в собственности крайкома госимущества, - получил право на разработку Оморинского газоконденсатного месторождения. Оно еще мощнее Собинского - по официальной информации, потенциал этой кладовой измеряется 4 миллиардами кубометров газа и миллионом тонн нефти в год.

* * *

Открытое акционерное общество "Красноярскгазпром" является дочерним предприятием ОАО "Газпром". ОАО "Красноярскгазпром" создано с целью добычи газа, газового конденсата, нефти, их транспортировки и реализации, переработки газа, газового конденсата и нефти, реализации продуктов переработки. В настоящее время "Красноярскгазпром" обслуживает 349 тысяч газифицированных квартир, реализует 28-30 тысяч тонн сжиженного газа в год через 9 газонаполнительных станций и пунктов.

"Версия".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 23.07.03)

1. Армейский ресурс.

Чиновникам предлагают торг с военнослужащими.

Депутаты городского Совета Канска начали делить кресло мэра. Как утверждает наш источник в местном парламенте, борьба за шкуру неубитого медведя разгорелась нешуточная. По некоторым данным, Сергей Гуров тоже готовит "своего" кандидата, реально оценивая собственные шансы пройти на второй срок.

Но, как стало известно "МК" в Красноярске" из достоверных источников, особо активную деятельность развернул депутат городского Совета, генерал-майор дивизии ракетных войск стратегического назначения Владимир Радюшкин. Говорят, его представитель, подполковник в запасе Владимир Тарасов, наносит визиты всем мало-мальски влиятельным чиновникам и промышленникам. По словам очевидцев, он открыто предлагает собеседникам выбрать должность в будущей администрации Канска в обмен на поддержку Радюшкина. И свою уверенность в победе последнего Тарасов мотивирует просто: мол, коммунисты Петр Романов и Владислав Юрчик на выборах мэра тоже поддержат генерала. Естественно, не "за так": на выборах в Думу Владимир Михайлович якобы обеспечит коммунистам голоса своей дивизии. Иными словами, задействует армейский ресурс. Это, кстати, противоречит статьям 40 и 53 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав".

Как утверждают злые языки, в случае с Радюшкиным прецедент задействования армейского ресурса уже имел место. Именно поэтому генерал-майор рассчитывает на поддержку губернатора Красноярья. Говорят, Владимир Михайлович с удовольствием вспоминает те славные времена, когда вся его дивизия ракетных войск стратегического назначения, словно проникшись сознанием гражданского долга в свете новых экономических требований, проголосовала за Александра Хлопонина.

2. Голос обеспеченного электората

Как полагают политологи, правобережье с Железногорском и Со-сновоборском снова намерен очаровать Валерий Зубов. Его, по информации наших источников, поддержат материально "Альфа" и "Интеррос". На втором месте, если верить социологам, - Николай Ашлапов, за спиной которого стоит "Русал". На пятки лидерам еще недавно наступали Надежда Сафонова и Алексей Клешко. Впрочем, последнего совсем недавно видели в Государственной думе, мирно обсуждающим что-то с "фаворитом" Зубовым. Не исключено, что соперники уже пришли к соглашению. Осталось договориться с Надеждой Сафоновой.

По Енисейскому округу кандидатом от "Интерроса", по данным "МК" в Красноярске", пойдет Раиса Кармазина. А противостоять ей будет, судя по всему, Валерий Мельников, которому на выборах мэра Норильска, согласитесь, практически ничего уже не светит...

В Ачинском округе бесспорным лидером предстоящей гонки пока является Марина Добровольская, поддерживаемая авторитетом Анатолия Быкова. Желающие ей противостоять есть (тем более что именно здесь кандидаты от "Интерроса" пока отсутствуют). Например, Сергей Зяблов, против которого возбуждено уголовное дело (превышение должностных полномочий, перерасход бюджетных средств в 2000-2001 годах и т.д.). Но рейтинги и Добровольской, и Зяблова, и Сергиенко с Пащенко меркнут на фоне незаходящей звезды коммуниста Сергея Глазьева. Если он, конечно, решится бросить Москву и баллотироваться в Ачинске.

И, наконец, тише всего предвыборная обстановка в верном коммунистическому прошлому Канске. Там "Интеррос" поддерживает Петра Романова.

3. Финансист на "социалке"

Преемника Татьяны Давыденко рекомендовал зампредседателя правительства РФ.

Новый заместитель губернатора по социальным вопросам Надежда Крепышева прибыла в Красноярск еще на прошлой неделе. По какой-то особой логике всю эту неделю преемницу Татьяны Давыденко продержали в роли "темной лошадки", видимо, "подогревая" интерес публики. Заинтриговала наблюдателей и фраза Александра Хлопонина о том, что ему чуть "не зубами" пришлось вырывать Надежду Васильевну из администрации Санкт-Петербурга.

Уже первая пресс-конференция новоявленного вице-губернатора насторожила местных аналитиков. Надежда Крепышева рассказала журналистам о своих целях и задачах на новом посту просто и доступно, оперируя, впрочем, и категориями финансового управления - сказывается стаж на посту зам. руководителя Комитета финансов Санкт-Петербурга. Любопытный нюанс, по мнению аналитиков, заключается в том, что структуры комитета финансов или финансового управления отличаются специфической замкнутостью (даже если финансовые потоки "прозрачны"). А область социальной политики, наоборот, требует максимальной открытости. И если у Надежды Кольба действительно был некий выделяющий ее боевой "заряд", то Надежда Крепышева поразила красноярцев прежде всего гоголевской среднестатистичностью чиновника.

Между тем столичные источники "МК" в Красноярске" подобные нестыковки объясняют просто. Надежда Крепышева долго работала непосредственно под началом нынешнего зампредседателя правительства и министра финансов РФ Алексея Кудрина в бытность его председателем Комитета экономики и финансов северной столицы. Как утверждают московские слухмейкеры, Кудрин не раз протежировал бывшую подчиненную. Учитывая "жаркую" предвыборную ситуацию и туманные виды героини на будущее в городе белых ночей, Надежду Васильевну "порекомендовали" посадить в "теплое место". Хотя бы и в Сибири...

4. Оперативник в разработке.

Как стало известно "МК" в Красноярске", на прошлой неделе один из судов краевого центра вынес приговор бывшему милиционеру, обвиненному в превышении должностных полномочий. За официальной формулировкой Уголовного кодекса РФ в действительности скрывается банальное событие: приводя обыск в квартире подозреваемого, офицер милиции якобы (пока приговор не вступил в законную силу, однозначной оценки его действий не может дать никто) прикарманил его мобильный телефон. Судья приговорил экс-оперативника к... полутора годам лишения свободы, мотивируя решение тем, что подсудимый "опасен для общества".

Вердикт поверг в шок большинство наблюдателей - столь суровых приговоров за подобное преступление в Красноярске никто не помнит. Многие уверены: если бы суд над бывшим "ментом" состоялся до объявления министром МВД Борисом Грызловым кампании по изобличению "оборотней в погонах", наказание было бы куда более мягким и, не исключено, условным. При этом никто из сочувствующих молодому человеку, попавшему "под горячую руку" борьбы с коррупцией в органах внутренних дел, не отрицает, что наказывать даже за "мелочи" и даже рядовой состав надо. Однако многих инцидент подтолкнул к выводу, согласно которому чистка коснется преимущественно низших звеньев МВД, тогда как коррупция - удел "больших" чиновников. Вряд ли от простого "опера" или обирающего мигрантов сержанта зависит решение крупных проблем.

"Бремя прошлого. Оно не дает нам жить хорошо".

(Комок, 22.07.03, Геннадий Васильев)

Предваряя на президиуме Губернаторского совета доклад руководителя рабочей труппы, мэра Красноярска метра Пимашкова, о стратегии экономического развития края, губернатор Александр Хлопонин сказал мало нового. Но много любопытного.

Задав от имени населения сам себе вопрос: где же обещанный экономический рывок? - он поведал собравшимся, что главная цель такого рывка - реальный рост благосостояния жителей края. А рост благосостояния - это рост зарплаты, повышение качества услуг в медицине, образовании, сфере обслуживания и других сферах, а также общий рост экономического развития общества. Столь банальные откровения откровенно насторожили. А последовавшее за ними заставило задуматься: к чему это он? По всему выходило, что губернатор это к тому, чтобы СМИ больше не спрашивали: где рывок и чего это край застыл в низком старте? Радикулит, что ли?

Причины отсутствия результатов нового правления, то есть правления команды Александра Хлопонина, в интерпретации губернатора, делятся на две части - экономическую и политическую - и выглядят примерно так. В части экономики начиная с 1998 года и по недавнее прошлое, обозначенное по умолчанию датой выборов нового губернатора, ни о каком росте речи быть не могло. Называвшиеся прошлой администрацией показатели роста валового регионального продукта в 5-6% --миф. Не было такого роста, и быть не могло. Хлопонин прямо об этом не говорил, но мы и так хорошо знаем, что в этот период происходило: тащили все и много. Потому даже когда возникала возможность потратить заработанное с толком, его с толком все равно не тратили. Иначе возникло бы противоречие логике разрушения. Хлопонин привел такой пример. В 2000 году, когда на краевую казну впервые невесть откуда свалился профицит, деньги в конце концов направили в бедную социальную сферу. По версии Хлопонина, следовало бы поступить иначе: не проедать "лишние" средства бюджета (направить в социалку - и значит проесть), а отдать их реальному сектору экономики. Тем или иным способом вложить в те направления бизнеса, в развитии которых краевая власть объективно заинтересована. Которые как раз и приведут к реальному росту благосостояния, который есть... см. выше. Этого не случилось. Деньги кончились, бюджетные обязательства выросли, в результате уже в следующем году край рухнул. Из глобальных экономических причин нынешнего отсутствия экономического роста губернатор назвал неудачную для нас ценовую конъюнктуру на мировом рынке.

Политические причины, в общем, тесно соседствуют с экономическими. Государственная власть устала от выборов. Чем чаще меняются политики высокого ранга, точнее, чем чаще они бывают втянуты в выборную борьбу, тем безогляднее берут на себя социальные обязательства. Иного выхода у них нет, иначе их просто не выберут. Анализ действующих законов показывает, что сегодня социальные обязательства федеральной власти, например, втрое превышают ее, власти, возможности. Что касается причин местного свойства, главная - отсутствие политической и социальной стабильности в крае. Конечно, до недавнего времени, опять же по умолчанию обозначенного датой избрания Хлопонина.

Обозначая задачи власти на ближайший период, губернатор первоочередной назвал создание условий опять же для экономического роста. Через социально-политическую стабильность. Необходимо уходить от процессов, связанных с переделом собственности (опять отсыл к прежней краевой администрации), добиться баланса интересов всех хозяйствующих субъектов, чтобы любой инвестор в крае чувствовал себя комфортно. Среди базовых направлений - развитие малого и среднего бизнеса, реализация крупных инвестиционных проектов и инновации. Если власть все намеченные задачи выполнит, к 2010 году валовой региональный продукт вырастет вдвое. Рост начнется с 2006 года. А вот в будущем 2004 году населению придется ужаться. Это означает, что социальные программы могут быть сокращены.

Что же получается? Что-то до боли знакомое получается, причины неудач или, если угодно, недостаточной эффективности усилий власти - в ошибках предшественников и мировой конъюнктуре. К лицу ли успешному менеджеру, добровольно подавшемуся в государственные люди, списывать все на предшественников и не контролируемые из края процессы?

Попробуем, впрочем, быть объективными. У нынешнего губернатора, в отличие от генерала Лебедя, есть команда. Профессионализм чиновников, по крайней мере, в ранге замов губернатора, начальников ключевых управлений, сомнений в основном не вызывает. Что же касается вредных условий работы, так они есть. И в этом смысле новейшая история края в некоторой степени повторяется. Когда формировалась команда Валерия Зубова, условия и в стране, и в крае были экстремальными. Власть больше занималась тушением "пожаров", чем стратегией. Потребовалось несколько лет, потребовались талант и интуиция Владимира Кузьмина, чтобы наряду с отлаженной тактикой появилась стратегия.

После того как край почти четыре года находился в безвозмездной аренде у чиновников-бизнесменов Александра Лебедя, а предприятия, расположенные на его территории, переходили из рук одних в руки других сторонних налетчиков, подвергаясь при этом принудительному банкротству, команда Александра Хлопонина сегодня находится в похожей ситуации. Ей тоже приходится больше играть роль отряда быстрого реагирования, чем строить будущее. Идя в губернаторы и обещая скорый рывок, Хлопонин, конечно, погорячился. Рывок невозможен. Но разработка далеких планов возможна. И возможна их реализация. Если, конечно, будет кому реализовывать. Если власть будет действовать последовательно. И открыто, что немаловажно. Пока и с первым, и со вторым есть некоторые проблемы.

Первого зама губернатора Льва Кузнецова заслали в Норильск как раз тогда, когда всем стало ясно: он - личность, профессионал, не ограниченный орбитой навыков корпоративного управленца, сочетающий в себе способность мыслить государственными категориями с рыночной психологией. Стало быть, гибок, способен разруливать сложные ситуации. Норильск - тема политическая, хотя для экономики края в целом очень важно, кто будет им рулить. И все же, повторяю, здесь больше политики. Чем бы ни руководствовался Хлопонин, скоропостижно и надолго (может, навсегда) расставаясь с первым замом, результат пока отрицательный. Выходит, политический интерес победил экономический. Это в очередной раз родило ощущение непредсказуемости власти, так привычное по временам Лебедя. Как минимум - непоследовательности. Нехороший сигнал. Экономический блок Кузнецова до сих пор не обрел хозяина.

В части открытости настораживающий пример - ситуация на ОАО "Цемент". Открыв там конкурсное производство и объявив проект по спасению завода пилотным, чиновники ведомства Сергея Сокола всеми способами шифруют свои действия. Скорее всего, прогноз на неудачный результат сбудется, позитива, который бы иллюстрировал не только стремление власти сделать людям хорошо, но и реальные шаги в эту сторону, пока нет.

"Хронический рывок".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 23.07.03, Сергей Прохоров)

Заседание президиума Губернаторского совета Красноярского края Александр Хлопонин открыл достаточно жестко- вопросом, который он назвал самым главным. "Где этот экономический рывок? Когда он произойдет? Когда люди в нашем крае будут жить лучше? Почему до сих пор нет рывка, нет результата?"

Вопрос о рывке для края, действительно, можно отнести к разряду "вечных". Во всяком случае - к разряду хронических. На протяжении.почти двух десятков лет новейшей истории края мы ждем рывка. Кажется, еще немного - и дело в шляпе: Красноярье превратится в этакие Васюки с ниспадающими к Енисею мраморными лестницами. "На реке стоят океанские пароходы... По фуникулерам подымаются в город мордатые иностранцы... Автомобили конвейером двигаются среди мраморных отелей... Уездный город превратится в столицу земного шара"...

Но почему-то не получается. Сидя верхом на несметных богатствах, способных прокормить половину планеты, край остается нищим, беспомощным, как выброшенный на берег енисейский таймень. Он второе десятилетие жадно разевает рот, требуя постоянных инвестиций - не для развития, а для выживания. Он неистово лупит по голым камням хвостом, балансируя на грани агонии и экономической прострации...

Мы возлагаем "последние надежды" на каждого нового губернатора, видя в нем потенциального спасителя-соломинку. Но ожидания не оправдываются. Никакого рывка как не было, так и нет. Нерезультативные телодвижения Красноярья чем-то напоминают стиль игры сборной России по футболу, отличающейся, как известно, неспешностью перемещения по полю...

Нам все время кажется: если Аркадий Вепрев создал у себя в районе образцово-показательное хозяйство, значит, он так же легко превратит и край в образцово-показательный; если ученый Валерий Зубов досконально разобрался во всех экономических проблемах страны, значит, он сможет решить эти проблемы на краевом уровне; если Александр Лебедь смог подчинить своей воле армии - как свои, так и неприятельские, - он сможет теми же волевыми усилиями отправить край в галоп к процветанию и благоденствию. Если Александр Хлопонин резко вытащил из могилы металлургический комбинат - надо полагать, он столь же реактивно умудрится слепить завидно-лучезарное новое утро для всего региона...

Однако неизменно приходит новый день, столь же пасмурный для края, как и предыдущий: над Енисеем бродят тучи стагнации, и вдоль берегов издевательски носится сырой и серый ветер упадка.

Где же, черт возьми, солнце? Мы уже замучились менять капитанов, а оно все не выглядывает. Почему?

По мнению губернатора, существует две основных причины непрекращающегося затмения. Первая лежит в экономической плоскости. Наша беда в том, что мы все деньги проедаем, а не тратим их на развитие экономики. Типичный пример - 2000 год. Благодаря удачной конъюнктуре цен на цветные металлы, край впервые в истории заработал больше, чем потратил. На наши головы, будто с неба, упал профицит - деньги, на которые никто не рассчитывал. Как мы распорядились баснословным лотерейным выигрышем? А очень просто: распределили навар в бюджетную сферу и по привычке его съели. Если бы этот нежданный куш потратили на производство, построили новые заводы, модернизировали старые, то есть заставили деньги работать и приносить новые деньги... А мы съели. И, кстати говоря, уже наследующий, 2001 год расплатились за это полным обвалом.

Вторая причина застоя, по Хлопонину, - политическая. Государство устало от выборов и, как следствие, популистских околовыборных обязательств политиков, лоббирования на всех уровнях решений, которые не имеют ничего общего с реальной заботой о благополучии людей, территорий и экономик. Депутаты, как опытные охотники, периодически чувствует волнующий предвыборный аромат, и принимают всевозможные, якобы "социальные", постановления и программы, которые бюджет и исполнительная власть может реально обеспечить лишь на одну треть.

Если вторая причина носит в большей степени моральную окраску, то первая поддается элементарному арифметическому расчету. Что нужно развивать прежде всего? Куда направлять деньги с наибольшей отдачей? Какие дивиденды и откуда следует ожидать и, что, в свою очередь, с ними надо делать? Не абстрактно, а конкретно: в рублях, процентах, месяцах? Понятно, что без некой стратегической линии ответы на все эти вопросы окажутся хаотичными, бессистемными. Тут, как в популярной компьютерной игре, сначала следует решить, что, в принципе, нужно делать - скупать землю или продавать нефть?

Это главное направление в виде научно обоснованного пинка должна задать "Программа социально-экономического развития края", рожденная рабочей группой под руководством доктора экономических наук Петра Пимашкова, более известного в качестве главы Красноярска.

Работа ученой группой, безусловно, проделана серьезная. Основные принципы стратегии соцэкономразвития территории на период до 2010 года изложены на 15 страницах. Такой же объем занимают "Приоритетные направления деятельности органов власти", органично вытекающие из "Основных принципов". Излагать на газетной странице эти документы - занятие неблагодарное и бессмысленное. Хотя бы потому что подобных документов мы перевидали на своем веку немало - каких только замечательных программ и долгосрочных планов не читали... Кто тому же благородные цели обозначены все те же - повышение уровня жизни людей, развитие села и промышленности, малого и среднего бизнеса. Кроме того, семилетнюю Библию края опубликуют для всенародного обсуждения.

С учетом "Программы" уже к сентябрю губернатор велел подготовить проект бюджета на 2004 год. Обещают упор в нем сделать на повышение уровня жизни населения, в том числе на рост заработной платы. Как это стыкуется с губер-наторским предложением еще годик потерпеть, затянув пояса - пока непонятно.

Зато в итоге краю сулят очень светлое будущее. Хлопонин признает, что любит революции больше, чем эволюции, - мощные рывки его сердцу милее поступательного движения. Он прикинул: в следующем году будет еще плохо, в 2005-м - наметится подъем, а в 2006-м рванем так, что вся страна изумленно присядет. "Край должен и может быть моделью системного управления для России" - считает Хлопонин. То есть примерно такой же моделью, какой назаровское хозяйство Вепрева должно было стать для всего краевого агропрома...

Дай-то Бог, конечно. Но вот накопленный в последнее двадцатилетие скептицизм не позволяет радостно хлопать в ладоши. Единственное, что обнадеживает, как ни странно, выборы, В 2008 году мы "меняем" президента, и уж к тому времени губернатор обязательно постарается совершить в крае нечто, - стимул для этого весьма велик. Впрочем, у предыдущего губернатора он тоже был.

"Бархатная экономическая революция".

("Городские новости", 22.07.03, Елена Южакова)

Жить по плану для нас привычно. Еще с советских времен помнятся пятилетки, которые к тому же исполнялись за четыре года, ударные стройки и рапорты о досрочном их завершении. У этих громадных замыслов был, пожалуй, один главный недостаток: они основывались отнюдь не на экономических расчетах и принципах рентабельности крупномасштабных преобразований.

У программ развития территорий образца дикой рыночной экономики оказался другой изъян. Ситуация в стране менялась чуть ли не ежедневно, а в стратегических документах цифры и цели зачастую перетекали из одного в другой, их соответствие реалиям меняющейся жизни никто детально не рассматривал. Как, впрочем, и собственно выполнение этих программ никто не проверял. Считалось, что "рынок все расставит по местам".

Сейчас становится очевидно, что на самом деле "места", то есть приоритеты, на "рынке" или в экономике региона должны быть расставлены властью. Иначе в один прекрасный момент казна территории может оказаться пустой. Даже в том случае, если потенциал региона необычайно велик. И иной возможности обозначить приоритеты, кроме как разработать некий общий рамочный документ, у властей нет. Поэтому губернатор Александр Хлопонин почти сразу же после избрания заявил о разработке программы социально-экономического развития региона до 2010 года.

Причем в ней разработчики попытались учесть все плюсы и минусы прошлых программ. Главный принцип документа - комплексность. Он учитывает конкурентные преимущества и недостатки нашего края, обеспеченность людскими ресурсами, тенденции рынка по спросу на продукцию разных отраслей, законодательную базу, развитую банковской системы и так далее. Еще одна составляющая, которая свидетельствует о серьезности подхода, - состав разработчиков программы: это и ученые-теоретики, и экономисты-практики, и юристы, и главы территорий, и специалисты краевой администрации.

Руководителем рабочей группы по разработке программы был назначен глава Красноярска Петр Пимашков. На состоявшемся на прошлой неделе заседании губернаторского Совета именно он, а также заместитель губернатора края Эдхам Акбулатов представляли основные положения новой экономической политики региона. Совет должен был принять или отклонить эти предложения.

Движение по инерции.

В принципе, край может продолжать жить, как сейчас, получая основные доходы в бюджет от предприятий одной отрасли. И даже не исключено, что такой путь приведет в конце концов к увеличению денег в казне. По расчетам специалистов администрации края, первый профицитный бюджет при сегодняшнем соотношении налоговых поступлений наш регион получит где-то в 2008 году. Хотя отнюдь не исключено, что вообще в обозримом будущем плюсовой разницы между доходами и расходами краю при такой расстановке не видать. В том случае, если цены на основную экспортную продукцию - цветные металлы пойдут на снижение.

Можно, конечно, попытаться действовать нетрадиционными методами: призвать шаманов, экстрасенсов и прочих других ясновидцев, чтобы они совместными усилиями постарались изменить, например, цены на мировом рынке цветных металлов. Но даже в том случае, если их попытки окажутся действенными, это, увы, не даст гарантии процветания территории.

Был же 2000 год, когда сложилась весьма благоприятная конъюнктура цен на мировом рынке, и край получил профицитный бюджет. Именно тогда максимальный за несколько лет процент в общих доходах Красноярья составляли поступления от предприятий цветной металлургии. Но через год цены пошли вниз, а бюджет покатился в пропасть, поскольку все лишние деньги тогда направили на обеспечение социальных обязательств или, грубо говоря, проели. В результате, как отмечает заместитель губернатора края Эдхам Акбулатов, за два последних года кредитная задолженность региона увеличилась с 2,5 миллиарда рублей почти до 6 миллиардов, а основной финансовый документ 2003 года стал "бюджетом-заложником". Если такая практика будет оставаться нормой, то в ближайшее время не исключено банкротство региона.

Все - в развитие производства.

Такая перспектива власти края явно не устраивает. И одной из основных возможностей увеличить налоговые поступления от других отраслей экономики разработчики программы называют бюджет развития. То есть определенную часть средств, которая направлялась бы на поддержку наиболее интересных проектов малого и среднего бизнеса, инновационных технологий, перерабатывающей промышленности.

В выступлении главы Красноярска прозвучали и меры непрямой финансовой поддержки малого бизнеса: формирование государственного и муниципального заказа на продукцию краевых предприятий малого и среднего бизнеса, льготное выделение государственных земель и другой недвижимости для реализации новых, перспективных проектов и даже предоставление налоговых "каникул". А наиболее приемлемый путь поддержки инновационных проектов - создание краевого венчурного фонда, то есть специального фонда "рисковых" вложений, каковыми является инвестирование малого и среднего бизнеса.

Кроме того, как отметил Петр Пимашков, властям фая следует всячески поощрять развитие специальных производств, не имеющих конкуренции в России - таких, как горно-химический комбинат, электрохимический завод в Зеленогорске, "Красцветмет".

Точками роста экономики, по мнению авторов программы, должны стать лесной комплекс и разработка новых месторождений, а также создание в крае мультимодального транспортного узла. Не менее важное направление - развитие строительной отрасли, которая по цепочке позволяет увеличить производство строительных материалов, разнообразных потребительских товаров, решает проблему коммунально-бытового хозяйства и сферы услуг. Кстати говоря, в программе социально-экономического развития региона нашли отражение и проблемы ЖКХ, причем в сочетании с возможностями развития банковской системы. Властям края предлагают создать единый расчетно-кассовый центр по коммунальным платежам. Часть остатков на его счетах можно будет направлять на кредитование промышленности и малого бизнеса, а также ипотечного кредитования под строительство жилья. Возможно даже, в крае появится народный акционерный банк.

Не менее важной составляющей развития региона, как считает Петр Пимашков, должно стать стимулирование "локомотивных регионов" или, иначе говоря, тех территорий, где есть предпосылки для ускоренного экономического роста. Безусловно, краевой центр - основной среди таких "локомотивов". На благо красноярцев.

Александр Хлопонин назвал представленный на губернаторском Совете вариант стратегических направлений социально-экономического развития территории революционны Правда, при этом сразу же оговорился, что слово "революция" в сознании большинства российских граждан ассоциируется с разрушением, а не созиданием, поэтому лучше называть представленный вариант "программным".

Тем не менее революционные изменения в документе присутствуют. Главное из них заключается в перераспределении бюджетных трат. Пока в казне края лишних денег нет, но если не вкладывать ничего в развитие экономики, то они могут так никогда и не появиться. Прерывание замкнутого круга и можно считать революцией.

В администрации края предлагают в 2004 году не финансировать капвложения в социальные проекты, то есть временно отказаться от возведения новых зданий социального назначения за счет бюджетных средств, а все высвободившиеся средства направить в реальные сектора экономики. Каждый миллиард таких инвестиций может дать увеличение валового регионального продукта на 50 миллиардов. На развитие экономики предлагается направлять и все дополнительные средства, которые мечут появиться в казне региона за счет конъюнктурного роста цен на цветные металлы. Для этого, предположительно, будет создан специальный стабилизационный фонд.

Еще одна возможность найти деньги на поддержку малого и среднего бизнеса, открытие новых производств - увеличение государственного долга. Как поясняет Александр Хлопонин, если к этим средствам отнестись как к выгодному кредиту, который край сможет реально вернуть, то не стоит панически относиться к росту заимствований. Ими нужно правильно распорядиться, чтобы деньги принесли реальную отдачу.

Но, тем не менее, предполагаемая революция будет бархатной. Ни одна из принятых раньше социальных программ не будет секвестирована или свернута. Жители края не станут в следующем году жить хуже, чем сейчас. Более того, если программа будет принята и в следующем году в крае появится бюджет развития, то в 2005-м, как рассчитывают разработчики, наступит переломный момент: казна региона станет бездефицитной. В 2006-м край получит первый реально бездефицитный бюджет.

А к моменту реализации программы, как считают ее разработчики, денежные доходы населения Красноярья возрастут в два раза. Причем не за счет инфляции, а в сопоставимых с сегодняшними ценами. Иначе говоря, среднестатистический житель Красноярского края сможет позволить себе вдвое больше покупок или вдвое больше сбережений, чем сейчас. Тем самым, безусловно, повысится качество жизни и, по расчетам, на 7-8 процентов снизится первичная заболеваемость красноярцев.

Но при этом власти настаивают на том, чтобы изжить иждивенческие настроения. Как подчеркнул губернатор, жизнь в крае должна строиться не на принципах паразитирования, а на основе добросовестной и качественной работы. То есть свою достойную жизнь и свою зарплату каждый житель должен зарабатывать. А задача власти - создать условия, чтобы такая возможность у каждого появилась.

Какой же вариант развития края - инерционный или программный - станет руководством к действию, определится осенью, поскольку именно тогда необходимо будет определять параметры бюджета-2004 и закладывать или не закладывать в него бюджет развития. До этого времени основные направления обсудят депутаты Законодательного собрания, власти городов и районов. Принять участие в разработке стратегии развития сможет и каждый из жителей края, направляя свои предложения в адрес разработчиков.

На губернаторском Совете главы ассоциаций районов края одобрили "революционный" план действий. Скорее всего, именно он и станет реальным. Но в этом случае исполнительной власти предстоит приложить немало усилий, чтобы подвести регион к воплощению заявленных амбициозных планов в жизнь.

"Хлопонин в Москву не хочет".

("АиФ на Енисее", 23.07.03)

Губернатор края Александр Хлопонин прокомментировал слухи о своем возможном уходе на работу в правительство страны. Как скромно заметил Александр Геннадиевич, если бы таких слухов не было, он бы по аналогии с де Голлем перестал быть популярным. Хлопонин заявил, что "никаких мыслей на этот счет у него не было, подобная задача перед ним не стоит". Более того, если завтра поступит такое предложение, губернатор "намерен ответить отказом". В то же время - "мы предполагаем, а жизнь располагает", заметил Александр Хлопонин.

"Нет отпускных, нет отдыха".

("Красноярский рабочий", 23.07.03)

Заместитель губернатора края, начальник главного финансового управления Александр Новак сообщил, что в настоящее время краевой бюджет не только выполнил, но и перевыполнил свои обязательства перед территориями - вместо запланированной на июль суммы в размере 361 млн. рублей районам перечислено более 400 млн.

Между тем долг самих муниципалитетов перед бюджетниками края составляет 26,5 млн рублей. Есть проблемы с выплатой отпускных в 10 районах края, но наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Нижнеингашском и Богучанском районах. В последнем, кстати, несмотря на проблемность ситуации, глава находится в отпуске. Это вызвало удивление и возмущение губернатора, который считает, что при таком положении дел руководитель должен находиться на месте и заниматься решением вопроса. Александр Хлопонин поручил своему заместителю, курирующему эти территории, Сергею Соколу побывать в Богучанском и Нижнеингашском районах и на месте разобраться в ситуации.

"Надежда - наш компас земной".

("Красноярский рабочий", 23.07.03, Иван Беляков)

В понедельник в администрации края состоялась первая пресс-конференция только что вступившей в должность заместителя губернатора по социальным вопросам Надежды Крепышевой.

Как сообщила Надежда Васильевна, на встречу с журналистами она пришла сразу после разговора с губернатором Александром Хлопониным, который поставил перед ней задачу активизации помощи в социальной сфере. Речь шла, в частности, о помощи детям-инвалидам, о медицинском и пенсионном обслуживании населения, о ликвидации задолженностей по зарплате бюджетникам. "Мы говорили с Александром Геннадиевичем о заработной плате работникам ЖКХ, об отпускных учителям (все будет проплачено до конца недели), - сказала Надежда Крепышева. - За эти дни я ознакомилась с ситуацией в крае, с работой органов здравоохранения, образования, побывала в управлении культуры. Состояние руководства этими подразделениями я оцениваю довольно высоко. А все финансовые проблемы мы будем решать реалистично, с использованием современных технологий. Кстати, велика вероятность, что средства будут предоставляться также из федерального бюджета. Так что пусть никто из красноярцев не сомневается, что я приложу все силы для улучшения социального положения в крае!"

На берега Енисея Надежда Васильевна прилетела с берегов Невы по личному приглашению губернатора Хлопонина. До этого она работала в администрации Санкт-Петербурга заместителем председателя комитета финансов, где, по ее словам, "за двадцать лет работы удалось сделать очень много". За плечами у Надежды Крепышевой - два высших образования: она окончила Киевский институт народного хозяйства и высшую административную школу при правительстве Санкт-Петербурга, а в прошлом году защитила кандидатскую диссертацию по теме "Социально-экономическое развитие регионов". В северной столице осталась ее семья, 16-летняя дочь, которая нынче собирается поступать в Санкт-Петербургский госуниверситет.

Своими приоритетными задачами Надежда Крепышева считает защиту материнства и детства, помощь детям-инвалидам, оживление работы комиссии по улучшению положения женщин. Она не намерена сокращать социальные программы, не планирует также перемен в структуре социального блока. "В своей работе я постараюсь привлечь все лучшее, что есть в других регионах, - в этом мне видится подлинный патриотизм!" Говоря об источниках финансирования, она заметила, что "наше будущее - в пластичном соединении государственных средств со средствами предприятий".

В Красноярске Надежда Васильевна успела побывать на регбийном матче ("Получила огромное удовольствие, тем более что наши выиграли у американцев!"), посетила также наш краеведческий музей ("Валентина Михайловна Ярошевская меня просто очаровала!").

На вопрос корреспондента "Красноярского рабочего" о ее первоочередных шагах в сфере культуры Надежда Крепышева ответила:

- На мой взгляд, Красноярский край обладает огромным потенциалом в области культуры. Мне кажется, надо активнее консолидировать совместные усилия учреждений культуры и туризма. Для поддержки конкретных творческих коллективов могут быть использованы целевые гранты. Краевому бюджету "не потянуть" некоторые объекты культуры, поэтому будем обращаться через наших депутатов в Государственную Думу за поддержкой из федерального бюджета. Соответствующее поручение я получила сегодня от губернатора Хлопонина.

"Будем жить лучше?".

("Красноярский рабочий", 23.07.03, Лика Кытманова)

В мэрии Красноярска прошло заседание президиума губернаторского совета. Петр Пимашков доложил об основных принципах стратегии развития края до 2010 года.

Одним из важнейших результатов работы над стратегией является детальный анализ негативных факторов (той реальности, которая существует на сегодняшний день в нашем крае). Это и неблагоприятная демографическая ситуация, и высокая степень износа техники в сельском хозяйстве и на транспорте, и удаленность от центральных районов России и незамерзающих морских портов, что является преградой для экспорта.

Высокий уровень благосостояния жителей Красноярского края может быть достигнут при соответствующем уровне экономического развития. Расчеты показали, что основными для края на период до 2010 года останутся металлургический, топливно-энергетический, лесопромышленный и строительный комплексы. Добыча угля до 2010 года будет возрастать. А вот возможности формирования крупного нефтегазового комплекса в Красноярском крае затруднены. Развитие лесного комплекса сдерживается целым рядом ограничений организационного, технического характера. Если эти ограничения будут сняты, ЛПК имеет шанс перейти в разряд высокодоходных и наиболее перспективных.

Еще один важный пункт - это необходимость поощрять развитие специальных производств, не имеющих конкурентов в России, таких, как ГХК, ЭХЗ и "Красцветмет".

Обязательным является признание базовой роли сельского хозяйства, а значит, главной целью должно стать повышение уровня и привлекательности сельской жизни и как следствие - рост сельскохозяйственного производства.

Строительная отрасль - еще один важный для экономики края вопрос. Красноярск сейчас находится на втором месте в России среди областных, краевых и республиканских центров по объему строительства жилья в расчете на одного человека. И тем не менее преград для улучшения строительной и прочих отраслей очень много.

Губернатор края Александр Хлопонин во время заседания отметил, что главной целью всех предполагаемых изменений должно стать увеличение благосостояния жителей Красноярского края. "Сегодня мы видим, что за небольшим повышением заработной платы тут же происходит увеличение цен на продукты. Уже с 2006 года начнется повышение реальной заработной платы. Повышение не просто на бумаге, люди действительно начнут жить лучше".

"Не трожь ЮКОС! Дави Абрамовича!".

("Сегодняшняя газета", 23.07.03)

Красноярские коммунисты радеют за ЮКОС и обращают внимание Путина на "наглого" Абрамовича. 21 июля депутат Государственной Думы ФС РФ и первый секретарь Красноярского краевого комитета КПРФ Владислав Юрчик обратился к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Юрчик настоятельно просит Путина "прекратить давление на генеральную прокуратуру со стороны ряда средств массовой информации в связи с разбирательствами по делу нефтяной компании ЮКОС и обратить внимание на "наглый вызов, брошенный обществу другим олигархом и по совместительству губернатором Чукотского автономного округа Романом Абрамовичем".

Согласно тексту обращения, побудить правоохранительные органы провести всесторонний анализ законности полученных средств новоявленными миллиардерами нашей страны должен не пример главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, а деятельность одного из совладельцев РУСАЛа, скандально известного Романа Абрамовича.

"Единая Россия" помогает погорельцам".

("Сегодняшняя газета", 23.07.03, Александр Кандауров)

Как известно, Красноярское региональное отделение партии "Единая Россия" стало инициатором телемарафона на КГТРК, посвященного трагическим событиям в Казачинском районе, где в результате пожара без жилья остались более 250 человек, среди которых - 42 ребенка. На призыв единороссов откликнулись многие - в фонд помощи погорельцам поступило более 2 млн. рублей.

Кстати, "Единая Россия" не ограничивается в своей гуманитарной деятельности рамками Казачинского. Так получилось, что 2003 год по грустному "богат" на серьезные огненные события. В этом году в трех населенный пунктах края - Предивинске (Большемуртинский район), Хлоптуново (Сухобузимский район) и Новом Городке (Енисейский район) - имели место массовые пожары, без крова осталось больше десятка семей.

Особенно сложная ситуация в Новом Городке. Там на пожаре работали тракторы: своих спецсредств у поселка нет, до райцентра - более 300 километров непроходимой тайги. Связь с Большой землей летом обеспечивает Енисей - зимой он замерзает. Если пострадавшим во время пожара жителям Нового Городка не помочь сейчас, летом, то трудно представить, как погорельцы перезимуют без крыши над головой...

На этой неделе в Хлоптуново и Предивинск отправились грузовые автомобили с вещами для погорельцев. Из Енисейска с аналогичным грузом для Нового Городка отплыла баржа. На этом акция помощи погорельцам не заканчивается. Наоборот, активисты регионального отделения партии "Единая Россия" рассчитывают на дальнейшие звонки от жителей Красноярска и края - они готовы передать пострадавшим семьям любую материальную помощь.