Геополитика: "Подул ветер из Африки, набежала волна арабских революций, и молдавский замок рассыпался, превратившись в песок под ногами". Приднестровское урегулирование: "Активизация США может привести к осложнениям в нашем регионе". Конституционная реформа: "Единственным заметным итогом конституционной "санта-барбары" станет смена таблички на кабинете вице-президента ПМР".

Геополитика: "Подул ветер из Африки, набежала волна арабских революций, и молдавский замок рассыпался, превратившись в песок под ногами"

Нелепая идея, неизвестно кому первой пришедшая в голову, добиться объединения Молдавии и Приднестровья путем создания экономической привлекательности правого берега для жителей левобережья, похоже, так и останется нелепицей, пишет "Ольвия-пресс". Ведь изначально она была построена на том, что самую нищую страну Европы из этой самой нищеты вытянут за уши ЕС и США, вбухивая в экономику РМ миллиарды долларов. С самого начала это попахивало авантюрой. С какой это радости Западу из безлюдной пустыни, в которую год от года превращается Молдавия, делать цветущий рай? Тем более, когда у самих забугорных держав дела идут не ахти как из-за глобального финансового кризиса, приведшего к тому, что уже сегодня толпы безработных шатаются по североамериканскому и европейскому континентам в поисках хоть какого-то заработка.

Да, конечно, Западу важно нагадить России, лишив ее стратегически важного рубежа на балканском направлении, а заодно загнав русскоязычное население Приднестровья в насквозь пропитанную русофобией Молдавию, продолжает "Ольвия-пресс". Эта цель на какой-то период даже стала одной из первоочередных во внешней политике Евросоюза, решившего сыграть свою игру на чаяниях России создать систему общеевропейской безопасности. Но случилось непредвиденное. Неожиданно для всех, (впрочем, это всегда бывает неожиданно), весь арабский мир решил взбунтоваться против тирании своих местных царьков. Для Европы эта проблема даже близко не сопоставима с проблемой крошечного Приднестровья, которое тихо и мирного живет, никого не трогая и никому ничем не угрожая. Нестабильность арабского мира чревата такими потрясениями для Европы, да и для других регионов планеты, которые грозят, в лучшем случае, вылиться в крах всей общемировой экономической системы, а в худшем - к началу войны, в которую будут втянуты многие страны мира. Что для западных экономик означает ближневосточная нефть, думается, никому объяснять не нужно, как и то, чем грозит победа радикальных исламистов в большинстве стран арабского мира. Ведь именно они сегодня являются основной движущей силой революций, происходящих в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

С первыми негативными проявлениями, вызванными беспорядками в арабских странах Европа уже столкнулась, пишет "Ольвия-пресс". На ее территорию хлынули толпы беженцев, которым, по сути, больше бежать некуда. Но что еще хуже, Европу очень скоро без ближневосточных нефти и газа может поглотить пучина такого кризиса, по сравнению с которым нынешний кризис будет вспоминаться, как времена процветания. И у Европы, наконец, с глаз слетели шоры. Часть государств Евросоюза осознала, что ЕС, все эти годы занимаясь подпиткой прозападных режимов постсоветского пространства, не туда вбухивал свои деньги. Угроза безопасности Европы исходит отнюдь не от России, Белоруссии и тем более не от крошечных Приднестровья, Абхазии или Южной Осетии. Угроза исходит с Юга, но отнюдь не Востока, наконец, поняли Франция, Испания, Кипр, Греция, Мальта и Словения, и потребовали от Европейского союза снизить уровень кредитования стран постсоветского пространства и сосредоточиться на странах средиземноморского бассейна. В письме, направленном Высокому представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, министры иностранных дел вышеназванных стран отметили, что мощные народные движения, вызванные необходимостью проведения политических, экономических и социальных реформ в Тунисе и Египте, подсказывают необходимость вмешательства Европейского союза принятием конкретных мер по укреплению отношений с южными соседями. При этом к письму был приложен аналитический материал, в котором показывается, что из 21 млрд. евро, зарезервированных для осуществления европейской политики соседства на период 2007-2013 годов, лишь 1,8 евро израсходованы на одного жителя Египта, 7 - Туниса в сравнении с 25 евро для Республики Молдова. В связи с этим шесть европейских держав потребовали перенаправления фондов Евросоюза на развитие стран Северной Африки и Ближнего Востока, а также на создание новых региональных программ по образцу Дунайской стратегии и на увеличение объема кредитов Европейского инвестиционного банка для арабских стран до 2,5 млрд. евро в следующие два года.

Трудно сказать, как отреагирует на эти предложения Совет Европы, и будут ли они приняты к исполнению, но одно ясно уже сейчас - ЕС столкнулся с новой для себя угрозой, не идущей ни в какое сравнение с проблемой взаимоотношений ЕС-Россия и уже тем более с проблемой молдавско-приднестровского урегулирования, продолжает "Ольвия-пресс". В ближайшие месяцы, но, скорее всего, годы, Европе будет ни до Молдавии, ни до Приднестровья. Остановить пришедший в движение арабский мир не так-то и легко, и чем закончится нынешняя волна революций, никто не может сказать заранее. Зато сегодня можно с достаточно большой долей уверенности сказать, что в самое ближайшее время многие программы субсидирования Молдавии будут свернуты. Евросоюзу потребуются все имеющиеся у него средства, чтобы загасить арабский котел, иначе вырвавшийся из него пар способен сварить заживо и саму Европу.

Сегодня уже можно сказать, что мечтам о процветающей за счет западных субсидий Молдавии, суждено так и остаться мечтами, пишет "Ольвия-пресс". Мало того, ее ждет весьма плачевное будущее. Набрав кредитов, эта страна ежегодно вынуждена выплачивать огромные суммы в счет их погашения. Но если до сих пор эти выплаты производились из тех денег, которые с завидным постоянством поступали из-за рубежа, то когда этот поток иссякнет, Кишиневу погасить задолженности будет просто нечем. Молдавия, до этого хватавшая кредиты один за другим, не думая особо о будущем, окажется на грани банкротства, так как получаемые ею от Запада деньги практически не инвестировались в реальный сектор экономики, а тупо "проедались".

В этих условиях прекращение Европой финансирования Молдавии приведет к тому, что эта страна окажется на грани экономического коллапса, продолжает "Ольвия-пресс". Самое нищее государство Европы превратится в безжизненную пустыню, из которой сбегут даже пенсионеры и люди предпенсионного возраста, которые, кстати, уже сегодня не прочь получить приднестровское гражданство ради более высоких пенсий, гарантированной социальной защиты, а также более низкого возрастного порога при выходе на пенсию.

Вот и выходит, что все рассуждения о том, что объединение Молдавии и Приднестровья станет возможным, когда уровень жизни на правом берегу Днестра станет выше, - не более, чем песочный замок, пишет "Ольвия-пресс". Подул ветер из Африки, набежала волна арабских революций, и замок рассыпался, превратившись в песок под ногами. Впрочем, этого следовало ожидать с самого начала. Даже если бы арабский мир не восстал против тирании, нельзя создать процветающего государства на чужих кредитах и субсидиях. Для этого нужно трудиться денно и нощно, а не сидеть и ждать у разбитого корыта, когда кто-то в очередной раз облагодетельствует, отстегнув с барского плеча миллион-другой. Но разбалованные подачками молдавские власти давно разучились работать. Быть нахлебниками куда проще, подводит итог агентство.

Приднестровское урегулирование: "Активизация США может привести к осложнениям в нашем регионе"

Приднестровью, видимо, нужно привыкать к тому, что в начале каждого года резко возрастает активность кого-то из внешних участников переговорного процесса, пишет "Приднестровье". В прошлом году это был Евросоюз, а в этом - США. Честно говоря, какого-то глобального оживления американцев уже давно никто не ждал. Все, конечно, знали, что США "держат руку на пульсе", молдавско-приднестровское урегулирование от их всевидящего ока не ускользает, но при этом всем казалось, что они действуют главным образом через ОБСЕ. Как шутили эксперты, нефти в регионе нет, и потому госдепартамент не распыляется.

Но теперь, похоже, что-то начинает происходить, продолжает "Приднестровье". "Первой ласточкой" стал доклад "Поставит ли Россия точку в последнем замороженном конфликте в Восточной Европе?", подготовленный под руководством американского сенатора Ричарда Лугара и увидевший свет 8 февраля. Некоторые подумали: появился доклад, и ладно. Но потом ситуацию в регионе прокомментировал председатель комитета США по проблемам НАТО Брюс Джексон, отметивший, что Молдавия для продвижения к Европе должна выбрать президента и иметь стабильное правительство. Затем уже госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что она поддерживает усилия ОБСЕ по возобновлению переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия и Украина - гаранты, ОБСЕ - посредник, ЕС и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Наконец, 17 февраля появилась новость о том, что 11 марта Молдавию посетит вице-президент США Джозеф Байден. После этого стало понятно, что доклад Лугара не был случайностью.

Стоит обратить внимание на то, что эксперты называют Ричарда Лугара индикатором отношений США со многими странами, пишет "Приднестровье". Его одобрение или критика во многом означают программу действий Соединенных Штатов. И если он сегодня говорит, что нужно развивать отношения с Молдавией, что Молдавия является "регионом, имеющим первостепенную важность для американской внешней политики", то это значит, что США обратили на Кишинев определенное внимание. Еще Ричард Лугар - большой специалист по проблеме вооружений в странах бывшего СССР. Именно он в начале 90-х был инициатором того, чтобы оказать России и другим постсоветским государствам помощь в уничтожении и безопасном складировании оружия массового поражения. С тех пор Пентагон регулярно выделяет на это деньги.

В мае 2008 года Ричард Лугар, кстати, вместе с упоминавшимся уже Джозефом Байденом, который тогда был председателем сенатского комитета по иностранным делам, выступил с заявлением, где призвал США и НАТО к "дипломатическому контрнаступлению" против России вокруг ситуации с Грузией, Абхазией и Южной Осетией, продолжает "Приднестровье". Мы помним, чем через три месяца окончилось это "контрнаступление", получившееся совсем не "дипломатическим". Если кто-то подумает, что Ричард Лугар сегодня впервые заинтересовался Молдавией и Приднестровьем, то это не так. Еще в декабре 2008 года в интервью радиостанции "Эхо Москвы" американский сенатор упоминал о "Транснистрии", то есть о Приднестровье, и проводил параллели с кавказскими республиками. Ситуация была в поле зрения, и вот сейчас, когда намечается визит вице-президента Джозефа Байдена в Молдавию, наступило время обнародовать доклад. Американцы привычным образом подготовили информационный фон. Но на сей раз они сделали это несколько серьезнее, чем раньше.

Если говорить о содержании доклада группы Ричарда Лугара, то оно типично для вашингтонской дипломатии и достаточно бесхитростно, пишет "Приднестровье". В документе нет ничего нового. Эксперты обращают внимание на ошибки доклада и списывают это на американскую поверхностность. Некоторые неточности в докладе указывают на то, что тонкости ситуации в регионе американцев не особенно интересуют. Их интересует одно - вывод российских войск. В этом, собственно, почти все содержание доклада. Нужно отметить, что вопрос нахождения в регионе российских войск всегда был ключевым для США, и в этом плане их политика остается очень консервативной и неизменной на протяжении всех последних лет. Вывод войск - это первое, о чем говорят американские дипломаты любого ранга в Молдавии. Говорят об этом с подачи США и власти самой Молдавии. И речь идет о выводе не только ОГРВ, но и российских миротворцев, которых, по мнению Ричарда Лугара, должна заменить международная гражданская миссия. Лугар также предлагает профинансировать вывоз (или уничтожение) российских боеприпасов в Приднестровье. Наверное, доклад не мог без этого обойтись: вооружения, напомним, - одна из главных "специальностей" американского сенатора.

Конечно, прочитав доклад Лугара, никто не бросится выводить войска, сворачивать миротворческую операцию и так далее, продолжает "Приднестровье". Но все же возможная активизация США может привести к осложнениям в нашем регионе. Американцы всегда делают большую ставку на силу, они довольно пренебрежительно относятся к правам местных жителей, если реализация этих прав противоречит политике США. Думается, примеры приводить не надо. Применительно к Молдавии ставка на силу будет означать дальнейшее втягивание Кишинева в программы сотрудничества с НАТО, перевооружение и реформу национальной армии, развитие ненужного Молдавии военно-промышленного комплекса. Правительство РМ, кстати, обо всем этом уже заявило.

Американцы почти наверняка окажутся сторонниками крайне консервативных идей в молдавско-приднестровском урегулировании, пишет "Приднестровье". Известно, что они выступают даже против федерализации Молдавии, не говоря уже о чем-то большем. Кроме того, США не в последнюю очередь поощряют Румынию расширять свое влияние не только на Молдавию, но и на молдавско-приднестровский конфликт. Нынешнее оживление Вашингтона может быть связано и с теми предложениями по урегулированию, которые Москва передала Евросоюзу в прошлом году. Видные американские политики, появившиеся на горизонте, наверняка будут убеждать Молдавию, чтобы она не принимала ничего похожего на российский "План Козака".

"Сегодняшнее поведение Вашингтона продиктовано стремлением парализовать возможность выдвижения совместных инициатив со стороны России, Украины и Приднестровья в построении общей линии урегулирования молдавско-приднестровского конфликта". Об этом информационному агентству "Ольвия-пресс" заявил директор Института стран СНГ, депутат Государственной думы Российской Федерации Константин Затулин. Он считает, что "такого рода пробные шары", как обнародованный доклад американского сенатора Ричарда Лугара под названием "Поставит ли Россия точку в последнем замороженном конфликте в Восточной Европе?", продиктованы желанием США переориентировать политические элиты вовлеченных в конфликт сторон в интересах влиятельных кругов американского сената. "Для России доклад Лугара - это лишнее напоминание о том, что Америка ничему не научилась, да и не хочет учиться, продолжая выстраивать свою политику с позиции силы и давления. По сути, Конгресс США не предложил ничего нового, - сказал Затулин. - Представители комиссии по внешним отношениям Конгресса США продолжают настаивать на смене миротворческого формата в Приднестровье и превращении его в международную гражданскую миссию".

По мнению директора Института стран СНГ, численность российских миротворческих сил в буферной зоне и без того чрезмерно сокращена, продолжает "Приднестровье". Напомним, после подписания Молдавией и Приднестровьем Одесских соглашений о мерах доверия и развитии контактов от 20 марта 1998 года, численность российских батальонов МС была сокращена до 500 человек. На сегодняшний день эта цифра не изменилась. Константин Затулин выразил уверенность в том, что само присутствие даже одного российского миротворца в Зоне безопасности выступает в качестве дисциплинирующего фактора для участников конфликта - Молдавии и Приднестровья. Но если наличие российских миротворцев до сих пор (а это более 19 лет) гарантировало своим присутствием мир на обоих берегах Днестра, то какую цель преследуют сегодня США, требуя от России вывода российских МС с территории Приднестровья? "Цель Запада - в содействии продвижению влияния США и их союзников на Восток, обретение ключей к разрешению молдавско-приднестровского конфликта, и замещение миротворческих сил России на посредничество западных государств", - считает российский эксперт. Вашингтон в своих действиях словно придерживается некой аксиомы, в соответствии с которой американской державе не принято возражать, когда она чего-то хочет. Бесспорно, это правило распространяется и на желание США повысить свой статус в переговорном процессе по молдавско-приднестровскому урегулированию. "И Приднестровье, и отдельные политические круги Молдавии не одобряют подобную активность Запада в вопросе смены переговорного формата", - отметил Константин Затулин. "Достаточно вспомнить августовские события 2008 года, когда посредничество США в грузино-югоосетинском конфликте привело к военной агрессии Грузии против югоосетинского народа".

Российский эксперт также напомнил, чтобы разрешить грузино-югоосетинский конфликт, потребовались усилия и помощь не США, а президента Франции Николя Саркози, пишет "Приднестровье". Именно подписанный 12 августа 2008 года президентами России и Франции План Медведева-Саркози и был положен в основу мирного урегулирования грузино-югоосетинского конфликта. "Августовские события 2008 года в Южной Осетии и Грузии стали результатом неуемного желания США выступать в качестве посредника там, где они никогда не были и плохо разбираются в сути конфликта, - убежден Затулин. - Поэтому, если Приднестровье не хочет повторить судьбу Южной Осетии, оно не пойдет на поводу у идеи поглощения страной, которая не предлагает им никаких гарантий". Он также обратил внимание на то, что "по отношению к молдавско-приднестровскому конфликту прослеживается лишь усложнение ситуации между конфликтующими сторонами и удлинение переговорного процесса. "Вместо того, чтобы выполнять возложенные на наблюдателей функции, они лишь конкурируют между собой", - сказал Константин Затулин. Яркий пример тому - срыв Меморандума Козака, который, по мнению Затулина, "полностью лежит на совести Запада и молдавского руководства". "Достаточно одного такого случая, чтобы судить о подлинных мотивах их посредничества", - подчеркнул российский эксперт. "Приднестровская Молдавская Республика имеет все атрибуты государственности, кроме международного признания. Поэтому Приднестровью необходимо продолжать курс, взятый еще 20 лет назад - курс на независимость и отстаивание права на полноценные переговоры. Ведь все желания Вашингтона, в конечном счете, упираются в сущность конфликта и степень доверия между Молдавией и Приднестровьем", - подытожил российский эксперт.

Течет река Лета, пишет "Новая Газета". Вот уже больше 20 лет она омывает своими струями то, что сложилось на берегах Днестра. Есть Молдавия - государство, которое объявило о своей независимости и суверенитете в начале 90-х, сразу после августовского путча в СССР, и есть ПМР - де-факто государство со всеми атрибутами, заявившее о суверенитете и независимости после неудачной для Кишинева попытки решить проблему с непокорным регионом силовым путем.

Если кто-то думает, что успех Приднестровья в том, что оно все время поддерживалось Москвой, то он глубоко ошибается, продолжает "Новая Газета". В вооруженном конфликте регион выстоял скорее вопреки, чем благодаря поддержке Кремля. Есть информация, что именно Борис Ельцин дал отмашку неуверенному, и вечно твердящему "вряу се зика" (молд. "я хочу сказать" - прим. ИА REGNUM), Мирче Снегуру на использование силового решения. Во время одного из разговоров, где молдавский лидер жаловался на неуступчивых сепаратистов, якобы Ельцин спросил: три дня тебе хватит навести порядок? Вот и рванулись... Правды теперь не узнать. Однако существует предубеждение, особенно сильное в молдавской стороне, что Приднестровье выстояло благодаря российским войскам. И это сильно притянуто за уши. 14-я армия не являлась развернутой. Это были огромные склады вооружения и техники. Для разворачивания ее в боевую готовность людей призывали из Тирасполя, Бендер и так далее. Те, кто служили непосредственно в ней, прорастали корнями в этих городах. Ведь раньше здесь считалось идеальным местом для того, чтобы купить домик или квартиру, и прожить оставшиеся дни на пенсии. А теперь представьте, что командующий этой армии получает телеграмму не вмешиваться в конфликт, ни под каким соусом, так что делать остальным? Брать оружие и защищаться, благо примеров тому, что это надо делать, было множество.

А кто забыл, можно напомнить, как в начале 2000-х Москва дала приказ провести секретную операцию "Двина", с целью устранения Игоря Смирнова, пишет "Новая Газета". Правда, тут же из-за просочившейся информации дали отбой, но факт есть факт - хотели. Может быть, тогда и вспомнят любители истории, как Приднестровье заявило о своей любви к ближайшему соседу - Украине. Правда, теперь мы любим Россию. За ее деньги и газ. Как бы там ни было - имеем то, что имеем.

В Кишиневе и Тирасполе побывал с официальными визитами новый председатель ОБСЕ министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис, продолжает "Новая Газета". Как и его предшественники, он констатировал, что конфликт не имеет каких-либо этнических и конфессиональных корней. Но если нет этих долгоиграющих корней, то почему так долго длится конфликт? В том-то и дело, что здесь, как в коктейле замешаны несколько составляющих, которые в отдельности очень легко решаются, но если они вместе, то представляют собой гремучую долгоиграющую смесь. Люди, живущие в Приднестровье, и не только в ПМР, но и те, кто живут в Молдавии, вполне осознают, что иногда небольшая кучка политиков, может изменить судьбу народа, не спрашивая об этом народ. Есть у большой части молдавской интеллигенции желание проснуться в Румынии. Они считают, что Молдавия - искусственное образование, поэтому пакт Риббентропа-Молотова разрезал их страну - Румынию. Они будут всегда хотеть соединиться с "матерью-родиной" и делать все для этого. Естественно, что такие стремления вряд ли подходят тем, кто считает себя молдаванами и видит Молдавию независимой. А таких, как показывают барометры опросов, гораздо больше, чем первых. Но от них не всегда что-то зависит в этой жизни. Поэтому естественным выглядит нежелание людей Приднестровья, задрав штаны бежать в Европу через Бухарест.

Далее - права человека, пишет "Новая Газета". Кто-то усмехнется, прочитав это, но именно с этого начиналось. Что бы ни говорили: Закон о функционировании языков, его механизмы внедрения, аресты несогласных, погромы и насилие - это все части картины того времени, когда права человека в Молдавии нарушались.

Экономическая самостоятельность - этого хотел директорский корпус, являвшейся главной силой в Приднестровье, продолжает "Новая Газета". Хотя наверху были забасткомы, рабочие комитеты, ОСТК и прочие организации. На первом съезде депутатов всех уровней в Парканах именно об этом и было заявлено. Промышленный потенциал и сельское хозяйство региона имело такие уровни, что не зря спикер приднестровского парламента Григорий Маракуца заявил, что мы построим маленькую Швейцарию. Правда, он, наверное, не догадывался, что это произойдет, только не для всех, а для избранных. Сегодня эта часть отношений - главная в переговорном процессе. Весь приднестровский бизнес лежит через ворота Украины. Контрабанда, которая была, и, думается, есть (как же без нее непризнанному государству?), сделала приднестровскую верхушку богатой. Именно с бизнеса стала разлагаться региональная, и не только исполнительная, власть. Если смотреть на происходящие процессы внутри ПМР через эту призму, то станет ясно, что идет борьба за баланс между ведущими приднестровскими силами - партией "Обновление" (читай - "Шериф") и президентскими структурами. Речь о серьезных политических трансформациях в ПМР не идет. Речь идет о том, как обезопасить бизнес или поиметь его. В таких условиях регистрация экономических агентов в Кишиневе - удобный повод для молдавской стороны держать руку на пульсе приднестровской экономики и заставляет Тирасполь договариваться о совместных условиях в бизнесе (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, результатом которых стала экономическая блокада Приднестровской Молдавской Республики. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению Rабинета министров Украины, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней - прим. ИА REGNUM). А то, что подобное есть, никто не сомневается. Почему бы не использовать смутные переговорные времена для того, чтобы заработать лишние миллионы?

Молодежь... Немаловажная часть происходящего и то, что может произойти с ее участием, пишет "Новая Газета". Молдавская - смотрит в сторону Европы. Добавьте к этому громадное число обучающихся в Румынии. Приднестровская больше ориентирована на восточное направление и воспитывается в массе своей как в независимом государстве, пропаганда которого построена на том, что ПМР никогда не будет вместе с Молдавией - страной-агрессором. Уровень политического и аналитического образования у нее ниже того, что было у сверстников в начале 90-х. А ведь именно они будут, как хотят политконструкторы переговорного процесса, жить и строить совместно. Это только часть того, что создает неповторимый коктейль молдавско-приднестровского конфликта. Молдавия и Приднестровье развиваются по параллельным пространствам, которые, даже по теории Лобачевского, сегодня не пересекаются, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах (т.е. без Приднестровья), а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Киевской Руси, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Конституционная реформа: "Единственным заметным итогом конституционной "санта-барбары" станет смена таблички на кабинете вице-президента ПМР"

18 февраля в Верховном Совете прошли парламентские слушания по обсуждению проекта конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в конституцию ПМР", пишет "Правда Приднестровья". Заседание проходило более четырех часов, и за это время обсуждаемый проект конституционной реформы получил множество критических отзывов. Прежде всего, выяснилось, что предложенный проект изменений в конституцию не устраивает даже его разработчиков. Странно звучит, но согласительная комиссия, состоящая из представителей трех ветвей власти, за год своей работы так и не пришла к согласию относительно ряда положений проекта. В таких условиях, когда даже между авторами законопроекта остались недомолвки, трудно было ожидать положительных отзывов на него от приглашенных - представителей политических и общественных организаций.

Выступающие высказали огромное количество нареканий относительно поверхностного характера предлагаемых изменений, продолжает "Правда Приднестровья". Многие подчеркивали, что, в то время как Приднестровье находится на краю пропасти, когда республика нуждается в кардинальном реформировании системы управления, нам предлагают лишь освежить фасад и этим ограничиться. Именно такую позицию занял выступивший со вступительным словом на заседании соавтор законопроекта депутат Верховного Совета Владимир Боднар. Он считает, что действующая в ПМР с 2000 года президентская форма правления пересмотру не подлежит, т.к., по его мнению, подобные изменения угрожали бы самим устоям нашей государственности. Данную точку зрения поддержал и, фактически, довел до абсурда председатель общественной палаты ПМР Валерий Пышнограев. По его словам, важнейшим разделом, требующим первостепенного принятия, является введение института правительства. Остальные разделы, как сказал Пышнограев, "не горят" и подлежат "детальному обсуждению" (читай "забалтыванию").

С такой странной позицией не согласились многие участники слушаний, пишет "Правда Приднестровья". Ряд депутатов ВС, представителей политических партий и общественных организаций, потребовали возвратить в Основной закон норму об ограничении по срокам президентства. По их мнению, именно в гарантированной сменяемости властной элиты лежит ключ к преодолению проблем Приднестровья, связанных с застойно-кризисным характером нашей экономики. Кроме того, значительная часть выступавших заявили о необходимости избирательной реформы и перехода к выборам по партийным спискам. Нынешняя система выборов подменяет принцип состязательности идей конкуренцией кошельков "независимых кандидатов".

Затрагивались в ходе обсуждения и другие вопросы, высказывалось много предложений, не вызвавших принципиальных разногласий, продолжает "Правда Приднестровья". По итогам заседания присутствующие пришли к выводу, что для модернизации Основного закона назрели объективные предпосылки. Однако, как показали слушания, общественность Приднестровья не устраивает тот ограниченный проект изменений в конституцию, который сегодня представлен на рассмотрение Верховному Совету. Приднестровцы ждут реальных перемен. А прислушаются ли наши парламентарии к голосу гражданского общества, покажет время.

Так или иначе, несмотря на декларируемую гармонизацию приднестровского законодательства с российским, в новый проект конституционной реформы, как и в предыдущие, не были включены такие важные нормы, как ограничение сроков президентства одного и того же человека, выборы глав госадминистраций, а также изменение дискредитировавшей себя мажоритарной системы выборов в представительные органы власти в ПМР, пишет "Правда Приднестровья". Это позволяет сделать вывод, что во главу угла при разработке поправок в конституцию были поставлены не какие-то возвышенные интересы "гармонизации" и "демократизации", а вполне банальный передел полномочий при достаточно условном изменении структуры органов управления государством. Есть подозрение, что единственным значимым и заметным итогом этой конституционной "санта-барбары" станет смена таблички на кабинете вице-президента ПМР. По новой конституции там уже будет заседать глава правительства. Но не исключено, что даже фамилия хозяина кабинета при этом не изменится, подводит итог издание.

На прошлой неделе парламентский комитет по государственному строительству провел слушания в Верховном Совете по конституционным изменениям, пишут "Профсоюзные вести". Что же предлагается законопроектом? Прежде всего - введение института правительства и должности его председателя, руководителя. По мнению разработчиков законопроекта, правительство во главе с опытным менеджером и должно заниматься вопросами государственного строительства и управления, развития экономики. Сегодня эта обязанность возложена на кабинет министров во главе с президентом, но такая схема себя не совсем оправдывает. Получается, что президент должен заслушивать сам себя, как главу кабинета министров, и в случае ошибок и промахов в управлении сам же себя наказывать. "Глава республики, прежде всего, должен решать политические вопросы, а не хозяйственные", - убежден парламентарий Анатолий Белитченко.

Не обошлись слушания без обсуждения вопроса о сроках полномочий президента, продолжают "Профсоюзные вести". В проекте, предложенном конституционной комиссией, этот момент вообще не затронут, однако участники собрания сочли возможным его обсудить. На этот счет звучали различные мнения - кто-то согласен с комиссией ("сегодня, когда признание республики еще не достигнуто, не время раскачивать лодку этим вопросом"), кто-то полагает, что "непризнанность здесь не причем и ради демократических принципов этот вопрос должен быть урегулирован"). "За" ограничение срока пребывания на президентском посту высказались Анатолий Белитченко, Олег Хоржан, Николай Бучацкий (они предложили ввести конституционную норму, ограничивающую пребывание на посту главы республики двумя сроками), а Евгений Шевчук и вовсе предложил одним сроком. Кроме этого, он предложил не "гнать лошадей", отложить на время "перекраивание" основного закона с тем, чтобы эффективно его доработать. Поскольку, по его мнению, предлагаемый проект носит форму "косметического ремонта", а менять конституцию надо кардинально, и лучше один раз "хорошо изменить, чем потом частями вносить изменения и еще пять лет писать законы под конституцию".

В родном крае наметились перемены, пишет "Новая Газета". Что они несут простому обывателю, озабоченному всего лишь одной проблемой - выжить? Главная новость дня это, конечно, грядущие изменения основного закона ПМР - конституции. Идет драка за властные полномочия, а не за баланс власти. Кардинальных изменений не предлагается. Власть остается по-прежнему: фактически президентская республика, где 99% жизненно важных решений принимает президент и его команда. Наверное, поэтому число поступивших пока предложений крайне мало: всего 13. Да и они в основном касаются ограничения сроков выборности президента и выборов народом глав администраций.

В проекте делается попытка урезать часть полномочий исполнительной власти, продолжает "Новая Газета". Но даже эти изменения вызвали протесты у карманных общественных организаций, которые грозят своим действом. В коридорах парламента ходят слухи, что президентская рать готовит свой новый вариант изменений в конституцию.

18 февраля в сессионном зале Верховного Совета ПМР состоялись парламентские слушания по вопросу "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР", пишет "Человек и его права". Конституционная реформа назрела давно. Растет дефицит бюджета. Снижается уровень жизни населения. В этих условиях необходимо ввести институт правительства, как самостоятельного органа исполнительной власти. Вместо непонятного института вице-президента. Даже сам Игорь Николаевич Смирнов никак не может придумать, чем же занять своего вице. А вице, на беду нашу, ещё и с инициативой попался. Уйдет в прошлое и мертворожденный, ничего самостоятельно не решающий кабинет министров ПМР. Своего рода "Клуб министров". Даже вспомнить о нём будет нечего.

Первым слово было предоставлено одному из самых активных участников подготовки текста поправок депутату-ветерану Владимиру Лукичу Боднару, продолжает "Человек и его права". Он, в первую очередь, подчеркнул, что ПМР - президентская республика. И, вероятно, уже одно это обстоятельство должно сделать нас самыми счастливыми. Далее слово было предоставлено представителю президента, министру юстиции Степанову Сергею Михайловичу. Он ещё отчаяннее влюблен в предлагаемые поправки. Президент наконец-то будет арбитром между ветвями власти. Кого хочу - казню, кого хочу - милую. И ни за что ни перед кем не отвечаю. Над ним только небо. Очень даже удобная позиция. Президент представляет республику за рубежом и внутри ПМР. Раньше этого в конституции не было. И каждый из нас на своем уровне мог её представлять. Теперь после введения этого положения - Он и только Он. Ещё Сергей Михайлович предложил в конституции записать положение, в соответствии с которым у нашего государства будут два равнозначных названия "Приднестровская Молдавская Республика" и "Приднестровье"... Но зачем?.. Вероятно, это первый этап к вытеснению из названия государства слова "Молдавская", которое так раздражает некоторых в окружении президента. Но можно ли считать два названия равнозначными?.. Полное название несет информацию о месте нахождения, политическом устройстве и национальности граждан, представляющих самую многочисленную диаспору (по данным переписи населения, проведенной в ноябре 2004 года, в Приднестровье живут более 177 тыс. молдаван (31,9%), более 168 тыс. русских (30,4%) и более 160 тыс. украинцев (28,8%) - прим. ИА REGNUM). В 2003 году предлагалось рассмотреть вопрос о том, чтобы со временем переименовать ПМР в Приднестровскую Славяно-Молдавскую республику. Таким образом превратить свыше 90% граждан в представителей титульной нации. Как известно, титульной нацией считается та, которая дала название республике...

Изменения в Основной закон назрели очень остро и давно, пишет "Человек и его права". Нужно срочно что-то менять. И, в первую очередь, в области экономики. Сегодня Молдавия на последнем месте в мире по уровню жизни. Приднестровье - на самом последнем. Особенно если вычесть российскую помощь. Предлагаемые изменения и дополнения в конституцию ничего в этом плане не меняют. Все тот же президент Игорь Николаевич Смирнов назначает премьер-министра. Вернее, предлагает его на утверждение Верховному Совету. Если депутаты не соглашаются, ещё раз предлагает, потом в третий. Не согласятся в третий раз, разгонит Верховный Совет к чертовой матери. Он же (И. Н. Смирнов) подбирает министров. И он же, естественно, (а кто же ещё?) диктует экономическую политику. Ту самую политику, которая привела нас на позорное последнее место в Европе по уровню жизни.

А если уж гармонизировать законодательство с российским, следует, в первую очередь, ввести норму об ограничении сроков пребывания одного и того же лица в должности президента - не более двух сроков подряд, продолжает "Человек и его права". Мы видим, что происходит в странах Северной Африки и Ближнего Востока, где президенты пересидели. Нам не нужны подобные потрясения. Мы их просто не выдержим. И можем потерять самое дорогое - Приднестровскую Молдавскую Республику.

На слушаниях столкнулись два мнения, пишет "Человек и его права". Одни считают, что пора укрепить республику большим доверием населению. Как это происходит во всех демократических цивилизованных странах. Другие тоже хотели бы укрепления республики, но посредством придания Смирнову новых полномочий насилия по отношению к населению. Как это было в добром старом средневековье и сейчас с успехом практикуется в странах жаркой экваториальной Африки и в некоторых индейских племенах на тропических берегах Амазонки. Там нет этих вшивых демократий и зачуханных прав человека. Чуть что не так, вождь тебе хрясь по башке дубиной и на костер тебя. И все вокруг костра пляшут, вождя славят. А потом вождю - самые вкусные куски твоего мяса. И это великая честь! Он и череп твой обглодает тщательно, чтобы ещё мудрее стать. А все для чего?.. Чтобы каждый на своей земле, на своем языке... И так далее.

В спорах о конституционной реформе точку поставили... тираспольские электросети, продолжает "Человек и его права". Во всем здании погас свет, запахло горелой электропроводкой. В заключение в кромешной тьме Галина Михайловна Антюфеева зачитала решение, в котором значилось: принять во внимание прозвучавшие предложения и замечания. Дай-то Бог! Сложилось впечатление, что республика наша подошла к черте, когда низы не хотят, а верхи не могут. Наилучшим выходом из системного кризиса, в котором оказалась республика, была бы добровольная отставка Игоря Николаевича Смирнова и всей его несправившейся команды. Причем не следует дожидаться, когда истечет срок полномочий И.Н. Смирнова. Каждый месяц пребывания у власти команды нынешнего президента стоит неисчислимых бед и страданий народу Приднестровья. Хватит! - подводит итог издание.