Порядка 50 млрд рублей составят федеральные инвестиции в возрождение и развитие аэропортов Центрального федерального округа, заявил в пятницу, 4 марта премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на межрегиональной конференции "Развитие Центральной России" в Брянске, сообщает корреспондент REGNUM-Центр. В числе возрождаемых назван аэропорт "Брянск".

В период с 2011 по 2014 год в развитие аэропортов Центрального федерального округа составят примерно 50 млрд рублей, в реконструкцию федеральных трасс будет направлено более 60 млрд рублей, заявил премьер-министр России Владимир Путин, выступая 4 марта в Брянске. По его словам, в программу поддержки попадают такие аэропорты, как "Шереметьево", "Внуково", "Домодедово". В 2014 году планируется ввод в эксплуатацию обновленного аэропорта "Добрынское" во Владимире. Запланирована установка нового оборудования в аэропортах Воронежа, Смоленска, Курска, Белгорода, Твери, Брянска, Костромы, Липецка, Тамбова и Орла. Кто и сколько из упомянутых аэропортов ЦФО получит, Путин уточнять не стал. Он также заявил, что в Центральном федеральном округе нужно заниматься оптимизацией транспортных потоков, думать о создании современных логистических комплексов - например, в Смоленске, Брянске, Белгороде. "Нужно использовать их выгодное географическое положение, преимущества приграничных городов прежде всего для укрепления торговых, экономических связей с нашими ближайшими соседями и партнёрами - Украиной и Белоруссией", - заявил премьер-министр. Ядром логистических комплексов и могут стать аэропорты. Также будут отремонтированы федеральные трассы, проходящие по территории ЦФО.

Заявление премьера прозвучало не на пустом месте. Ещё в декабре прошлого года начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Рутенберг заявил, что в 2020 году объемы авиаперевозок пассажиров в России могут быть увеличены в четыре - пять раз, а количество аэропортов удвоено. По расчетам ФАС, приход одной дополнительной авиакомпании на маршрут способствует снижению тарифов, в среднем, на 28,5%, двух компаний - на 32%, трех - на 39%. По словам Рутенберга, одним из главных условий увеличения объема перевозок и снижения их стоимости служит повышение конкуренции. Для увеличения количества авиаперевозок и необходима реанимация аэропортов.

Возможно, эта программа и приведет к фактической реанимации международного аэропорта "Брянск", регулярные рейсы из которого были фактически прекращены ещё в 2000 году. Парадоксально, но аэропорт сохранился только потому, что в 1994 году был перенесён из черты города в Брянский район - в посёлок Октябрьский Добрунского сельского поселения в 14 км от Брянска. В противном случае он бы повторил судьбу аналогичных аэропортов Тулы и Смоленска (в последнем сейчас аэропорт возрождается на базе военного аэродрома "Северный"). Сейчас получивший в 1995 году статус международного аэропорт "Брянск", несколько раз находившийся на грани закрытия и разорения, способен принимать Ан-12, Ан-24, Ан-140, Як-40, Як-42, Ил-18, Ил-76, Embraer 120, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-334, Boeing 737 и другие типы ВС класса и ниже. Он находится на воздушной трассе R-22, соединяющей Москву с Киевом, а также с Западной Европой и Ближним Востоком. Является входным и выходным аэропортом России на юго-западных направлениях. 4 марта в Брянск премьер-министр России прибыл именно на самолёте и приземлился во второй раз за последние семь лет (впервые в 2004 году) именно в международном аэропорту "Брянск", взлётная полоса и здание аэровокзала которого были отремонтированы специально к его визиту.

Попытки возродить регулярные рейсы из Брянска предпринимаются в течение последних десяти лет. Главным направлением пытаются сделать Москву. Авиарейс Брянск - Москва был весьма популярен в советские времена - при немаленькой цене билета в 24 рубля (билет на поезд стоил семь рублей) в 1980-е годы на Москву из Брянска ежедневно вылетали до десяти бортов. В 1990-е годы после настоящего крушения ближней авиации в Центральной России эти рейсы прекратились.

Первая попытка возродить полёты на Москву из аэропорта "Брянск" состоялась в 2002 году - в августе был произведен тестовый полет по маршруту Москва-Брянск Ан-28 московской компании "Oil Trans". Гендиректор компании Владислав Калмыков сообщал, что самолет предназначен, прежде всего, для чартерных полетов, то есть его услугами в Брянске смогут пользоваться деловые люди, бизнесмены или администрация области, а первые полеты намечалось осуществить уже в сентябре-октябре того же года, причем цена на билет должна была колебаться от 800 до 1400 рублей в один конец до Москвы.

Второй эксперимент с авиасообщением Брянск - Москва - Брянск начался 7 декабря 2006 года. В этот день авиатакси Dexter открыло ежедневные рейсы с фиксированной частотой по маршрутам Брянск - Москва и Москва - Брянск. Билет на маршрутное авиатакси Dexter стоил 5.500 рублей, а перевозки осуществлялись на новых собственных самолетах М-101Т на аэропорт Быково. Именно цена билета и аэропорт прибытия и стали "могильщиками" того проекта.

Последняя по времени попытка установить авиасообщение со столицей выдержала пять месяцев. Регулярное воздушное сообщение между Москвой и Брянском было открыто авиакомпанией "Регион-Авиа" 3 июня прошлого года. Рейсы выполнялись дважды в неделю по вторникам и четвергам на самолете Embraer-120. Базовый тариф на перелет Москва - Брянск составлял 1.700 руб. в одну сторону. Однако заполняемость самолётов - пять - шесть пассажиров в 30-местном салоне - сыграла свою негативную роль. Регулярные авиарейсы РЛ-245/246 по маршруту "Брянск - Москва" были прекращены с 1 ноября.

На II Славянском Международном экономическом форуме в ноябре прошлого года состоялись переговоры между властями Брянской области и делегацией Конфедерации предпринимателей и промышленников Турции (ТУСКОН). ТУСКОН очень заинтересован в аэропорте "Брянск" - в середине 1990-х грузоперевозки из Турции (из Стамбула и Измира) в Центральную Россию осуществлялись именно через него. "Международный аэропорт - это проект администрации области, которая владеет 100%-ным пакетом акций", - заявил директор департамента экономического развития области Михаил Дриго. По его словам, "мы с ними еще решаем каким будет сотрудничество. Ест два варианта. Первый - они выступят подрядной организацией, начиная от проектирования до этапов строительства. Второй вариант - это инвестиции. Тогда за деньги, которые они вкладывают, мы можем уступить часть собственности. При этом мы получаем хорошие перспективы развития аэропорта".