Политика: "Кто торпедировал миссию Сергея Нарышкина?". Национальный вопрос: "Русское меньшинство продолжает оставаться этническим, лингвистическим и политическим анклавом". Молдавия - Румыния: "Вместо не оправдавшей надежд на региональное лидерство Румынии, ЕС делает ставку на Молдавию и Украину".

Политика: "Кто торпедировал миссию Сергея Нарышкина?"

Декабрь 2010 года. Провал создания альянса между ПКРМ и ДПМ и торпедирование миссии Сергея Нарышкина, главы администрации президента Российской Федерации. Этот непростой период в новейшей молдавской политике до сих пор вызывает массу вопросов, пишут "Молдавские ведомости" в материале под заголовком "Правда о провале левоцентристской коалиции, или кто торпедировал миссию Сергея Нарышкина?". Что произошло на самом деле? Бонзы молдавских коммунистов до сих пор продолжают обвинять Демпартию в провале переговоров по созданию левоцентристской коалиции между ПКРМ и ДПМ, которые состоялись в декабре 2010 года. Владимир Воронин и Марк Ткачук без устали твердят, что лидеры ДПМ Мариан Лупу и Влад Плахотнюк с самого начала лишь прикрывались переговорами с ПКРМ, чтобы обеспечить себе наиболее выгодные позиции на переговорах с ЛДПМ Влада Филата и ЛП Михая Гимпу по формированию АЕИ-2.

И Воронин, и Ткачук, по отдельности и вместе взятые, утверждают, что переговорщики ПКРМ проявили максимум гибкости, и их партия согласилась практически со всеми требованиями демократов по распределению высших государственных постов в Молдавии: председателя парламента, президента и премьер-министра, а также министерских портфелей в будущем кабинете министров, продолжают "Молдавские ведомости". А вот еще один "перл" господина Ткачука, предназначенный для ушей национальных диаспор Молдавии, в первую очередь, для русскоязычных граждан республики, гагаузов, украинцев и болгар. А за пределами Молдавии - для Москвы. Так вот, суть "умозаключений" господина Ткачука такова: пророссийская Демпартия якобы грубо подставила главу администрации президента РФ Сергея Нарышкина и "кинула" руководство России. "Кинула" тем, что в последний момент отказалась от левоцентристской коалиции с коммунистами, несмотря на проявленные Кремлем и его эмиссаром четкие предпочтения в пользу именно такой будущей конфигурации власти в Молдавии. Коммунисты также приписывают Мариану Лупу заявления, что Демпартия, мол, не пошла на левоцентристскую коалицию с ПКРМ в том числе и потому, что коммунисты настаивали на вступлении Молдавии в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

Что же произошло в декабре прошлого года, и кто на самом деле был тем "кротом" внутри ПКРМ, который костьми лег, чтобы торпедировать миссию российского эмиссара Сергея Нарышкина и создание левоцентристской коалиции? - задаются вопросом "Молдавские ведомости". Источники в Демпартии, участвовавшие в переговорах с ПКРМ, поведали, что со старта переговоров ДПМ весьма серьезно рассматривала возможность создания левоцентристской коалиции с Партией коммунистов. Справедливо при этом полагая, что в коалиции "на двоих" она получит больше государственных постов, чем в правом альянсе из трех партий. И Лупу, и Плахотнюк были настроены на серьезные переговоры с Ворониным в расчете сформировать устойчивую власть на ближайшие четыре года. Правда, для этого нужны были еще четыре депутатских голоса, которых левоцентристской коалиции не хватало для избрания президента. Лидеры ДПМ полагали, что это как раз и будет совместной задачей двух партий и экзаменом на прочность будущей коалиции.

Первоначально переговоры шли активно, пишут "Молдавские ведомости". И уже спустя неделю, к визиту главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина в Кишинев, между ДПМ и ПКРМ был достигнут ряд соглашений о конфигурации будущей молдавской власти. Успеху переговоров способствовало скорое взаимопонимание между ключевыми эмиссарами - Олегом Рейдманом от коммунистов и Владом Плахотнюком от демократов. Тогда все заметили, что коммунисты изначально не включили в число переговорщиков Марка Ткачука, ставшего к тому моменту де-факто лидером партии. Предельно хитроумный и циничный ход. Сделано это было якобы для того, чтобы создать благоприятную атмосферу для переговоров и исключить потенциальные обвинения в интригах Ткачука. На самом же деле "серый кардинал" ПКРМ с самого начала держал руку на пульсе переговорного процесса, и ни одно решение не принималось без его одобрения. Истина заключалась в том, что лично Марку Ткачуку, в отличие от фракции ПКРМ и всей партии в целом, левоцентристская коалиция была абсолютно НЕ НУЖНА. Если бы она была сформирована, это означало бы возвращение Владимира Воронина во власть и появление вокруг 69-летнего вождя молдавских коммунистов новых центров силы и влияния в партии. Естественно, в обход Ткачука. Например, одним из таких центров силы стал бы 35-летний технократ и кандидат в премьеры Игорь Додон. Ткачук это прекрасно осознавал. Поэтому его задача состояла в том, чтобы сорвать соглашение о создании левоцентристской коалиции. Но сделать это надо было так, чтобы вся ответственность за провал легла на Демпартию. Ткачук прекрасно знал, что фракция и вся Партия коммунистов настаивали на коалиции с демократами. Уже в ночь после выборов 28 ноября, когда был понятен масштаб поражения ПКРМ, расширенный политисполком партии в присутствии Владимира Воронина потребовал начать переговоры о создании коалиции с ДПМ. В сложившейся ситуации Ткачуку нужно было ухитриться найти способ торпедировать намечавшийся альянс. Желательно, чужими руками. А еще лучше - руками ДПМ. И он этот способ нашел.

Практически сразу же после начала переговоров появились признаки "двойной игры" со стороны ПКРМ, продолжают "Молдавские ведомости". Сначала Владимир Воронин воспротивился избранию Мариана Лупу на пост председателя парламента и и.о. президента в качестве первого шага по формированию новой власти. Воронин потребовал, чтобы на этот пост был избран он сам, а уже потом господина Лупу выдвинули кандидатом в президенты. То есть Мариану Ильичу опять предлагалось "походить в кандидатах в президенты" без вразумительных гарантий избрания, а Воронин уже бы царствовал в кресле спикера и и.о. президента. Понятно, что желающих поверить Воронину на слово не нашлось, и даже его собственная фракция выступила против этого неприемлемого, если не сказать сумасбродного, условия. Затем ПКРМ стала настаивать на немедленном подписании политической декларации о формировании левоцентристской коалиции, а дискуссии о механизмах ее функционирования и распределения постов оставить на потом. Смысл подобного словоблудия господ Воронина и Ткачука был понятен - связать ДПМ обязательствами, закрыть ей дорогу в правый альянс и, тем самым, ослабить ее переговорные позиции. А в дальнейшем - продиктовать свои жесткие условия коалиции. "Это капкан", - доверительно сказал Плахотнюку Рейдман, дав понять, что Воронин стремится подмять Демпартию под себя и дискредитировать ее лидеров.

К 10 декабря переговоры Рейдмана и Плахотнюка продвинулись достаточно далеко, пишут "Молдавские ведомости". Стороны согласовали практически все принципиальные позиции. И тут случилось неожиданное - Владимир Воронин остановил переговоры. Официально - под предлогом участия лидеров ПКРМ в стартовавшем пересчете голосов (инициированном, кстати, Партией коммунистов). Неофициально, как поведали люди из ближайшего окружения Владимира Воронина и Марка Ткачука, лидеры ПКРМ были напуганы слишком быстрым ходом переговоров и гибкостью Олега Рейдмана. Как человек умный и дальновидный, господин Рейдман уже не играл по правилам Марка Ткачука, а стремился выйти на реальные договоренности с ДПМ, прекрасно понимая, что в оппозиции ПКРМ ждет медленное угасание и неминуемая политическая смерть. В течение последующих десяти дней коммунисты не демонстрировали никакого желания вести переговоры и уклонялись от встреч с эмиссарами Демпартии. На уже назначенный раунд переговоров 11 декабря представители ПКРМ просто не явились. Складывалось впечатление, что Марк Ткачук всеми правдами и неправдами провоцировал и подталкивал Демпартию на начало серьезных переговоров с ЛДПМ и ЛП. А что еще демократам оставалось делать, если их предыдущий партнер по переговорам попросту исчез с горизонта?

Затем Владимир Воронин неожиданно объявил о возобновлении переговоров, продолжают "Молдавские ведомости". Но полностью сменил состав переговорной группы. Места Олега Рейдмана и Вадима Мишина заняли экс-премьер Зинаида Гречаная и ее бывший первый заместитель Игорь Додон. Но дьявол, как говорят, кроется в мелочах. Новые эмиссары ПКРМ имели право вести переговоры, но... не принимать решения. И даже самые мелкие вопросы оставлялись на утверждение тандема Воронин-Ткачук. Естественно, продвигались такие переговоры крайне медленно. Следует сказать, что в переговорной паузе Владимир Воронин инициировал приватную встречу с Марианом Лупу. Как говорят, лицом к лицу, глаза в глаза. На ней лидер молдавских коммунистов заявил о том, что ПКРМ не будет предпринимать никаких шагов для поиска голосов, необходимых для избрания президента. И, скорее всего, господин Лупу будет председателем парламента и и.о. президента "столько, сколько понадобится". Владимир Воронин дословно так и сказал: "Мариан, не ищи ты эти голоса, грязное это дело, тебе этим пачкаться не надо". Тем самым лидер ПКРМ четко обозначил свою позицию. Левоцентристская коалиция формируется не на четыре года, а с расчетом на год, с последующими новыми досрочными выборами. Причем без всяких гарантий избрания Лупу президентом.

Что это означало на практике? Только одно - ПКРМ хотела на плечах Демпартии вернуться во власть хотя бы на год, пишут "Молдавские ведомости". И за это время восстановить свой админресурс, расправиться с конкурентами, в первую очередь с ЛДПМ Влада Филата и лично с премьером, вернуть и пополнить свои медиа-ресурсы. В частности, общенациональный канал "Молдова-1". И, немаловажная деталь, - вновь "построить" молдавский бизнес, накачать партию большими деньгами и уже с новыми силами, потенциалом и возможностями выиграть досрочные парламентские выборы и вернуться к единоличной власти. Как это уже было с 2001 по 2009 год. А как же партнер по левоцентристской коалиции? Какая судьба была уготована Демпартии? Ответ вы знаете сами - ее ждала судьба ХДНП Юрия Рошки, которая, после альянса с Ворониным в 2005 году, утратила доверие избирателей и не прошла в парламент. Владимир Воронин и, в первую очередь, Марк Ткачук при таком раскладе готовили ДПМ к роли политического "лузера" или политического маргинала. Но и это еще не все. У коммунистов в запасе было еще более "крутое" предложение - объединить партии, идти на следующие выборы даже не единым блоком, а единой, как бы "новой" партией. Понятно, что в таком "брачном союзе" ДПМ просто растворилась бы в ПКРМ Воронина и Ткачука.

Это и было моментом истины, продолжают "Молдавские ведомости". Отсюда, по сути, и началась профанация коммунистами переговорного процесса. Воронину и Ткачуку надо отдать должное - они не могли просто прекратить диалог с демократами. Ведь умные и дальновидные люди в их партии и фракции оказывали на них давление в пользу коалиции с ДПМ. Поэтому лидер молдавских коммунистов и его "серый кардинал" начали процесс запугивания ДПМ, стремясь вытолкнуть демократов в правую коалицию. Сначала переговорщики от ПКРМ отказывались озвучить имена своих кандидатов на пост премьер-министра или будущего председателя парламента. Многие в те дни думали, что на пост премьера коммунисты выдвинут Игоря Додона. Молодого, подготовленного, энергичного технократа. Господин Додон, к слову сказать, и сам так думал. Но так не думал Владимир Воронин. Именно его кандидатуру коммунисты должны были в последний момент выдвинуть в премьеры. Поэтому представители ПКРМ и не захотели озвучить фамилии своих кандидатов на пост премьера или спикера в тексте будущего коалиционного соглашения.

27 декабря, накануне принятия окончательного решения по созданию левоцентристской коалиции, Марк Ткачук послал лидерам Демпартии конфиденциальный сигнал о том, что, сколько бы голосов они ни "купили" у фракции ЛДПМ или ЛП, необходимых для избрания президента, Мариан Лупу все равно не получит необходимого их количества изнутри фракции ПКРМ для того, чтобы стать главой государства, пишут "Молдавские ведомости". Союзник по коалиции вовремя и весьма "любезно" предупредил, что непременно кинет своего партнера в самый ответственный момент. Что это дало Ткачуку? То, что ему и было нужно - понимание в руководстве Демпартии, что в коалицию с партнером, который уже приготовился всадить тебе нож в спину, идти нельзя. Ткачук блефовал или от него в ПКРМ зависело уже все? Любопытная деталь. Совсем недавно господин Воронин признался в одной из телепередач, что ПКРМ с самого начала не собиралась голосовать за избрание Лупу президентом. Даже если бы была сформирована левоцентристская коалиция.

Основной мотивацией Марка Ткачука на срыв коалиции с ДПМ, как это было и ранее, являлось стремление не допустить возвращения ПКРМ во власть, продолжают "Молдавские ведомости". Парадокс, скажете вы? Отнюдь! Если бы 69-летний Владимир Воронин вернулся в большую игру, в ПКРМ неизбежно появились бы новые центры силы, неподконтрольные Ткачуку. Не исключено также, что в данном случае у стареющего лидера ПКРМ появились бы новые кандидаты в преемники. И явно не из ткачуковской команды. Это размыло бы контроль Марка Ткачука (сейчас почти полный) над партией и фракцией. Добавьте сюда еще и гипертрофированную ревность "серого кардинала" ПКРМ к телу своего вождя. Курьезность ситуации заключается в том, что сохранить свое лидерство в Партии коммунистов господин Ткачук может только в случае длительного, на четыре года, пребывания ПКРМ в оппозиции. Это позволит ему окончательно избавиться от Воронина, провести ребрендинг партии и подготовить ее к новым выборам без "воронинского наследия", подводит итог издание.

После того, как Мариан Лупу получил конкретный и бескомпромиссный отлуп в Москве, ДПМ инициировала серию статей в своих "карманных" СМИ, пишет "Независимая Молдова". Цель этой PR-кампании - отмыться перед молдавским обществом и, в первую очередь, перед Россией за несостоявшийся левоцентристский Альянс. Надо сказать, в общем и целом данная тема уже исчерпана. Все и так ясно: что произошло и кто несет за это персональную ответственность. 30 декабря 2011 года интрига вокруг переговоров о создании коалиции завершилась эффектной развязкой, когда Лупу и Плахотнюк уселись в руководящие кресла парламента. Партия, которая сумела провести в парламент всего 15 депутатов, отхватила себе почти половину от "пирога" власти. Казалось бы, радуйтесь, наслаждайтесь победой. Не тут-то было. Расслабиться и получить удовольствие от власти ДПМ мешает страх неминуемой ответственности за успех, достигнутый методами, не принятыми в большой политике.

Теперь уже более чем очевидно, что неудача в деле создания левой коалиции на самом деле для Партии коммунистов в конечном итоге обернется выигрышем, продолжает "Независимая Молдова". Слишком сложно было бы работать вместе с таким союзником. ДПМ не является левой партией. Ее принципы и ценности все больше сводятся к принципам и ценностями Владимира Плахотнюка. Страх обоснованный. Было бы весьма странно, если господа из этой партии посчитали, будто их оппоненты смиренно примут все то, что произошло в конце декабря и в подходящий момент не попытаются изменить расклад сил в свою пользу. Неприятное, парализующее волю ожидание этого ответа в ДПМ и среди всех тех, кто с нею связан, видимо, и является главным мотивом появления текстов за подписью никому неведомого антрополога-политолога Марка Соловьева "из Москвы" (под соответствующей публикацией в газете "Молдавские ведомости" стоит подпись "Марк Соловьев, антрополог-политолог, Москва" - прим. ИА REGNUM).

Во-первых, сразу необходимо отметить, что уровень этих текстов с точки зрения фактов, пониженной лексики и общей тональности, безусловно, свидетельствует об их местном происхождении, продолжает "Независимая Молдова". В Москве за такие статьи, от которых за версту несет "заказухой" и гонораром в твердой валюте из любой редакции автора выгнали бы с треском за профнепригодность. Во-вторых, перечень так называемых аргументов, которые приведены для оправдания решения Демпартии уйти в правую коалицию, не выдерживают критики и не располагает к детальной полемике. Автор (или авторы) этих текстов упускают из виду, что никто не ставит в вину ДПМ собственно выбор в пользу правой коалиции. В этом ничего удивительного и странного нет. Осуждение вызывает то, как это было сделано. В большой политике так себя не ведут.

Все попытки переложить ответственность на Партию коммунистов либо лживы, либо носит декларативный характер, пишет "Независимая Молдова". Они не способны произвести впечатление на вдумчивого читателя. Некоторые пассажи упомянутых текстов просто забавны, т.к. выдают главную боль и озабоченность ДПМ. Например, такой: "Мариану Лупу предлагалось походить в кандидатах в президенты без гарантий избрания". Или тема объединения ПКРМ и ДПМ - идея, которую, между прочим, предлагали именно демократы.

В-третьих, ход переговоров между ПКРМ и ДПМ искажен до неузнаваемости, продолжает "Независимая Молдова". Заинтересованным наблюдателям хорошо известно, что ДПМ не подготовило ни одного документа, на переговорах они откровенно скучали, зачастую опаздывали и всегда были к ним не готовы. Зато, как теперь стало известно, в переговорах с ЛДПМ лидеры Демпартии сразу взяли с места в карьер, заявив, что коммунисты предлагают им "50 процентов всех постов". В-четвертых, и это, пожалуй, главное - ввести в заблуждение общество относительно того, кто виноват в провале переговоров по созданию левой коалиции, не удастся. Есть документы, свидетельства непосредственных участников, очевидцы. Истину нетрудно было установить еще 30 декабря. Любой желающий может это сделать столько раз, сколько пожелает и для этого не надо проводить специальные расследования.

Те, кто организовал эту кампанию, очень хотят избежать обоснованных обвинений в том, что более года весь "тур вальса" с ДПМ был пустой тратой времени, сил, и денег, что Мариана Лупу зря возили в Москву для подписания "договора" между ДПМ и "Единой Россией", зря убеждали российских политиков, что с демократами "можно иметь дело", пишет "Независимая Молдова". 30 декабря все точки над i были расставлены. Попытка отмыть ДПМ еще раз убедительно свидетельствует о том, что инициаторы кампании пытаются снять с себя ответственность, аргументов у них мало и поэтому они откровенно лгут, и они боятся, что за все им придется нести ответственность. Боятся они не зря. Расплата не заставит себя ждать. И чувствительный пинок ДПМ от Москвы, это только начало.

Сегодня АЕИ-2 старательно демонстрирует единство и сплоченность, продолжает "Независимая Молдова". Однако сокрушительное падение ДПМ - это вопрос времени. В этом закономерный и объективный интерес ПКРМ и ЛДПМ. В последней статье Марка Соловьева много говорится о том, что ДПМ побоялась пойти на коалицию с ПКРМ, дабы не стать лузерами и маргиналами. Демократам об этом не стоит беспокоиться. Их партия была маргинальной до весны 2009 года. По итогам парламентских выборов 5 апреля ДПМ даже не вошла в парламент. Сегодня она на вершине власти. Ее опыт войдет в историю Молдавии, как любопытный пример политического шулерства и не более того. Демократическая партия уже встала на путь деградации. Время, когда она вернется в свое естественное - маргинальное состояние - не за горами, подводит итог издание.

Национальный вопрос: "Русское меньшинство продолжает оставаться этническим, лингвистическим и политическим анклавом"

В Европе провалилась политика мультикультурализма - на прошлой неделе с этим согласился премьер-министр Франции Николя Саркози в эфире телеканала TF1, пишет eNews. Несколькими днями раньше подобное заявление сделал на Мюнхенской конференции глава британского правительства Дэвид Кэмерон. А канцлер ФРГ Ангела Меркель сообщила об этом еще в октябре прошлого года. Лидеры ведущих европейских держав даже не предполагали, какой неожиданный подарок сделали они местным борцам за чистоту расы. Ведь если "до того как" все их выпады против русскоязычных граждан страны шли вразрез с европейскими принципами толерантности, то теперь они, наоборот, ложатся в контекст заботы о сохранении титульной нации. Теперь неудивительно, если в скором времени в общественных местах появятся, как когда-то, таблички "Vorbiti romaneste" (рум. "Говорите по-румынски" - прим. ИА REGNUM), будут закрываться русские школы, а при приеме на работу будут изучаться предки до пятого колена. Европа сказала: "Надо", Молдавия ответила: "Есть".

Правда, при этом не учитывается самая малость: зерно проблемы, продолжает eNews. В Европе она связана с наплывом иммигрантов, которые, по словам Кэмерона, "не чувствуют себя частью общества". Саркози пояснил: "Мы не хотим общества, состоящего из сосуществующих бок о бок отдельных общин". Между тем политика мультикультурализма в Европе как раз и направлена на подобное сосуществование и против ассимиляции. Ее суть состоит в том, что в похожем на мозаику обществе бок о бок, не мешая друг другу, уживаются разные культуры. Как соседи по коммунальной квартире: у всех разные дверные звонки, разные кастрюли, разные интересы и разные гости. В хорошей коммуналке интеллигентные люди друг другу не мешают, в душу друг другу не лезут, но и свою не раскрывают. Именно такую политику и пытались в течение нескольких десятилетий проводить в Европе. Но гости, заявляют ее ведущие лидеры, не оценив долготерпения хозяев, начали наводить свои порядки. Ведь европейцы рассчитывали, что главенствующими будут именно их принципы и ценности как сливки общей политической культуры. А общины, в первую очередь, представителей арабского мира, их не приняли, продолжая жить на новой родине по законам старой. И несколько лет назад Франции и Бельгии пришлось принимать законы, запрещающие женщинам в общественных местах носить паранджу, Швейцария провела референдум, по итогам которого было запрещено строительство новых минаретов, а Британия столкнулась с тем, что все больше представителей коренного населения становятся мусульманами. Хваленая европейская толерантность дала трещину, заставив несколько забыть о политкорректности.

Между тем жутковатый труднопроизносимый термин "мультикультурализм" очень мало подходит молдавским реалиям, пишет eNews. Сути жизни нашей он не отражает. Хотя треснув в начале девяностых, молдавское общество продолжает раскалываться на общины и культуры, все равно до нулевого уровня этот процесс не дойдет никогда. И дело тут вовсе не в отголосках советского интернационализма, а в том, что на этой территории веками жили разные народы, в винегрете общества перемешивались разные традиции и культуры, дополняя и обогащая друг друга.

Куда б ни приехал русский, гагауз или украинец из Молдавии, он везде будет молдаванином, продолжает eNews. Не по прежнему месту жительства, а по своему отношению к жизни, манере одеваться, манере говорить, по своим традициям и кулинарным предпочтениям. И где-то за границей он обязательно найдет своих, неважно, придерживаются ли они его политических взглядов и неважно, какой язык они считают родным. И там стираются все различия, которые здесь нам старательно вдалбливают в головы. Несмотря на это, местные "патриоты", при поддержке внешних вливаний и политиков правого толка, не жалеют сил, чтобы оградить этнических "румын" от дурного влияния "понаехавших тут". В прессе постоянно выдвигают требования защиты "национальной идентичности", подразумевая под ней чистоту расы. Определены внутренние враги, мешающие немедленно войти в светлое будущее: это коммунисты и "русофоны". Чаще всего между ними ставится знак равенства. В борьбе с этим мировым злом приходится жертвовать собственными детьми. В молдавских школах давно не учат русский язык, и в традиционно двуязычной стране уже появилось поколение, плохо его понимающее. И это в ситуации, когда на благословенном Западе преподаватели русского востребованы, как никогда. Ведь здесь приходится вести бизнес с Россией, принимать российских туристов и так далее. Нам, судя по всему, этого не нужно. Запад и так будет снабжать нас деньгами, мы же маленькие, бедные, а кроме того, мы изо всех сил пытаемся втиснуться в прокрустово ложе евростандартов, вне зависимости, подходят они нам или нет.

Один из таких стандартов - та самая политика мультикультурализма, которую усиленно пытаются здесь внедрить, отказывая "русофонам" в праве чувствовать себя частью молдавского народа, пишет eNews. "Русофон" может великолепно владеть румынским, но если он не разделяет правых взглядов (а он редко когда их разделяет), значит, он чужой. Не зря же некоторые местные румыноязычные сайты удаляют "неправильные" комментарии, мешающие формировать общественное мнение. А если учесть, что уже давно румыноязычные и русскоязычные граждане живут в параллельных информационных пространствах, надо полагать, общественное мнение формируется в правильном направлении. "Русофонов" просто заставляют держаться друг за друга, образуя неформальную общину. Которой пока позволено сосуществовать рядом с "правильным" населением. Не стоит удивляться, если рано или поздно, наше правительство вдруг разведет руками и признается, что в Молдавии политика мультикультурализма тоже потерпела крах. Все, увы, к тому идет. Оптимизма не хватает на идиотизм местной жизни, подводит итог издание.

Европейские лидеры отказываются от столько лет культивируемой идеи ценности многообразия. Что дальше? - задается вопросом "Пульс". "Трезво посмотреть на ситуацию" и тем самым признать "полный провал" и "крах" проектов мирного сосуществования и взаимообогащения разных культур призвали пока четыре политических лидера государств-членов ЕС, но зато каких государств! Вслед за Германией, Францией, Голландией подобные заявления были сделаны в Лондоне. По прогнозам некоторых экспертов, теперь Европа вступает в новую эпоху: на континент опускается культурный "железный занавес".

Идея мирного сосуществования и взаимообогащения разных культур и даже цивилизаций как нельзя более кстати подошла для обоснования интеграционных процессов на множестве разных культурных пространств европейского континента, продолжает "Пульс". Кроме того, послевоенное развитие сделало из Европы мировой центр притяжения политики, рабочей силы, капитала и идей. Не забываем ещё и о нравственном долге европейцев перед миром за свою колониальную политику. И добавляем в основном победившую в Европе идею гражданской нации. И отсюда простой вывод: мультикультурализм не мог не лечь в основу современного союза европейских государств. И долгие десятилетия эта идея была краеугольным камнем европейской теории и практики. Ведь даже на Балканах, где во времена конфликтов даже конца XX века этническая и культурная ненависть была чрезвычайной, в качестве панацеи косоварам, боснийцам, хорватам, сербам предлагали всё то же - жить вместе и культурно обогащать друг друга. Не зря девизом ЕС уже 10 лет являются слова "In varietate concordia" - "Единство в многообразии".

Но ещё в октябре прошлого года канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила о полном провале попыток построить мультикультурное общество в Германии, пишет "Пульс". С таким заявлением она выступила на собрании молодёжной организации Христианско-демократического союза в Потсдаме, произведя маленький фурор и снискав, тем не менее, ещё немного личного рейтинга. Глава федерального правительства потребовала от иммигрантов учить немецкий язык и интегрироваться в немецкое общество. "Те, кто хочет стать частью нашего общества, должны не только соблюдать наши законы, но и говорить на нашем языке", - заявила Меркель, вместе с тем подчеркнув необходимость иммиграции в Германию, особенно квалифицированных специалистов. По её словам, ежегодно на пенсию уходят 200 тысяч немцев, что создаёт нехватку рабочей силы в стране. При этом канцлер отметила, что к иммигрантам следует обращаться лишь тогда, когда приняты все необходимые меры для повышения квалификации и трудоустройства немецких граждан.

Но, несмотря на то, что глава правительства ФРГ и подвергла критике иностранцев, живущих в стране, которые предпочитают хранить традиции, она всё же признала, что ислам является частью современной Германии, продолжает "Пульс". А вот британский премьер Дэвид Кэмерон уже высказался гораздо более прямо и от имени всей Западной Европы. В Мюнхене на конференции по безопасности лидер английских консерваторов заявил, что "проводимая в Западной Европе политика мультикультурализма по сути провалилась" и призвал запретить деятельность исламских проповедников, призывающих к экстремизму. Кэмерон отметил, что европейские страны вынуждены "терпеть сегрегированное сообщество, которое не разделяет наших ценностей". "Когда белый человек допускает определённые высказывания в адрес человека с другим цветом кожи, мы называем его расистом", - сказал британский премьер, добавив, что когда арабы, чернокожие или азиаты оскорбляют белого человека, им "боятся" противостоять и осуждать. "Многие мусульмане остаются без корней. Они не превращаются в террористов за один день, но мы отчётливо видим процесс радикализации", - уверен премьер. Кэмерон отметил, что в некоторых мечетях Великобритании открыто призывают к экстремизму, собирая при этом на такие проповеди десятки людей, внимающих каждому слову муллы. "Мы должны применить самые жёсткие меры к таким проповедникам и запретить их деятельность в наших странах", - предложил он.

Спустя неделю после Кэмерона слово взял и президент Франции Николя Саркози, заявивший, что политика мультикультурализма провалилась, и внимание властей отныне должно быть сосредоточено на титульной нации, а не на обеспечении прав мигрантов, пишет "Пульс". Французский президент отметил, что власти и жители страны слишком внимательно относятся к сохранению самобытности эмигрантов и уделяют недостаточно внимания их интеграции во французское общество. "Да, это провал. Дело в том, что во всех демократических обществах уделяли чрезмерно много внимания идентичности тех, кто приезжает в страну, и слишком мало внимания идентичности тех, кто их принимает", - пояснил Саркози, добавив, что французское общество не хочет и не намерено менять традиционный образ жизни.

Мультикультурализм - это попытка преодолеть не только последствия раскола, оставшегося в наследство от кровавого лихолетья Второй мировой, но и шаг в сторону межнационального, межконфессионального и межрасового мира, продолжает "Пульс". Если посмотреть в исторической ретроспективе, то эта философия начала активно утверждаться в ФРГ путём достаточно торжественного принятия в немецкие ряды нового гастарбайтера (тогда это звание считалось почётным и не имело даже намёка на негативную окраску). Схожие процессы имели место и во Франции, которая после предоставления Алжиру независимости очень лояльно воспринимала переселенцев из Северной Африки, и в Великобритании - после распада империи и возвышения Содружества наций. Затем с Балкан, опрокинутых в кромешную тьму братоубийственной Югославской войны в Западную Европу побрели колонны беженцев братьев-европейцев. А крах "железного занавеса" и волна расширения интеграционных процессов на необозримые территории Восточной Европы сделали Европу ещё более разнообразной. Европа и Евросоюз принимали миллионы новых граждан, но так и не стали аналогом американского плавильного котла наций. Практически однородные по этническому составу гиганты Европы, нараспашку открытые, не имели опыта преобразования и приращения коренных наций пришлыми представителями, которые вместо интеграции образовывали свой маленький кружок, годами разраставшийся вширь и вглубь. Попытки совместить идеи прав и равенства людей с требованиями избирателей не увенчались успехом. Сейчас, как считают некоторые социальные философы, уже поздно бить в набат.

Не одни только США были котлом наций, пишет "Пульс". Советский Союз объединил в своих границах десятки наций и примирил непримиримых. Межнациональный мир - то самое пресловутое социалистическое "братство народов", - что бы кто ни говорил, в СССР был весьма крепок. К началу 80-х годов люди уже успели и позабыть, что такое межнациональные конфликты на Кавказе или в Средней Азии. Зато "парад суверенитетов" опрокинул эту систему сдержек и противовесов и открыл широкую и длинную дорогу кровавым этническим противостояниям на периметрах уже бывшего союзного государства. Современная Россия, "избавившись" от бывших братьев, стала ненамного более монокультурной. Всё так же на её территории живут, в том числе и локально сосредоточенно, люди, которые говорят на разных языках и верят в разных богов. А события на Манежной площади и в других местах страны показали, что новой эффективной системы мирного сожительства и взаимообогащения культур так и не было создано. Но в российских условиях другого выхода просто не существует.

Президент России Дмитрий Медведев заявил 11 февраля, что не согласен с тезисом о бесперспективности сосуществования различных культур, продолжает "Пульс". "Нам нельзя дать себя спровоцировать на рассуждения по поводу краха мультикультуры", - сказал он на встрече с руководителями национальных культурных объединений и учёными-этнографами. Президент отметил, что сейчас в Европе много рассуждают на тему краха мультикультурализма, что может привести к уничтожению традиций. "Если говорить о его крахе, то можно уничтожить традиции, а это опасная вещь, и в европейских государствах это тоже должны понимать", - сказал он. Отвечая на предложение участника встречи учесть опыт сосуществования разных культур в ряде европейских стран, в том числе Великобритании и Испании, Медведев сказал: "Учитывать опыт других важно, но перенимать его просто так нельзя, у них есть свои проблемы, есть проблемы межнационального общения".

Европа 60 лет шла к своему единству, преодолевая ужасы военной оккупации, денацификацию, разрыв экономических связей и политические разногласия вовсе не для того, чтобы эти процессы прекратились, пишет "Пульс". Культурный "железный занавес" уничтожит единую Европу. И осознание этого рано или поздно придёт, подводит итог издание.

В свою очередь газета Timpul публикует новую статью главного редактора издания Константина Тэнасе (В отношении главного редактора газеты Timpul Константина Тэнасе 11 февраля 2008 года прокуратура Кишинева возбудила уголовное дело по факту "умышленных действий по разжиганию вражды, национальной, расовой и религиозной розни" в ходе митинга 3 февраля 2008 года в поддержку интеграции Молдавии в НАТО, где Тэнасе заявил: "Молдавия должна избавиться не только от Воронина и коммунистов, но и от русских". 21 февраля 2008 года Генеральная прокуратура Молдавии официально предъявила главному редактору газеты Timpul Константину Тэнасе обвинение в рамках данного уголовного дела. По данным прокуратуры, на митинге, организованном Союзом журналистов Молдавии, Тэнасе публично озвучил "призывы, направленные на разжигание вражды и национальной розни, а также на ограничение прав представителей русской национальности в РМ". Стоит отметить, что уголовное дело в отношении Тэнасе было возбуждено после того, как инцидент на митинге был предан огласке в российских СМИ и вызвал широкий общественный резонанс. Однако, чем закончилось это уголовное дело до сих пор неизвестно. 26 января 2011 года ИА REGNUM направило официальный запрос в Генеральную прокуратуру Республики Молдова с просьбой предоставить информацию о стадии и ходе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении Тэнасе - прим. ИА REGNUM) под заголовком "Что будем делать с русофонами?" "Существует несколько русскоязычных сайтов в РМ, которые публикуют (переопубликовывают) в переводе мои материалы из Timpul, - пишет Тэнасе. - Комментарии читателей к этим материалам являются отнюдь не рыцарскими и балансируют между эпитетами "антигосударственный", "антимолдавский", "националист", "ксенофоб", "расист", "фашист" и т.д. Там же присутствуют призывы сослать меня в Сибирь и физически ликвидировать. Подобная реакция говорит о многом, но в особенности о нефункциональности провозглашенной и противоречивой "молдавской государственности".

"Рассматривая в ретроспективе два десятилетия государственности и независимости, нельзя не констатировать, что тогда, в начале 90-х, мы пошли по длинному и извилистому пути создания нового государства и основания "новой нации", - продолжает главный редактор Timpul. - Тогдашняя политическая элита, опираясь на эмоции, а не на холодный политический расчет, не осознала сложности начатого политического проекта, страшно заблуждаясь в том, что принципы нацменьшинства-русофонов (украинцев и русских) в скором времени исчезнут. Лингвистическое законодательство, принятое 31 августа 1989 года, предполагало полный переход нацменьшинств на румынский язык в течение 15-20 лет. 20 лет прошло, а ситуация не изменилась, даже ухудшилась, потому что молодые люди, родившиеся в 1989 году и окончившие лицеи, не знают официального языка государства, гражданами которого являются. Таким образом, русское меньшинство, вечно готовое на ссору по причине дискриминации, продолжает оставаться этническим, лингвистическим и политическим анклавом".

"Очевидно, что отношения между большинством и меньшинством должны быть восстановлены, а для того, чтобы они (отношения) функционировали, необходимо сначала правильно поставить диагноз, установив реальные причины резкого ухудшения межэтнических отношений, - пишет Тэнасе. - В первую очередь, необходимо развеять следующие "фундаментальные", "первичные" мифы, которые преследуют русофонов: молдаване-националисты, отстаивание идентичности большинства означает объединение с Румынией, объединение с Румынией сделало бы нацменьшинства гражданами второго сорта, тираспольская "республика" существует, потому что местное население боится объединения с Румынией. Эти мифы прочно засели в подсознании молдавских нацменьшинств. По меньшей мере, две вещи способствовали этому: коммунистическая пропаганда Кишинева и имперская пропаганда Москвы. Второе - отсутствие диалога между меньшинством и большинством. У русофонов есть свое телевидение, свое радио. И из-за незнания румынского языка им недоступны румыноязычное телевидение и радио. Я уже говорил это, но по другому поводу: представители меньшинства живут в другом мире, параллельном тому, который считают чужим и враждебным. В Республике Молдова не существует ни одного телевизионного канала, ни одной газеты, которая бы правильно, объективно и непредвзято информировала русофонов о проблемах и чаяниях большинства. Пора перестать относиться к меньшинствам, как к умственно отсталым, объясняя им на самом высоком уровне, что научно говоря язык - румынский, а политически - молдавский. Наше общество будет готово к европейской интеграции тогда, когда депутаты, представляющие меньшинства проголосуют за изменение 13 статьи Конституции, и государственным языком станет румынский".

"Практически все, кто приходил к власти до сих пор, использовали ситуацию меньшинств, манипулировали ими в политических (предвыборных) целях, делая их заложниками ложной, циничной идеологии, - продолжает главный редактор Timpul. - К сожалению, нынешняя либерально-демократическая власть так ничего и не сделала, для того, чтобы исправить отношение государства к нацменьшинствам. Все это не обходится без последствий не только на внутригосударственном уровне, но и внешнеполитическом. Очевидно, что я имею в виду "треугольник" Республика Молдова - Румыния - Россия. Ни для кого не секрет, что проблема русскоязычного меньшинства в Молдавии прямо влияет не только на отношения нашей страны с Румынией и Россией, но и на российско-румынские связи, что, в конце концов, бумерангом возвращается к нам же и отражается на положении Молдавии. Вынужден с прискорбием констатировать, что часто Румыния несправедливо подозревается и обвиняется даже Евросоюзом в недобрых намерениях по отношению к Молдавии. Для того чтобы Румыния смогла развеять все подозрения в "намерении аннексировать" второе румынское государство - Молдавию, необходимо, чтобы тут, в Молдавии, "перевернули страницу" и перешли к последовательному, содержательному диалогу с меньшинствами, особенно с русскоговорящими. Не стоит тешить себя иллюзиями - Россия не изменилась, она осталась той же Империей, приобретя лишь легкий европейский налет. Но ее геополитические намерения остались такими же нетерпимыми и агрессивными. Молдавия не должна поддерживать подобные устремления. Необходимо начать новый диалог - конструктивный, европейский. Да, действительно, и Молдавия, и Румыния нуждаются в хороших отношениях с Россией. Но и России они нужны. Это "поле" на котором нам необходимо играть всем вместе... А по поводу вопроса заголовка, - ответ один - ничего не будем делать, предложим диалог".

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах (т.е. без Приднестровья), а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Киевской Руси, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XV веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Русский язык, согласно действующему законодательству Молдавии, имеет статус языка межнационального общения, а в Гагаузской автономии он имеет статус одного из официальных. Согласно ряду исследований, в частности, аналитическому отчету "Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности" (март 2009 года), осуществленному Исследовательской группой "Циркон", в Молдавии русский язык считают родным от 20% до трети населения, предпочитают общаться на нем более 40%, свободно владеют - более 70%, могут объясниться - более 90%, а понимают - более 95%. Согласно обнародованным 26 мая 2010 года данным наиболее авторитетного в Молдавии опроса "Барометр общественного мнения", более половины населения Бессарабии - 54,1% - выступают за придание русскому языку статуса второго государственного, в то время как против этой идеи выступают 38,8% опрошенных.

Молдавия - Румыния: "Вместо не оправдавшей надежд на региональное лидерство Румынии, ЕС делает ставку на Молдавию и Украину"

В 2007 году, став полноправным членом Европейского союза, запрутская соседка Республики Молдова - Румыния вполне могла приступить к реализации одной своей давней и заветной мечты - стать региональным лидером в этом, пусть не таком уж и обширном по территории, но весьма интересном в геополитическом плане, пространстве на Юго-Западной окраине Большой Европы, пишет "Независимая Молдова". Для этого на тот момент у Румынии имелась вполне соответствующая поставленной цели стартовая площадка, в том числе полная и безоговорочная поддержка со стороны Брюсселя и Вашингтона, позитивно относящихся, с одной стороны, к проявлению лидерских амбиций Бухареста в регионе, а с другой стороны, к его готовности активно содействовать претворению в жизнь планов дальнейшего расширения Евросоюза и НАТО на Восток.

Однако, как известно, в региональные лидеры Румыния до настоящего времени так и не выбилась, продолжает "Независимая Молдова". Главной причиной этого фиаско стала политическая близорукость высшего румынского руководства во главе с записным популистом и отъявленным волюнтаристом президентом Траяном Бэсеску, который самонадеянно предпочёл выгодному во всех отношениях для его страны курсу на региональное лидерство незавидную во всех отношениях роль так называемого адвоката Молдавии в процессе её европейской интеграции, смешав, таким образом, все карты другим, более крупным и влиятельным европейским игрокам. Постоянные, выдержанные в нарочито грубых и оскорбительных тонах националистические демарши румынского президента Траяна Бэсеску, его пропитанные духом великорумынского шовинизма провокационные тирады с высоких международных трибун, доходящие до откровенных территориальных притязаний по отношению к Республике Молдова и Украине, опасная политическая игра с предоставлением в массовом порядке румынских паспортов гражданам Молдавии и Украины, огромные финансовые вливания в широкомасштабную кампанию по румынизации населения Республики Молдова и проживающих в Одесской и Черновицкой областях граждан Украины, контрабандный беспредел, творящийся на восточных границах Европейского союза, заставили, наконец, высшее руководство ведущих стран ЕС серьёзно задуматься над правильностью своего решения о приёме в "единую европейскую семью" страны, ставшей в настоящее время источником беспокойства и генератором дестабилизации во всём Юго-Западном регионе.

Трезвомыслящие европейские политики и политтехнологи, с тревогой наблюдая за катастрофическим падением рейтинга президента Траяна Бэсеску как внутри страны, так и на международной арене, уже опустившего до уровня 10-13 процентов, а также катастрофическим снижением международного веса и авторитета Румынии, начали требовать от Бухареста срочного принятия кардинальных решений, направленных на быстрое и эффективное исправление этой пагубной ситуации, пишет "Независимая Молдова". Немаловажную роль в этом вопросе сыграло и серьезно пошатнувшееся доверие к Румынии со стороны ее непосредственных соседей - Республики Молдова, Украины, Венгрии и Болгарии. На этом фоне вовсе неудивительно, что со стороны многих высокопоставленных представителей западноевропейских государств, например, руководства Голландии, стали раздаваться весьма неприятные не только для самой Румынии, но и для всего Европейского сообщества высказывания по поводу того, что прием Румынии в ЕС в 2007 году осуществлялся слишком поспешно и непродуманно, негативные последствия чего сегодня налицо.

Не удивительно и то, что растущее недовольство ведущих стран Евросоюза абсолютно провальным и неэффективным внешне- и внутриполитическим курсом нынешнего государственного руководства Румынии вылилось к настоящему времени в упорное и вполне обоснованное нежелание крупнейших европейских игроков - Франции и Германии, к которым затем присоединились также Норвегия и Финляндия, согласиться на вступление Румынии в Шенгенское безвизовое пространство, продолжает "Независимая Молдова". По вполне понятным причинам воздержавшись от публичного высказывания нареканий по адресу румынского президента Траяна Бэсеску, не желающие "выносить сор из избы" ведущие европейские партнеры Бухареста, тем не менее, обсудив сложившуюся ситуацию в своём "узком кругу", пришли к выводу о том, что, сделав ставку на Румынию в вопросе регионального лидерства и продвижения своих интересов на Восток, они допустили досадную ошибку. После чего начали искать ей замену. Вероятно, именно это и стало одной из основных причин того, что в 2008-2009 годах Европейский союз в спешном порядке решил "сменить игроков" на Востоке и запустил, с подачи Польши и Швеции, программу "Восточное партнерство", исключив, тем самым, почти полностью из борьбы за региональное лидерство не оправдавшую возлагавшихся на неё надежд Румынию. В Кишиневе впервые открыто заговорил об этом ещё в 2008 году министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский во время своих встреч с тогдашним руководством Республики Молдова. После этого многие политические аналитики и эксперты начали замечать, что тенденции стремления к региональному лидерству стали постепенно проявляться совсем с другого, чем прежде, направления - со стороны Республики Молдова и Украины.

Об этом стали говорить всё чаще как в Киеве и Кишинёве, так и в кулуарах высокой европейской дипломатии, пишет "Независимая Молдова". Это стало особенно заметно после смены власти на Украине в результате победы на президентских выборах взвешенного и прагматичного политика - регионала Виктора Януковича, сменившего на этом посту во многом сходного по своей декларативной риторике с Траяном Бэсеску "оранжевого" националиста Виктора Ющенко. Наиболее чётко это проявилось, например, при попытке "героини Майдана" Юлии Тимошенко опротестовать результаты президентских выборов на Украине. Сдержанное, если не сказать откровенно холодное отношение западных и американских политиков к своему бывшему кумиру времен "оранжевой революции" на Украине недвусмысленно показало, что Вашингтон и Брюссель сегодня ставят совсем на других. Причем не только на Виктора Януковича, как президента, но и на Украину, как будущего крупнейшего игрока в Юго-Западном регионе Европы. Сможет ли Румыния в сложившихся к настоящему времени крайне неблагоприятных для неё политических реалиях вернуть себе утерянные позиции регионального лидера, очень трудно сегодня предсказать. Ответ на этот вопрос смогут дать только предстоящие через пару лет в Румынии президентские выборы. А до тех пор Бухаресту придется довольствоваться незавидной ролью несостоявшегося "адвоката Молдавии", воспользоваться более чем сомнительными услугами которого Кишинёв отнюдь не горит желанием. Да ещё помнить, что у него сегодня такая подмоченная репутация в глазах соседей, что лучше бы её ему вообще потерять, подводит итог издание.

Департамент по связям с румынской диаспорой Министерства иностранных дел Румынии будет вовлечён в организацию деятельности общественного "Радио Молдова", пишет "Пульс". Договорённость об этом была достигнута в ходе встречи госсекретаря департамента Еуджена Томака с директором радиостанции Александру Дороганом. По предложению румынской стороны "Радио Молдова" и Radio Romania организуют совместные передачи в рамках действия соглашения о сотрудничестве. Причём в подготовку передач будут вовлечены и представители Департамента по связям с румынской диаспорой.

Чего от этого можно ожидать? - задается вопросом "Пульс". По словам Еуджена Томака, департамент готов оказать поддержку совместным проектам на радио и в молдавской прессе, так как "важен процесс укрепления румынской культурной идентичности". Конечно, кто бы сомневался? Троянский конь румынской "поддержки" решил удвоить усилия. Остались формальности. К примеру, перевести государственное "Телерадио" на содержание румынского бюджета. Как это уже сделано в отношении "Бессарабской митрополии" (неканоническая раскольническая структура, подчиняющаяся Румынской патриархии - прим. ИА REGNUM), ряда СМИ и общественных организаций, проповедующих идею панрумынизма в Молдавии. А пока нас будут просвещать за наши деньги.

И, тем не менее, формулировка более чем интересна, продолжает "Пульс". Заметьте, представитель румынской стороны говорит не о "налаживании молдавско-румынских культурных связей", не о "популяризации румынской культуре в Молдавии" и даже не о "взаимной культурной интеграции", а именно так - о культурной идентичности. Даже и не оговорка, но всё равно по Фрейду. О целях "сотрудничества" можно уже даже и не гадать. Всё предельно ясно и так. Департамент точно знает - культура в обоих государствах идентична, идентично румынская. И эту идентичность нужно даже не развивать, а именно укреплять. Как видно, до сих пор она не могла считаться достаточно укреплённой.

"Укреплять" румынскую идентичность (читай - уверенность населения Молдавии в этой самой идентичности), в самом деле есть что - в том плане, что до этого темпы укрепления вряд ли могли порадовать запрутских кураторов, пишет "Пульс". О том, сколько денег было перекачано из Бухареста в Кишинёв и другие молдавские города, писалось уже не раз. Порядочный куш из этих средств был направлен именно в распоряжение средств массовой информации. Но как ни крути, а подавляющее большинство Республики Молдова, будто в насмешку над столь основательными "инвестициями", продолжает называть себя молдаванами, а свой язык - молдавским. И даже попытка прельстить "запрутских румын", которые таковыми себя не считают, румынскими паспортами ничего не дала. И выборы в румынский парламент, и президентские выборы в соседнем государстве показали - молдаване на них не ходят, политикой чужого государства не интересуются и частью оного себя не считают. "Румынская тема" так и осталась темой лишь для узкой группы людей, хоть даже и причисляемой (или причисляющей себя) к эдакой "элите".

Приход к власти "элитарных" и находящихся в долгу перед Румынией политиков ситуации не изменил, продолжает "Пульс". И даже то, что под их контролем оказались главная телевизионная и главная радиостанция страны, ситуации не изменило. Не так давно озвученные мониторинговые отчёты показали - компания "Телерадио-Молдова" всё хуже и хуже выдерживает конкуренцию с другими молдавскими и зарубежными СМИ. Если выдерживает вообще. И как с вечно падающим рейтингом прикажете укреплять румынскую идентичность? Как видно, из-за этого и пришлось подключать к процессу непосредственно румынских специалистов. Местные, запрутские, "неправильные румыны" больше у своих кураторов не в фаворе. Только вот сам процесс переброса людей из Бухареста в Кишинёв нужно было как-то красиво преподнести. Ведь и так на слуху слишком многое: и то, что во всех эшелонах власти "на местах" расставлены румынские консультанты, и то, что после смены власти функционеров Академии наук стали с лёгкостью менять на румынских граждан, и даже то, что румынским гражданством за милую душу обзаводятся все ведущие политики вместе с семьями. Если уж общество знает об этом, то утаить от взгляда простого радиослушателя появление бухарестских руководителей вместо молдавских вовсе невозможно. Ну, а так - всё оформлено в виде сотрудничества между разными радиостанциями, есть на что сослаться.

Примечательно, что куратором "сотрудничества" оказался никто иной, как Еуджен Томак, бывший советник румынского президента Траяна Бэсеску, а теперь - глава департамента по связям с румынской диаспорой, пишет "Пульс". Еуджен Томак, мало чем интересный, кроме своей полной лояльности к Бэсеску, выдвигался в парламент от "зарубежного" одномандатного округа. Правда, на этот раз чересчур сложное и порой взаимоисключающее законодательство сыграло против протеже румынского президента: получив в Молдавии больше голосов, чем конкуренты (больше - из того "немного", что было), он в итоге пропустил вперёд обладателя третьего места из трёх. Зато в Кишинёве Томака запомнили. Он лез на избирателя (не важно, с румынским паспортом или нет) отовсюду. И везде он был вместе с, соответственно, дочерью своего шефа Еленой Бэсеску и другим его подчинённым, кишинёвским мэом Дорином Киртоакэ. Некоторые СМИ всерьёз отыгрывали карту эдакой встречи "румынской принцессы" с "бессарабским принцем". Однако почётная сваха, каковой представал Томак, свахой-победителем не стала. Не помогло даже то, что, вопреки законодательству, его портретами обклеили все троллейбусы по Кишинёву, а за попытку сорвать один из них можно было запросто оказаться в наручниках. Зато теперь Томак, как видно, жаждет реванша. Не оправдав надежд Бэсеску по части выборов, он может реабилитироваться, чётко поставив под контроль молдавское радио и вбивая слушателям известную уже всем "идентичность", подводит итог издание.