В Оренбурге в настоящее время МФЦ работает в режиме "одной двери", то есть в одном месте собраны специалисты всех ведомств-участников, предоставляющих в общей сложности 140 государственных и муниципальных услуг населению. В среднем, МФЦ может обслуживать в день около 2 тысяч посетителей, число операторов ограничено ведомственным штатным расписанием. "На этом фоне возникают очереди, людям приходится занимать места в них задолго до начала работы центра. Технические, в сущности, проблемы вызывают недовольство потребителей. Преодолеть их можно, снизив поток посетителей за счет перевода МФЦ в режим "одного окна" и оказания услуг через Интернет", - отмечают в министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, передает корреспондент ИА REGNUM.

Принцип "единого окна" предполагает, что заявитель единожды подает заявку в центр, а МФЦ обеспечивает цепочку услуг, в которой необходимо участие различных ведомств разных уровней власти. При этом документы принимают не ведомственные, а универсальные специалисты. Во второй раз заявитель приходит в МФЦ, чтобы получить запрошенные документы. Это и есть результат предоставления услуги.

Таким образом, нагрузка на гражданина, его издержки (временные, финансовые) по сбору различных документов снизятся в разы. Значительно уменьшится пакет документов, который нужно будет собрать заявителю. Одновременно уменьшатся и очереди в различных органах власти. "Это идеальная модель предоставления услуг, к которой надо стремиться. Она стала приоритетом в работе минэкономразвития области на ближайшую перспективу", - отмечают специалисты.

По словам заместителя министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Виталия Михайлова, человек должен обратиться в одно окно, предъявив минимум документов, и через определенное время получить требуемые справки. "Все нужные сведения - от ИНН до перечня собственности гражданина имеются в базах ведомств. Люди не должны ходить от окна к окну, дублировать данные. Значит, необходимо наладить межведомственный обмен, либо открыть доступ к базам данных. Но сделать это можно лишь на федеральном уровне", - отметил он.

Однако сегодня переход к функционированию по принципу "единого окна" затруднен, поскольку требует участия различных ведомств разных уровней власти. Наибольшую обеспокоенность вызывает организация взаимодействия с федеральными структурами. Разработанные в каждой из них регламенты приема документов, хранения данных и предоставления информации не согласуются между собой, препятствуют организации эффективной совместной работы. Все это фактически не позволяет МФЦ работать в оптимальном режиме и практически реализовать положения ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающего чиновникам требовать с заявителя те документы, справки и согласования, которые можно получить в органах власти любого уровня без его участия.

Проблемы доступности государственных и муниципальных услуг населению в ходе визита в Оренбург поднимал Председатель Правительства РФ Владимир Путин. Напомним, что 27 января 2011 года он посетил в Оренбурге МФЦ, и, одобрив увиденное в целом, высказал пожелание расширять сеть МФЦ, а их работу организовывать по принципу "одного окна". На последовавшем затем заседании совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления Владимир Путин поставил перед федеральными министрами вопрос о согласовании межведомственных регламентов доступа к базам данных различных госструктур и подготовке соответствующих нормативных документов. При этом сроки были обозначены жесткие. С 1 июля вступает в силу ФЗ 210, который запрещает требовать от обратившихся дополнительные документы, если они уже имеются в базах иных ведомств.

В целом же, деятельность центра вполне может служить инструментом повышения правовой и компьютерной грамотности населения, что станет особенно актуальным на новом этапе предоставления госуслуг населению в удаленном доступе. Для этого необходимо сделать следующий шаг - внедрить в оборот электронную цифровую подпись, универсальную электронную карту физического лица и другие средства идентификации, обеспечить функционирование региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Препятствием на пути к этому являются многочисленные действующие внутренние положения, инструкции и регламенты работы органов власти, ориентированные только на бумажные носители. Это ограничивает возможность принятия решений на основании электронных документов, использование документов в электронной форме во взаимодействии с органами власти. Преодолеть преграду помогут требования к системе электронного взаимодействия, утвержденные на федеральном уровне в конце 2010 года.

Справка ИА REGNUM:

МФЦ в Оренбурге открылся в апреле 2009 года. Всего на его создание было направлено 116 млн. рублей. В том числе 58 млн. рублей были выделены из федерального бюджета в результате победы Оренбургской области в конкурсе Минэкономразвития России. Общая площадь помещений составляет 7 572,7 квадратных метров. Пропускная способность - около 600 тыс. человек в год. Участниками МФЦ являются ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области; Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области; Оренбургский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"; Управление Росрегистрации по Оренбургской области; Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области; ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости".