Выборы в Ленинградской области: пейзаж перед боем

Санкт-Петербург, 1 марта 2011, 10:54 — REGNUM  

Политэлита Ленинградской области начинает мобилизацию: в течение нескольких месяцев, а скорее всего, гораздо быстрее, решится вопрос с возможностью совмещения выборов в региональный и федеральный парламенты - и начнется предвыборная гонка. Соответствующий закон в Государственной думе РФ принят в трех чтениях - осталась подпись президента РФ, а там и до областного закона недалеко. Действующий областной парламент четвертого созыва, да и в целом политические силы внутри региона, уже выстраивают ряды.

Фактор федеральной кампании

Согласно действующему законодательству, выборы в областное Законодательное собрание (ЗАКС) должны пройти 11 марта 2012 года (вместе с президентскими). Однако большинство экспертов вполне уверено говорит, что голосовать жителям Ленинградской области придется 4 декабря этого года. "Если выборы в областное Законодательное собрание совпадут с выборами в Государственную думу РФ, думская кампания, естественно, окажет сильное влияние на результаты голосования по партийным спискам в ЗАКС, - считает политконсультант Тимофей Худяков. - Выбирая ту или иную партию в государственный парламент, избиратель в большинстве случаев поддержит ее же и на уровне региона".

Кроме того, роль федеральной компоненты на выборах в Ленинградской области велика из-за слабости региональных средств массовой информации. За исключением часа утреннего вещания "Ленинградской областной телекомпании" (ЛОТ), вся эфирная телевизионная сетка в регионе - федеральная. Серьезного ресурса влияния нет и у областной прессы: на полуторамиллионный регион - единственная общеобластная газета "Вести". Таким образом, информацию и агитацию избиратель будет получать через федеральные СМИ, а также районные газеты районное же телевидение и радио. Районные СМИ безусловно влиятельны, но многие зависимы от районных и областных властей, которые будут поддерживать,скорее всего, линю партии - понятно какой.

Новый избирательный закон

Еще один фактор, явно повлияющий на расклад сил в будущем парламенте - изменения в законе "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области". По общему мнению, действующая ныне система "пяти региональных групп" показала свою неэффективность: региональные отделения партий вынуждены объединять в каждом "групповом" списке кандидатов от разных территорий (в них могут входить разные районы с разными проблемами, элитами и так далее). А избирателю, в свою очередь, предлагается поддержать список, наполовину составленный из незнакомых ему кандидатур. Кроме того, как показала практика выборов 2007 года, при формировании списка между элитами из разных районов часто возникают серьезные конфликты - и уже после выборов они долго не могут выстроить даже рабочие отношения друг с другом. Конкурируя за место в списке, местные элиты болезненно реагируют на кадровые решения региональных партийных организаций, плохо воспринимают победивших политиков и так далее.

Взамен не оправдавшей себя системы предложено два законопроекта, расколовших в середине февраля областной парламент. Один из них инициирован фракцией КПРФ и предполагает переход от смешанной системы выборов к пропорциональной - ссылаясь на предложения президента РФ Дмитрия Медведева, коммунисты предлагают ввести в практику голосование только по партийным спискам. Принятие этого законопроекта, очевидно, выгодно не только коммунистам, но и всем оппозиционным партиям. Достаточно взглянуть на состав действующего парламента, где из 17 оппозиционных депутатов только двое были избраны по одномандатным округам - остальные по партийным спискам. В отличие от "Единой России", у которой из 33 депутатов по одномандатным округам прошли 23.

При фактической монополии "Единой России" на районном уровне, оппозиционеры чаще всего лишены финансового и административного ресурса. В этих условиях региональные отделения оппозиционных партий испытывают кадровый голод, и вариант избраться единым списком для них оптимален. Однако шансов быть закрепленной в букве закона у такой выборной схемы немного. Обладая большинством в ЗАКСе, единороссы сумели продавить концепцию, предложенную Леноблизбиркомом. Именно она была принята за основу будущего закона. Вариант, инициированный Избирательной комиссией, выгоден прежде всего "Единой России" и исполнительной власти. Он предполагает сохранение смешанной системы: 25 депутатов избираются по одномандатным округам, 25 - идут в областной парламент в составе партийных списков. Однако взамен пяти региональных групп на территории региона предполагается создать 25 - по числу одномандатных избирательных округов. Таким образом, в каждом избирательном округе партия сможет выдвинуть не только кандидата-одномандатника, но и отдельную редакцию партийного списка.

"Здесь нет какого-то областного ноу-хау. Это оптимальная схема, которая работает во многих регионах России. В частности, к подобному варианту пришли петербургские законодатели", - отмечает первый заместитель регионального исполкома "Единой России" Анна Хмелева. По ее словам, на предстоящих выборах в каждой из 25 региональных групп единороссы планируют "прицепить" к региональной тройке двух местных кандидатов. Кроме того, в каждом округе партия выдвинет одного кандидата-одномандатника. "Таким образом, кандидатов от "Единой России" может быть не 50, а 75 плюс возглавляющая список региональная тройка", - резюмирует Анна Хмелева.

Кроме того, в отличии от выборов 2007 года, на этот раз в случае, если после голосования "проходной" кандидат откажется занять депутатское кресло, мандат не будет автоматически переходить к следующему по списку. Право кадрового решения отдано региональным политсоветам. Очевидно, что в этих условиях искать баланс интересов партии будут кулуарно. И можно предполагать, что в большинстве таких споров решающее слово останется за губернатором. По крайней мере, в "Единой России", где глава региона является членом президиума регионального политсовета.

Фактор губернатора

Несмотря на регулярно появляющиеся слухи о грядущей отставке губернатора Ленинградской области, знакомые с политической ситуацией в регионе эксперты пока сходятся во мнении: Валерий Сердюков останется у руля как минимум до официального срока окончания полномочий летом 2012 года. Во-первых, официальных оснований для отставки не дают результаты работы областной экономики: по данным Минрегионразвития за 2010 год, в рейтинге инвестиционно-привлекательных регионов России Ленинградская область заняла четвертое место. По совокупности ключевых социально-экономических показателей у 47-го региона - почетное третье место.

Вторая, не менее важная причина политического долголетия губернатора Ленинградской области, отмечаемая всеми наблюдателями и участниками политического процесса, - выстроенный им механизм политических сдержек и противовесов, позволяющий Валерию Сердюкову, не пользуясь безусловным политическим весом в Москве, оставаться ключевой фигурой на уровне региона. Имея опыт противостояния с сильными оппозиционными группами депутатов в ЗАКСе третьего созыва (2002-2006 годов), губернатор, скорее всего, сделает все возможное, чтобы не допустить повторения такого сценария.

"Валерий Сердюков - очень сильная фигура. Я думаю, его влияние на выборах в Законодательное собрание будет значительным, качественным и, в конечном итоге, решающим, - уверен политолог Александр Конфисахор. - У губернатора Ленинградской области есть ресурс для того, чтобы провести своих людей и по партийным спискам, и по одномандатным округам. В том, что он сможет выставить сильные кандидатуры и обеспечить им всестороннюю поддержку, я не сомневаюсь".

За годы работы Валерию Сердюкову удалось выстроить отношения с элитами, способными оппонировать главе региона и влиять на ситуацию в районах, однако в итоге предпочитающими все-таки искать с губернатором компромиссы. В их числе эксперты называют, прежде всего, бывших сенаторов от Ленинградской области: главного акционера Группы ЛСР Андрея Молчанова и заместителя министра обороны РФ, создателя холдинга "Титан-2" Григория Нагинского. Именно эти два имени чаще всего называют эксперты, рассуждая о возможных кандидатурах на место главы региона в случае отставки Валерия Сердюкова.

Пока же, по мнению экспертов, самостоятельно управлять ситуацией на местах и лоббировать свои интересы на уровне области способны гендиректор ООО "КИНЕФ" Вадим Сомов, депутат областного парламента, председатель совета директоров ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево" Юрий Пахомовский, гендиректор, председатель совета директоров ОАО "Компания Усть-Луга" Валерий Израйлит. Кроме того, независимые группы элит существуют в Гатчинском и Выборгском районах. Вопросы, затрагивающие интересы этих игроков, Валерию Сердюкову приходится с ними обсуждать, однако и свое лобби в будущем парламенте эти игроки очевидно будут выстраивать также консультируясь с главой региона.

Другие игроки на политическом поле области обладают меньшим ресурсом и еще больше ориентируются на политику областного руководства. Кроме того, идти вразрез с линией губернатора руководители предприятий, сельхозпроизводств и представители бизнеса не могут, поскольку они зависят от муниципалитетов, для которых мнение Валерия Сердюкова - решающее.

Отладка механизмов управления формально независимыми главами районных администраций в условиях действия закона "О местном самоуправлении", очевидно, стоила губернатору не одного седого волоса. Но Валерий Сердюков с этой задачей справился. Подтверждение тому - недавний пример с отставкой главы администрации Приозерского района Сергея Дорощука. Из всех районов Ленинградской области в этом смысле исключением остается лишь Всеволожский, но ситуация там требует отдельного разговора.

По мнению экспертов, интрига, связанная с неопределенностью даты проведения выборов в Законодательное собрание Ленинградской области, разрешится весной или в начале лета 2011 года. А после того, как станут понятными правила игры, можно будет говорить о ресурсах и шансах сторон, возможной расстановке сил в будущем Законодательном собрании региона. При этом гарантом сохранения общего баланса интересов в Ленинградской области остается фигура губернатора - существенно повлиять на политический расклад может разве что досрочная отставка Валерия Сердюкова. Впрочем, в таком случае неизбежен настолько масштабный передел сфер влияния, что сам фактор выборов в областной парламент станет в нем только одним из многих.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.05.17
Реституция: РПЦ наносит ответный удар
NB!
27.05.17
Рухани переизбран. За что проголосовали иранцы?
NB!
27.05.17
Проблема белорусского поэта Некляева: невежество и...
NB!
27.05.17
Американская комедия в 40-е: от бунта до госзаказа
NB!
27.05.17
Подземный дворец коммунизма: Станция «Аэропорт»
NB!
27.05.17
Венесуэла: естественная эволюция или режиссируемая революция?
NB!
27.05.17
«Китаю не нужны корейские «ядерные грибы» у своих границ»
NB!
27.05.17
«Над саммитом НАТО нависала тень Путина»
NB!
27.05.17
The Daily Mail: «Трамп – обреченный на вечный бой»
NB!
27.05.17
Мадуро призвал оппозицию «уйти с улицы и заняться полезным делом»
NB!
26.05.17
Дубль Ярмоленко принес «Динамо» победу над «Шахтером»
NB!
26.05.17
Молдавия: мэра Кишинева Киртоакэ арестовала «рука Москвы»
NB!
26.05.17
Глава Севастополя — горожанам: Не поддавайтесь на провокации!
NB!
26.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 26 мая
NB!
26.05.17
Кому на самом деле принадлежат СМИ Казахстана
NB!
26.05.17
Фантазии чиновника: кому нужен Кембридж, если есть Орловский университет?
NB!
26.05.17
В Израиле прекрасно понимают, что Трамп обречён на фиаско
NB!
26.05.17
В Норвегии у литовки забрали ребёнка за то, что малыш обжегся манной кашей
NB!
26.05.17
Итоги саммита НАТО: Трамп оставил Европу наедине с Путиным
NB!
26.05.17
«Лесная реформа» в Брянске привела к отставкам в правительстве
NB!
26.05.17
Нижний Новгород получил многомиллионный ущерб, а чиновники — условные сроки
NB!
26.05.17
Правозащитники HRW: Спикер парламента Чечни причастен к пыткам геев