Деньги нужно вкладывать в повышение квалификации педагогов: интервью с министром образования Челябинской области
Челябинская область, 24 февраля, 2011, 16:48 — ИА Регнум. Школам нужно научиться грамотно расходовать деньги, педагогам - повышать квалификацию, для дошкольников открывать детские сады, а старшеклассникам создать комплексную систему профильного обучения. О сегодняшних приоритетах, задачах и планах в системе образования Челябинской области корреспонденту ИА REGNUM рассказал министр образования региона
ИА REGNUM: Не подкосила ли в этом году эпидемия гриппа и ОРВИ образовательный процесс?
У нас, к сожалению, грипп и респираторные заболевания уже стали достаточно регулярным явлением, поэтому мы к ним готовы. В прошлом году из-за морозов и карантина вылетело гораздо больше учебного времени, чем в текущем. Сейчас школы каких-то особых проблем не испытывают. Кроме того, значительная часть школ оснащена средствами доступа к интернету, а ученики имеют доступ в сеть дома (по Челябинску эта цифра составляет около 75%). Поэтому возможно дистанционное обучение, когда учителя выкладывают домашние задания на сайтах школ или на других электронных ресурсах, а дети их выполняют. Это конечно эрзац замещения нормального обучения, но, тем не менее, это позволяет нам отставать не сильно от освоения учебной программы.
ИА REGNUM: Будут ли в связи с эпидемией какие-то корректировки каникул у школьников региона или изменения в учебных программах?
Там, где отставание неизбежно, происходит корректировка учебных планов, потому что в них изначально заложены допуски в объеме примерно 5% времени на форс-мажорные обстоятельства. Этот допуск можно использовать, чтобы нагнать какие-либо темы. В этом году у нас к счастью нет таких ситуаций, когда потребуется увеличивать четверть или сокращать каникулы.
ИА REGNUM: Общественность бурно обсуждает проект введения новых государственных образовательных стандартов для старшей школы. Какое мнение об изменениях в системе образования и обсуждаемом законопроекте сложилось у вас?
Нужно всем понимать, что процесс смены стандартов неизбежен. Во-первых, по формальным причинам, потому что в законе у нас прописана смена стандартов каждые десять лет. Во-вторых, жизнь меняется, и естественно те изменения, которые происходят в жизни, должны находить свое отражение и в образовательных стандартах. Бессмысленно сегодня учить детей тому, что было заложено в стандартах 10, 15, 20 лет назад.
Что касается качества стандартов, которые сейчас обсуждаются, то в целом его я оцениваю достаточно высоко. Но это качество, к сожалению, (и разработчики это признали) было изложено достаточно наукообразным языком, и, конечно же, для общественности многие вещи были непонятны. Я надеюсь, что сейчас после соответствующей доработки все-таки отношение к новым стандартам будет иное.
По сути дела, в новых стандартах старшей школы закрепляются те достижения, которые были продемонстрированы на протяжении последний четырех-пяти лет экспериментальными школами Российской Федерации (в том числе Челябинской области), которые отрабатывали вопросы профильного обучения. Мы сейчас уже привыкли к тому, что у нас в половине школ Челябинска есть так называемые профильные классы, и к этому все спокойно относятся. По сути дела, сейчас предлагается в законе закрепить, примерно, то же самое - то есть старшая школа должна стать профильной, и ребенок должен иметь возможность выбирать те дисциплины, к которым у него душа лежит. Поэтому, во-первых, разработчики стандартов опираются на экспериментальный опыт российских же школ. Во-вторых, они просто идут навстречу пожеланиям общественности.
Здесь еще такой момент очень важен. Думаю, никто из педагогов не будет спорить, что от множества предметов, которые преподаются по одному-два часа в неделю, никакого толка нет. Поэтому и ведется речь об укрупнении этих предметных областей. Ведь одна из главных задач школы, о которой мы забываем, не отбить у ребенка интерес к познанию. У нас немало примеров, когда мы, нагружая ребенка нужным и ненужным предметным материалом, просто отбиваем у него все желание учиться на последующие годы. Поэтому один из важных моментов, который достигается новыми стандартами, не отбивать у старшеклассника желание дальше учиться.
ИА REGNUM: Представляет ли внедрение новых образовательных стандартов для старшей и младшей школы какие-либо трудности для региона?
Начальная школа в Челябинской области уже три года работает по новым стандартам. Другое дело, что это было в экспериментальном режиме: для всей страны в штатном режиме это будет только с 1 сентября 2011 года. Естественно, зная об этих сроках, мы предприняли соответствующие усилия по обеспечению образовательного процесса учебной литературой и подготовке и переподготовке учителей. И здесь мы особых проблем не испытываем, потому что уже три года совершенствуем квалификацию учителей.
ИА REGNUM: Есть ли необходимость дополнительного финансирования школ при переходе на новые стандарты?
Есть вопрос, связанный с финансовым обеспечением, так называемой, внеурочной деятельности школьников, потому что одним из принципиальных моментов новых стандартов является создание школы продленного дня, когда помимо 20-36 часов учебной нагрузки предполагается еще и десятичасовая обязательная внеаудиторная нагрузка школьника. И очень важно, что и учебная, и внеучебная нагрузка ребенка объединяются таким общим понятием, как образовательная программа, включающая в себя учебный план (уроки) и эту внеучебную составляющую. Задача администраций образовательных учреждений так выстроить взаимоотношения между педагогами, которые занимаются учебной и внеучебной деятельностью, чтобы переход был плавным и согласованным.
По поводу финансирования дополнительных занятий государство, к сожалению, пока, на мой взгляд, заняло выжидательную позицию, немножко размытую. Мы, честно говоря, надеялись на то, что в федеральных требованиях к организации образовательного процесса по новым стандартам будет черным по белому написано, что ребенок должен столько-то часов заниматься вот этим, столько вот этим, что давало бы нам возможность обращаться к финансовым органам с просьбой об увеличении финансирования. Потому что там, где занятия с ребенком организуются на базе школы и силами педагогов школы, естественно потребуются дополнительные ассигнования. Вопрос такой поставлен и посчитан - нам потребуется на 2011 год около 180 млн рублей.
ИА REGNUM: А какова ситуация в регионе с переходом на новую систему оплаты труда?
В целом ситуация развивается предсказуемо. Я изначально предполагал определенное недовольство со стороны ряда учителей и непедагогических сотрудников образовательных учреждений, потому что отраслевая система предполагает дифференциацию в оплате в зависимости от количественного и качественного вклада педагога в общее дело. Единая тарифная сетка, которая была введена в стране с 1992 года, позволяла унифицировать зарплату бюджетников. Сейчас же идет отход от своеобразной уравниловки, которая была в эпоху ЕТС. Это переживается болезненно. У кого-то зарплата выросла (таких немного), у большинства осталась на прежнем уровне, а у кого-то может даже и упала. Ситуацию усугубляет то, что на местах не очень грамотно порой сработали и специалисты органов управления образования, и директора образовательных учреждений, не обсудив новую систему оплаты труда с людьми. Министерство недаром инициировало съезд директоров школ Челябинской области. Я предполагал, что вопрос будет очень острым, потому что зарплата - всегда очень острый вопрос. Мы посчитали, что нужно это с людьми обсудить: обрисовать ситуацию, которая складывается в тех территориях, которые перешли на отраслевую систему, для того, чтобы те, кто только переходит, могли избежать ошибок.
По итогам предварительного мониторинга мы увидели, что есть территории, которые грамотно сработали, а есть территории, которые не очень хорошо себя показали, и усугубили ситуацию тем, что подняли зарплаты достаточно существенно администраторам. К счастью, таких немного, но они есть. Мы рассчитываем на поддержку муниципальных органов управления образования, которые должны более внимательно подходить к тому, что они утверждают и подписывают. Потому что когда мы слышим от педагогов, что у них зарплата не изменилась, а у директоров выросла в разы, это неправильно. Один из принципов отраслевой системы - зарплата руководителя зависит от зарплаты педагогов. Здесь надо внимательно действовать муниципалитетам, и не манкировать своим правом регулировать зарплату руководителей.
ИА REGNUM: Остались ли претензии у снежинских учителей?
Наверняка какие-то возмущения остались, хотя там очень грамотный руководитель муниципального управления образования, и ему удалось добиться той ситуации, что зарплата педагогов Снежинска сейчас примерно сопоставима со средней зарплатой по области - около 17 тысяч рублей. Волнения были вызваны тем, что на градообразующем предприятии достаточно серьезно подняли зарплату работникам. И мало ли, что у бюджетников в запретках зарплата существенно выше, чем в соседнем муниципалитете - плохо, что она ниже, чем на градообразующем заводе. Вообще Снежинск и Озерск у нас сейчас самые высокооплачиваемые территории в системе образования области.
Кстати для повышения зарплаты педагогам некоторые территории, в том числе Магнитогорск, провели очень грамотные оптимизационные мероприятия. У нас в системе образования много работников, а когда сюда еще добавляется армия технических сотрудников, которая съедает половину фонда оплаты труда, без оптимизации не обойтись. Оптимизация - это не только сокращение кадров, что в последнюю очередь нужно делать, оптимизация - это, скажем, аутсорсинг. Например, в Магнитогрске все учреждения в централизованной бухгалтерии, и фонд оплаты труда, который поступает в школу, на бухгалтеров не тратится, а тратится на педагогов. А Челябинск сейчас апробирует систему аутсорсинга по обслуживанию инженерных сетей зданий школ и детсадов. Там произошло сокращение совместителей от ЖЭКов, функции которых были переданы управляющим компаниям. Это тоже высвобождает фонд оплаты труда учреждения, и способствует тому, чтобы зарплата педагогов росла.
ИА REGNUM: Как идет работа по оснащению школ новым оборудованием и современными системами обучения?
По оборудованию работа ведется в плановом режиме. Каких-то сумасшедших вливаний, которые были в рамках
ИА REGNUM: Как сейчас обстоит ситуация с переходом на новые операционные системы? Насколько мы знаем, регион отказывается от операционной системы Windows и переходит на Linux?
Microsoft вышел с инициативой взимать с лицензии программного обеспечения каждого компьютера по 8 долларов в год, а у нас в области около 30 тысяч машин. Сумма не критическая, но не надо подсаживаться на эту иглу: в этом году 8 долларов, но в 2012 году может быть 18 долларов, поэтому мы должны переходить на свободно распространяемое программное обеспечение. Это конечно вызовет определенные организационные трудности, потому что ряд продуктов совместимы только с Windows, но большинство вполне нормально работает и под Linux. И у нас была задача в этом году иметь около 30% школ, в которых половина машин уже на Linux, мы с этой задачей справились, и каких-то особых проблем по дальнейшему переходу не видим. Выбрасывать на это деньги, когда у нас есть проблемы с зарплатами и повышением квалификации педагогов, было бы неправильно.
ИА REGNUM: Вызывает ли у педагогов какие-либо трудности переход на Linux?
В области в 2005 году была создана сеть межшкольных методических центров (ММЦ) и региональный координационный центр (РКЦ). Мы тогда вошли в проект информатизации системы образования. Эта сеть нам достаточно дорого тогда обошлась, и мы считаем своим достижением, что ее удалось сохранить, когда федеральное и коммерческое финансирование прекратилось. Там происходит обучение педагогов новым информационным технологиям. Все технические новинки, которые появляются в системе образования, появляется у нас в ММЦ, и мы обучаем педагогов.
ИА REGNUM: Какова ситуация с обеспеченностью дошкольников местами в детских садах? Успевает ли регион за рождаемостью?
За рождаемостью не успеваем к сожалению. Сейчас у нас мест в системе дошкольного образования достаточно, но проблема в том, что места есть там, где нет детей, а дети там, где нет мест. Потому что у нас сейчас набирают силу внутри областные и внутрирегиональные миграционные процессы, и у нас очень много муниципалитетов, где с одной стороны охват дошкольным образованием не очень высокий, и при этом укомплектованность местами меньше 100%. Сельский муниципалитет - это райцентр с дефицитом мест и окружающие деревни, где детские сады стоят, а детей нет.
Тем не менее, нам удалось в 2010 году план перевыполнить. Планировалось ввести 1300 мест, плюс был долг с 2009 года в 1500 мест. Но в итоге ввели 3200 мест, план перевыполнили, причем без каких либо существенных вливаний из областного бюджета, в основном за счет организационных мероприятий и распространения новых форм развития дошкольных образований. Например, дошкольные отделения при школах. За счет этих мер нам удалось ситуацию отчасти сдержать. И мы планировали падение процента охвата дошкольным образованием в области до 76%, но нам все-таки удалось удержать на уровне 77,6%.
ИА REGNUM: Была замечательная идея строительства переносных модульных детсадов, она будет реализована?
Я почему с этого года начал поднимать тему модульных детсадов, потому что они позволяют мобильный дошкольный комплекс снять и перенести в другое место. Помимо этого, одно дошкольное место в таком детском саду стоит дешевле - около 300 тысяч рублей. С местом для строительства в регионе такого детсада мы определились, и уже готова проектно-сметная документация. Модульный детский садик мы поставим в одном из поселков под Миассом.
ИА REGNUM: Как еще планируется улучшать ситуацию с местами в детских садах?
Сейчас мы активно работаем с правительством по выделению дополнительных ассигнований, и я надеюсь, что нам удастся в ближайшие месяц-полтора около четверти миллиарда рублей найти для того, чтобы профинансировать хотя бы те объекты, которые были начаты в предшествующий период, но не окончены. Механизмы мы видим, дело за относительно небольшими деньгами.
Но нельзя допускать ситуации, когда у нас будут простаивать основные фонды. Потому строить надо, но осмотрительно, и не вкладывать лишние деньги. Сейчас желательно изыскивать такие проекты, которые позволяли бы получить дошкольное место за 300 тысяч рублей.
Перечень объектов, в которые мы вкладываемся, уже готов. То есть это незавершенные объекты, есть объекты капитального строительства, и есть так называемые малозатратные формы: переоборудование школьных помещений, использование, где это возможно, зданий бывших детских садов.
Справка:
Министр образования и науки Челябинской области - Кузнецов Александр Игоревич. Родился 14 декабря 1964 года в Челябинске. Окончил Челябинский государственный университет, исторический факультет, по специальности "История". Кандидат педагогических наук. Работал учителем, директором. С мая 2005 года по апрель 2010 года являлся начальником Управления по делам образования города Челябинска. 24 апреля 2010 года постановлением губернатора Челябинской области был назначен на должность министра образования и науки Челябинской области.