Г-н Багдасарян, какие объективные изменения претерпят внутриполитические процессы в Армении в свете формирования коалиции трех основных политических сил?

Основная цель новой коалиции - стремление к установлению внутриполитической стабильности в стране. Стоит заметить, что впервые в истории Армении три крупнейшие политические партии - "Оринац Еркир" ("Правовая страна"), Республиканская партия Армении и Армянская революционная Федерация "Дашнакцутюн" - объединились не до выборов, чем фактически могли бы предопределить выбор избирателей, а после, тем самым объединив вотум доверия народа уже в парламенте. И не случайно, что создание коалиции с первого же дня вызвало определенный положительный резонанс в обществе. Хочется надеяться, что сегодня есть все предпосылки для установления внутриполитической стабильности. Мы же - "соавторы" коалиции, взявшие на себя полную ответственность на ближайшие четыре года - сообща будем работать, пытаясь в рамках политических соглашений претворить в жизнь обещанное избирателям.

Как Вы расцениваете расклад сил в новом парламенте? Каковы основные приоритеты деятельности Национального Собрания нынешнего созыва?

Немного забегая вперед и отвечая на вторую часть вопроса скажу, что одним из приоритетов парламента Армении нынешнего созыва является решение насущных задач в условиях политического консенсуса и отказ от черствой "диктатуры большинства", хоть и существующий расклад сил - подавляющее большинство депутатов от коалиции - эту "диктатуру" не просто позволяет, но и предполагает. Должен с удовлетворением отметить, что с первых же дней готовность к сотрудничеству с коалицией высказали не вошедшие в ее состав фракция Объединенной Рабочей партии и депутатская группа "Народный депутат". Надеюсь, что в скором времени наладится конструктивный диалог и с оппозицией, тем более что первые успешные шаги в этом направлении сделаны. Представителями всех без исключения политических фракций и депутатских групп подписаны сразу несколько соглашений, регулирующих принципы внутриполитического сотрудничества, формирование межпарламентских делегаций и наиболее эффективной деятельности Национального Собрания. Одним словом, если нам удастся продолжить внутриполитическое сотрудничество в том же духе, то понятие "расклад сил" может оказаться весьма условным. В конце концов, вне зависимости от политических взглядов, у всех у нас - армянских политиков - одна и та же цель: построить демократическое, сильное, правовое государство и обеспечить благосостояние народа. И я не думаю, что сегодня у депутатов разных парламентских фракций различные пути ведущие к осуществлению одной и той же цели. На самом деле - путь один: создавать воистину полезные и нужные людям законы. Что касается основных приоритетов работы Национального Собрания третьего созыва, то в первую очередь, отмечу идею создания открытого для избирателей парламента. Мы должны сделать все возможное, чтобы придать деятельности НС прозрачность и, в то же время, не только показать избирателям как пишутся и принимаются законы, но и сделать людей непосредственными участниками законотворческого процесса. В этом направлении уже разработаны конкретные нововведения. Так, вскоре в парламенте начнет действовать "Горячая линия", по которой граждане смогут выражать свои замечания и пожелания по поводу внесения корректив в те или иные законы; журналисты будут присутствовать на проводимых каждую неделю рабочих совещаниях с участием спикера, вице-спикеров, руководителей парламентских комиссий, фракций и депгрупп, представителей исполнительной власти; станут более частыми пресс-конференции; будет постоянный прием граждан, в том числе и у спикера; в здании парламента будет действовать новый пресс-клуб и т.д. Одним словом, мы попытаемся сделать все возможное с тем, чтобы парламент стал по возможности более открытым. В числе приоритетов отмечу также обеспечение законных гарантий независимости и свободы действий для Контрольной Палаты НС РА и разработку новых механизмов внешнеполитической деятельности нового парламента.

Какую роль в построении армянского законодательного поля может сыграть межпарламентское сотрудничество на постсоветском пространстве и какова роль МПА в становлении общего законодательного поля?

С обретением независимости Армения, как и другие страны СНГ стала перед проблемой правового вакуума, восполнение которого потребовало использования известных моделей развития. Приняв западный опыт в качестве модели, Армения изучала пути и темпы развития не только сопредельных государств, к примеру Грузии, но и России, являющейся союзником и стратегическим партнером Армении. Этапы установления межгосударственных отношений между странами постсоветского пространства сопровождались установлением контактов между парламентами. Взаимные визиты парламентариев наших стран были и остаются важным и полезным средством диалога между государствами. Зачастую, мы - парламентарии обладаем большей свободой в инициировании вопросов, которые в дальнейшем находят практическое решение и применение на правительственном уровне. Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, в работе которой Армения участвует со дня ее основания, на мой взгляд, является одним из важных форумов межпарламентского сотрудничества. Основным направлением деятельности НПА, способствующей развитию всестороннего сотрудничества между его участниками, были и остаются совместные усилия по созданию правовых основ, сближению и гармонизации национальных законодательств, стремлению к углублению политической и экономической интеграции. Среди наиболее важных рекомендательных законодательных актов, разработанных МПА можно выделить модельный налоговый кодекс для стран-членов СНГ. С удовлетворением должен отметить, что положения кодекса используются правительством Армении в разработке налогового кодекса РА, Модельные законы "О бухгалтерской отчетности", "О банкротстве банков" и т.д использовались при создании одноименных законов РА. Обеспечение гармоничного законодательного поля - предпосылка успешного многостороннего сотрудничества. Примечательно, что в сотрудничестве с межпарламентской ассамблеей заинтересованы не только страны СНГ, но и авторитетные европейские структуры. Это создает условия как для унификации законодательств стран СНГ, так и делает возможным привести наши законы в соответствие с европейским законодательством. Мы намерены активизировать нашу деятельность в МПА в, первую очередь, выступая с инициативами как по политическим вопросам, так и в деле разработки модельного законодательства.

Будут ли продолжены встречи в формате спикеров кавказской четверки (Россия, Грузия, Армения, Азербайджан)?

Однозначно будут.

В чем отличие положений и задач армянской диаспоры России от положения и задач армянства любой другой страны мира?

Различия обязательно есть. С Россией у нас есть много общих подходов к решению проблем, связанных с нашей весьма многочисленной диаспорой. Кроме того, эти различия исходят и из сложившихся между Арменией и Россией взаимоотношений, основанных на стратегическом партнерстве не только в военной области, но и культуре, экономике и других направлениях. В мире наблюдаются очень интересные тенденции и мы обязаны поставить наше сотрудничество на более эффективный уровень. Необходимо конкретизировать вопрос о правовом статусе армян в России. Для нас очень важно, чтобы государственные власти России относились к армянам исходя именно из духа стратегического партнерства. Для нас также важно, чтобы армяне, проживающие там, соблюдали законы России. С российской стороной подписан договор о правовом статусе россиян в Армении и наоборот. Мы будем способствовать тому, чтобы этот договор работал в реальной жизни. Таким образом, наша позиция в этом вопросе четкая - мы говорим, что наши соотечественники в России должны быть порядочными гражданами РФ. Мы довольны, что политическое руководство России во главе с Владимиром Путиным очень тепло относится к армянам. Это у нас очень хорошо понимают. Была некоторая проблема на Кубани, но благодаря российскому руководству она нашла решение.

Совершенно очевидно, что пройдет некоторое время и Армения встанет на ноги. Тогда встанет вопрос о возвращении значительного количества армян, живущих в России на Родину. Как это будет выглядеть, ведь многие из них - граждане РФ. Ожидаете ли Вы мощной репатриации?

Я получил приглашение посетить Россию с официальным визитом, но у меня были многочисленные встречи с российской стороной и здесь, и я проинформирован, что желающих вернуться на Родину очень много. Мало того, я уверен, что Армения должна способствовать реализации этого желания. Подъем экономики Армении будет продолжаться и мы уже должны приступить к разработке какой-то целостной программы относительно данной проблемы. К примеру, из Туркмении были возвращены в Армению 350 семей. Это уже факт. Если эта тенденция будет распространятся и на Россию, то мы будем вынуждены выработать определенную концепцию. предусматривающую порядок встречи этих людей, их расселения и устройства на работу. Во всяком случае, сейчас я не думаю, что нам следует опасаться мощного потока репатриантов. Позитивным для Армении является тот факт, что из республики уже не убегают. Были случаи возвращения семей из Ирака и Ирана, есть желающие вернуться из Сирии и даже из США. Что касается насущных проблем армянства, то я недавно инициировал создание новой Ассамблеи парламентариев армян всего мира. В эту структуру войдут не только депутаты армяне, но и те депутаты, которые входят в состав парламентских групп дружбы, например Николай Рыжков. То есть, они могут быть не армянами, но друзьями нашего народа. Сейчас уже более 70 депутатов из различных стран мира включены в ее состав. Это будет постоянно действующая структура, которая будет собираться два раза в год. Сейчас разрабатывается концепция и устав Ассамблеи, которая будет рассматривать и предлагать пути решения проблем, связанных с армянской диаспоры и состоянием наших граждан за рубежом.

Чем Россия, как государство и как многонациональное общество, может помочь Армении и армянскому народу?

Армения единственный партнер России в нашем регионе. Это очевидный факт. Необходимо чтобы мы, новые политики, заявили об этом прямо. Мы должны понимать, что Россия - это тоже Кавказ, и она не может не принимать участия в тех процессах, которые здесь происходят. Если она не будет интересоваться процессами на Южном Кавказе, то завтра "верблюд постучится в ее двери". Поэтому очень важно, чтобы наши отношения развивались более эффективно. Очень важны контакты между политическими кругами двух стран, а это значит и между парламентариями. Поскольку политика начинается с парламента. Мы приветствуем также углубление экономических отношений. То есть, мы должны сотрудничать по всем направлениям, поскольку налицо общие геополитические и региональные интересы. Необходимо учитывать и интересы отдельных стран и государств региона, которые несколько лет назад выражались более скрыто, а сейчас выражены в конкретных формах. К примеру в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ существует очень эффективный механизм. Он предусматривает возможность представлять при необходимости отдельные вопросы, касающиеся стран-членов СНГ, в Совет Европы. Этот механизм, фактически, ни разу не использовался. Сейчас МПА представлен в различных структурах, таких как например Западно-Европейский парламентский форум. В этой структуре участвуют все крупные западные государства. Тут очень важно, чтобы мы могли координировать наши позиции с Россией. Найти схожие подходы к таким вопросам как НАТО-Россия, НАТО-Армения и многие другие. Я думаю, что эти глобальные вопросы не всегда глубоко изучаются и анализируются.