Тройка кандидатов на пост главы Карачаево-Черкесии, выдвинутых партией "Единая Россия", носила подчеркнуто ритуальный характер: в ней были карачаевец, черкес и русский. Но реального конкурента Рашиду Темрезову в ней не было. В республике уже 26 февраля, сразу после отставки Бориса Эбзеева, почти никто не сомневался, что внесение президентом РФ кандидатуры Темрезова - дело решенное.

Мало было сомнений и в успешном прохождении кандидатуры Темрезова через Народное собрание. Надо сказать, что парламент КЧР в целом не вписывается в привычный региональный имидж "штамповщика законов". В последние годы там не раз возникали жесткие и неконтролируемые исполнительной властью дискуссии, в том числе о деятельности силовиков. Тем не менее, проблем с кандидатурой Темрезова не ожидалось - и, как теперь видно, не возникло. Дело не в формальных партийных раскладах, а в реальном соотношении сил. Нынешние депутаты избирались, когда главой региона был Эбзеев. Однако людей, близких ему, в парламенте оказалось меньше, чем людей, близких предыдущему руководству региона, которые и были основным гарантом прохождения кандидатуры Темрезова. Впрочем, при той активности, с какой кандидатуру Темрезова поддерживал полпред Хлопонин, вероятность каких-либо неприятных неожиданностей в парламенте в любом случае стремилась к нулю.

После вступления Темрезова в должность, с точки зрения публичной политики остается всего одна точка неопределенности - это реакция общественных организаций. Существуют разные мнения о том, каково реальное влияние в Карачаево-Черкесии общественников, выступающих под национальными флагами. В любом случае, оно выше, чем в других регионах Северного Кавказа. Напомню, что в КЧР не без участия ряда национальных движений в прошлом году сменился премьер, причем федеральные чиновники публично указывали, какая должна быть национальность у нового главы правительства. То есть резкие выступления "националов" принуждали к реагированию не только региональную, но и федеральную власть. Однако стóит учитывать, что в национальных движениях большой вес имеют люди, формально в их руководство не входящие. Например, русское движение во многом ориентируется на мэра Черкесска Петра Коротченко, вошедшего в список кандидатов от "Единой России". Ему по долгу службы в любом случае надо будет поддерживать взаимопонимание с новой властью. А в черкесской среде традиционно влиятельны "генералы бизнеса" из этого народа. То, что сын одного из них, Рауф Арашуков, назван в СМИ возможным кандидатом в премьеры, скорее обещает "разброд и шатание" среди черкесских общественников, чем дружное оппонирование с их стороны новой республиканской власти.

Вообще, отношения нового главы региона с "центрами силы" местного бизнеса будут основной угрозой стабильности, исходящей уже из непубличной сферы. Карачаево-Черкесия отличается известной "демократией в верхах". Целый ряд влиятельных групп, то договариваясь, то обостряя отношения между собой, конкурируют за доступ к бюджетным ресурсам, за влияние в правоохранительных структурах, за посты. Как известно, эта борьба приводила и к силовым эпизодам. При этом сам состав "игроков" практически не меняется, несмотря на частые смены власти. Перемены в новейшей истории Карачаево-Черкесии касались в основном того, какую роль в этой игре бизнес-кланов выполняла республиканская власть. Иногда глава региона пытался быть посредником, а иногда явно ассоциировался с какой-то из сторон внутриэлитной борьбы. С приходом Темрезова будет, скорее всего, реализован второй вариант. Поддержав Темрезова, федеральная власть резко вмешалась в местную клановую борьбу. И, значит, теперь Центру будет труднее дистанцироваться от этой борьбы, чем раньше.