"Брюссель - не Москва!", - заявил в Будапеште 14 февраля 2011 г. в своей речи при открытии новой сессии венгерского парламента премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Этот "патриотический" выпад спустя пару дней получил двойственный антироссийский смысл, когда в четверг 17 февраля стало известно, что венгерское правительство в кулуарах все-таки договорилось с Еврокомиссией по поводу своего медиа-закона. В знак лояльности Брюсселю венгры согласились внести косметические изменения в этот вызвавший бурный скандал на Западе закон. С Москвой теперь, надо понимать, дела обстоят сложнее - у той Венгрии, которую В.Орбан, опять же по его словам, строит на базе ценностей 1956 г.

В тот момент, когда венгерский премьер произносил свою очередную программную речь в парламенте, его министр национального развития подписывал в Бухаресте договор о присоединении венгерской государственной компании MVM (Magyar Villamos Művek Zrt. - Закрытое акционерное общество "Венгерское электрическое оборудование") к концорциуму AGRI. В румынской столице прошла встреча ответственных за энергетику своих стран министров - участников проекта AGRI: Азербайджана (Натиг Алиев), Грузии (Александр Хетагури), Венгрии (Томаш Феллеги) и Румынии (Ион Аритон). На ней были обсуждены текущие и перспективные проблемы проекта AGRI, а по итогам совещания подписан четырехсторонний протокол. Планируется, что технико-экономическое обоснование проекта будет готово уже к 1 апреля 2012 г. По замыслу участников AGRI, данный проект должен дополнять NABUCCO. Действительно, максимальные мощности AGRI не превышают четверти запланированных мощностей NABUCCO. Стороны на встрече в Бухаресте договорились о равном участии (по 25%) своих стран в проекте. Предполагаемая максимальная мощность AGRI - транспортировка 7 млрд. куб. метров природного газа в год. Проект может обойтись каждой из сторон максимум в 4.5 млрд. евро. Как ожидается, строительство AGRI может занять два года.

Напомним, что политическая декларация в поддержку проекта AGRI была подписана 14 сентября 2010 г. в Баку президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, президентом Грузии Михаилом Саакашвили, президентом Румынии Траяном Бэсеску и премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Теперь,14 февраля 2011 г., проект ставится на практическую основу.

По проекту AGRI газ с азербайджанских газоконденсатных месторождений по газопроводам через терминал в Сангачале будет направляться в Грузию. Здесь севернее города Поти в гавани в терминале Кулеви планируется построить специальное предприятие по сжиженной переработке газа. Этот сжиженный газ дальше специальными танкерами будут возить по Черному морю в румынский порт Констанцу. В терминале Констанцы газ на соответствующем предприятии будут разжижать и далее направлять в газораспределительные сети Румынии и Венгрии. Последние были соединены между собой по линии Арад-Сегед уже в октябре прошлого года.

Очередное соглашение по AGRI находится в тесной связи с другими энергетическими проектами венгерского правительства. За две недели до соглашения в Бухаресте, в пятницу 28 января, в Братиславе было подписано окончательное межгосударственное соглашение о соединении газораспределительных сетей Словакии и Венгрии. А в конце прошлого года в Загребе состоялось соглашение между Венгрией и Хорватией о совместном строительстве газопровода по линии Юг-Север от Адрии к венгерской границе. Соглашение с Хорватией должен гарантировать установленный в прошлом году контроль ведущей венгерской трансрегиональной энергетической компании MOL над хорватской государственной нефтянной компанией INA. Хорватско-венгерский газопровод вступит в строй уже в этом году.

3 февраля 2011 г. стало известно о планах поляков построить газопровод от своих балтийских гаваней на юг. В этот день накануне встречи в Брюсселе представителей ЕС по проблемам энергетики председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу дал званный ужин восточным европейцам. На нем представитель Польши высказал пожелание, чтобы проект строительства польского газопровода по линии Север-Юг был включен в планы развития Евросоюза.

К этой осени будет готов и газопровод, который соединит чешские и польские газораспределительные сети. Связь польских газопроводов с сетями Литвы, Латвии и Эстонии, по мнению наблюдателей, остается вопросом времени.

4 февраля 2011 г. в Брюсселе состоялось совещание на высшем уровне Совета Европы по проблемам энергетики, на котором была определена общая стратегия ЕС в этой важнейшей политико-экономической области. Ее главная цель - к 2014 г. построить общий единый энергетический рынок ЕС, который обеспечит беспрепятственное движение внутри границ Союза природного газа и энергии. Предполагается, что не позднее 2015 г. в Европе не останется изолированных островков вне общего энергетического пространства. Для этого должна быть соответствующим образом изменена инфраструктура. Для создания единого энергетического пространства планируется привлечение, как частных инвестиций, для которых намечается создать благоприятный климат, так и средства из финансовых фондов Евросоюза.

Целью энергетической политики ЕС должно стать 20% повышение эффективности в области энергетики к 2020 г. Государства члены Союза обязаны к 1 января 2012 г. представить в Еврокомиссию все договоры, касающиеся энергетики, подписанные со странами и компаниями, находящимися вне территории ЕС. Участники Брюссельского совещания по энергетике пришли к единому мнению, что необходимо, как можно скорее, перестроить партнерство в энергетической сфере с Россией на основах доверия, прозрачности и твердых правил.

На прошлой неделе 15 февраля проблема энергетической безопасности в регионе Центральной Европы стала одной из тем переговоров на высшем уровне в Братиславе канцлера Германии А.Меркель с главами правительств стран "Вышеградской группы" (V4).

Итак, венгерская энергетическая политика, имеющая целью уменьшение зависимости Венгрии от российского импорта энергоносителей, вписывается в общий контекст действий Евросоюза. По замыслу венгерских политиков, линии газопроводов на восток через Румынию к Черному морю, на юг к Адриатике и на север к Балтике гарантируют энергетическую безопасность Венгрии от диктата России. 14 февраля в парламенте В.Орбан даже сказал, что произошел прорыв существующей энергетической зависимости его страны. А чуть ранее он заявил, что Венгрия теперь "освобождается из гигантской ловушки". Расчеты России, таким образом, на благожелательную или нейтральную позицию Венгрии по отношению проникновения российских корпораций на внутренний энергетический рынок Европы оказались несостоятельны. И проблема здесь не в Фидес, и не лично в Викторе Орбане. Дело в том, что диверсификация поставок энергоносителей и рост венгерского экспорта в Россию изначально находились в неразрывной связи в новой "восточной политике" Венгрии. Это две стороны одной медали. Объясним почему.

* * *

Прагматические цели, которые преследует Венгрия, при строительстве русско-венгерских отношений обусловлены особенностями ее экономики в условиях общего кризиса капитализма и стагнации промышленной цивилизации. Перечислим эти частные факторы.

1. Огромный внешний долг, унаследованный еще из эпохи безответственного экспериментирования с социалистической экономикой и начальных игр венгров с МВФ. Посткоммунистический режим этот долг более чем удвоил, главным образом, за счет скрытого финансирования бюджетного дефицита.

2. Подавляющее господство транснациональных корпораций в промышленном и иностранных банков в финансовом и страховых секторах экономики. При этом надо учитывать тот факт, что и стратегический энергетический сектор экономики страны с 1995 г. находится в значительной своей части во владении иностранного капитала. Этот фактор был обусловлен огромным внешним долгом, который принудил венгров без всяких условий передать свою экономику международным финансовым группам.

3. Абсолютная зависимость Венгрии от внешней торговли. При ВВП страны в 160-170 млрд. долларов, ее внешнеторговый оборот составляет 150 млрд., то есть имеется почти 100% равенство. У России этот показатель менее 50% ВВП.

4. Дисбаланс во внешней торговле с Россией. Объем импорта из России в докризисном 2008 г. составил около 10.2 млрд. долларов, а венгерского экспорта в Россию - 4 млрд. долларов. В период с 2002 г. по 2008 г. внешнеторговый оборот между Венгрией и Россией увеличился более чем в 5 раз. При этом в 2009 г. в российском экспорте в Венгрию 95,5% составляло сырье и только 2% машины и оборудование.

5. Зависимость от России в поставках энергоносителей (80% от общего объема). При этом существует высокая зависимость по природному газу, который при пересчете в общем энергетическом балансе - самый высокий на душу населения в Европе.

6. Самый низкий среди всех стран Евросоюза показатель занятости населения. В среднем по ЕС он составляет 64-65%, а в Венгрии - 55-56%.

В связи со всем этим стратегическая цель Венгрии во взаимоотношениях с Россией прагматична. Она очевидна и на виду - добиться бездефицитной торговли. Отметим, что в докризисный 2007 г. бездефицитную торговлю с Российской Федерацией имело только 6 из 27 стран Евросоюза. Это - Мальта, Ирландия, Дания, Словения, Австрия и Германия. Заметим, что первые три страны в этом ряду не имеют значения. А вот последние три... Получается, что Венгрия в своих экономических отношениях с Востоком континента намерена присоединиться к германской группе стран. Со времен 1890 г., знаменитого германского торгового тарифа, для Германии предпочтительней рассматривать земли, расположенные к Востоку от нее, как свою экономическую периферию, источник сырья и рынок готовой продукции. В этой связи опыт ХХ в. непреложно свидетельствует о том, что проведение Россией самостоятельной промышленной и финансовой политики было чревато серьезными конфликтами с Германией, в том числе и военными. Не будем забывать это обстоятельство при оценке теперешних венгерских намерений.

Далее. Для достижения бездефицитного торгового баланса венгерская сторона предполагает всячески наращивать в Россию венгерский экспорт товаров и услуг. Отметим, что в значительной своей части он составляет продукцию предприятий транснациональных корпораций. Проявляемый венграми живой интерес к экономическому сотрудничеству с российскими регионами обусловлен тем, что на этом уровне могут действовать принадлежащие венгерскому капиталу средние и мелкие фирмы. Здесь очевиден и политический расчет правящего режима в Будапеште. Именно венгерский средний класс составляет опору нынешнего националистического режима "лабанцев" Фидес. Помимо прочего, наращивание экспорта в Россию и региональное сотрудничество создают дополнительные рабочие места в Венгрии, оздоравливая непростую социальную ситуацию в ней.

Однако при этом венгерская сторона совершенно не намерена увеличивать экспорт из России, тем более продуктов российской перерабатывающей промышленности. Рост дисбаланса в русско-венгерской торговле в пользу России накануне кризиса обусловлен увеличением цен на энергоносители. Наоборот, заявленная венграми необходимость диверсификации в области поставок энергоресурсов и настойчивая деятельность в этом направлении имеет целью сокращение доли российского импорта в Венгрию для достижения столь желанного для венгерской стороны равновесного баланса в торговле. Поэтому диверсификация импорта энергоносителей и рост венгерского экспорта на самом деле находятся в неразрывной связи в "новой русской" политике Венгрии.

Для запуска и форсирования после 2004 г. этой политики Венгрией были использованы все возможности и проявлена завидная настойчивость. Самое существенное в этой составляющей - остающееся со времен СЭВ знание венграми менталитета и практики российской бюрократии. Вот здесь неминуемо и возникает коррупционный след. А для прикрытия истинных целей и намерений венгерское руководство запустило новый "культур-политик" в российско-венгерских отношениях. В результате ее был создан не имеющий значения для внутренней жизни Венгрии фасад, который, как дымовая завеса, прикрывал истинные течения культурной и идеологической жизни этой страны. Новая "русская культурная политика" при этом никак не отражалась на общем тоне венгерских СМИ, правилом и общепринятым "хорошим" тоном в которых оставалось - о России следует и можно говорить только плохое. Самое позорное в "новой русской" культурной политике это то, что венгры попытались использовать в своих интересах отдельных представителей деморализованных и коррумпированных группок российской столичной интеллигенции для информационного прикрытия своих истинных политических и экономических намерений по отношению к России.

Всю эту систему венгерской политики по отношению к России, созданной еще при либерально-социалистическом кабинете Ференца Дюрчаня, один ведущий российский специалист по Венгрии метко окрестила "венгерским танцем". По-видимому, начитавшиеся Николая Бердяева о "вечно-бабьем" в русской душе, "стратеги" "новой русской политики" активную роль в этом "танце" отводили венграм.

Сбои "венгерский танец" начал давать уже к концу кабинета Ф.Дюрчаня. Из более широкого перечня фактов укажем только наиболее характерные. Так, этот творец "новой русской политики" выступил против приобретения "Сургутнефтегазом" пакета акций MOL (март 2009), против приобретения российским Сбербанком венгерского OTP банка (декабрь 2008). "Банк, проявляющий интерес к ОТР, контролируется российскими властями, и я думаю, что это будет весьма неудачным решением, если российское правительство, пусть даже косвенно, получит существенное влияние в нашем крупнейшем банке, так что мы должны избежать этого всеми силами", - заявил тогда премьер-министр и лидер социалистической партии. После очередной русско-украинской газовой войны Ф.Дюрчань выступил с инициативой совместного предъявления европейцами претензий о возмещении их убытков за недопоставки газа (январь 2009). Российскому правительству пришлось тогда официально дать отповедь венгерскому премьеру.

Итак, опыт российско-венгерских отношений 2004-2009 гг. непреложно свидетельствует:

- ни у Европейского Союза, ни у Соединенных Штатов нет четкой внешней политики в отношении России, из чего логически вытекает отсутствие таковой и у Венгрии;

- венгерское правительство в проведении своей внешней политики по отношению к России продемонстрировало непоследовательность, непредсказуемость, а иногда и склонность к применению двойных стандартов;

- сохранение высокого темпа роста торговых сделок постоянно невозможно, для укрепления сотрудничества необходимы совместные инвестиции.

Кому принадлежат означенные тезисы?... Бывшему послу Венгерской республики в Российской Федерации Арпаду Секею, которого венгры собираются сейчас отправить в тюрьму, в том числе, по-видимому, и за эти горькие для них истины.

В этих условиях новое венгерское правительство Виктора Орбана не придумало ничего лучшего, как предложить Москве очередной тур "венгерского танца". Хотя в сложившихся условиях именно новому участнику венгеро-российских отношений, к тому же имеющему плохую репутацию, необходимо было дать знак доброй воли. Таким направлением должна была стать судьба российских инвестиций в Венгрии. А фидесисты изначально рассматривали их "национальным предательством" интересов своей страны. И это после того, как венгерский энергетический сектор почти в полном объеме в 1995 г. был передан в руки западного транснационального капитала. Что как не двойной стандарт можно усматривать в подобном поведении нового венгерского кабинета?

Венгерские карьерные дипломаты сейчас хвастаются достигнутым уровнем взаимных инвестиций. Объем российских инвестиций в венгерскую экономику оценивается ими в 3 млрд. долларов США. Объем венгерских инвестиций в России оценивается в размере более 2 млрд. долларов США. На самом деле, если сравнивать ВНП, размеры стран, народонаселение, капиталы, то отношение взаимных инвестиций должно составлять такое соотношение: 28 млрд. российских в Венгрию и 2 млрд. венгерских в Россию. Позорно низкий уровень российских инвестиций в Венгрию объясняется только искусственным сдерживанием российского капитала венгерской стороной. Ну, и обратим внимание на то обстоятельство, что при нынешнем состоянии энергетического рынка в Венгрии российские корпорации не смогли бы получить на нем более 20% его объема, заимей они желанную свободу рук в Венгрии. Места на нем, увы, заняты еще в 1995 г. другими солидными игроками.

* * *

Далее о двух проблемных делам в современных русско-венгерских отношениях.

Дело Malev. Венгерское правительство решило еще в начале 1990-х приватизировать ведущую венгерскую государственную авиакомпанию Malev. Но прежде, чем это удалось сделать, было проведено 6 безуспешных тендеров. Российский предприниматель Борис Абрамович впервые попытался приобрести Malev еще в 2004 г. Тогда "венгерская" компания Airbridge, за которой на самом деле стоял он сам, предложила наиболее выгодные условия покупки Malev Венгерскому государству. Но результаты тендера были отменены под давлением оппозиционной партии Фидес и работников профсоюзов, которые рассчитывали на более солидного покупателя - например, British Airways. Прошло два года, тендер был повторен и вновь Airbridge Zrt. оказалась впереди. Для приватизации Malev Б.Абрамович под залог акций Airbridge Zrt. получил кредит Внешэкономбанка РФ (ВЭБ). 26 февраля 2007 г. в Будапеште был подписан контракт между агентством по приватизации Венгрии ÁPV Rt. и этой компанией, которая в итоге получила 99,5% акций Malev (0,5% осталось у миноритариев). Собственно за Абрамовичем в Airbridge Zrt. официально числилось 49% акций. Остальные 51% принадлежали формально венгерским инвесторам, причем 46% было у структур, связанных все с тем же Б.Абрамовичем, и только 5% - у независимого инвестора. Сложная структура владения была выбрана для того, чтобы не возникало проблем с участием авиакомпании в европейском соглашении об открытом небе, поскольку преимущественное владение и эффективный контроль над Malev формально не должны были выйти за пределы Евросоюза. Но уже в декабре 2007 г. Еврокомиссия поставила вопрос перед венгерским правительством: остается ли Malev компанией Евросоюза.

В момент приватизации в парке Malev состояло 26 новых самолетов западного производства, из них 18 Boeing 737NG. Компания еженедельно осуществляла 550 рейсов в 50 городов мира. Объем ее перевозок чуть превышал 3 млн. человек в год. За Malev числилось и прекрасно оснащенное предприятие Aeroplex, обслуживавшее самолеты как западного, так и советского производства. На момент приватизации Malev имел задолженность в 152 млн. евро. Убытки венгерского авиаперевозчика в 2006 г. составили 40 млн. евро.

С приобретением Malev Б.Абрамович планировал выйти на европейский рынок авиаперевозок. Сделать компанию прибыльной он рассчитывал за счет маршрутной сети между Азией, регионами Центральной России и Европы. Для этого ему предстояло соединить интересы европейского альянса OneWorld, в который входил Malev, и российской госкорпорации AiRUnion, созданной указом президента Российской Федерации в мае 2007 г. Б.Абрамович стал ее гендиректором без получения контрольного пакета в этой структуре. Так фактическими владельцами авиакомпании Malev через Airbridge Zrt стали российские акционеры альянса AiRUnion. В 2008 г. AiRUnion планировал закупить для Malev 30 новыx российскиx самолетов Sukhoi Superjet 100 за 1 млрд. долларов. (Соглашение об этом между Malev и SuperJet International было подписано в июле 2009 г., когда AiRUnion уже не существовал). По итогам работы 2007 г. Malev по-прежнему оставался убыточным (82 млн. долларов).

Но вот грянул кризис осени 2008 г. и госкорпорация AiRUnion с треском обанкротилась. Акции Airbridge Zrt., а вместе с ними и активы, по залогу перешли к ВЭБ. Последний в начале 2009 г. передал непрофильный для банка Malev под управление Аэрофлота. Но Аэрофлот не смог организовать дела Malev, не в последнюю очередь из-за того, что сам входил совсем в другое объединение международных авиаперевозчиков - SkyTeam. Таким образом, попытка российских авиакомпаний осуществить экспансию в Европу через Венгрию потерпела крах и с большими убытками для них. В итоге Malev оказался фактически бесхозным, и правительство Венгрии попыталось спасти гибнущую компанию, ренационализировав ее. В феврале 2010 г. после долгих переговоров ВЭБ и Минфин Венгрии подписали соглашение о продаже в собственность правительства Венгрии 95% акций контролируемого российским Внешэкономбанком Airbridge zrt. Капитал авиакомпании был увеличен на сумму около 100 млн. евро. ВЭБ, согласно соглашению, предоставил Malev банковскую гарантию на 32 млн. евро и реструктурировал кредиты, предоставленные банком авиакомпании на срок до 5 лет. Задолженность Malev перед ВЭБ в итоге составила 102 млн. евро. ВЭБ остался крупнейшим кредитором авиакомпании, но и особого бизнеса на продаже акций венгерскому правительству не сделал. Всего ВЭБ потратил на Malev как минимум 170 миллионов евро. Госкорпорация профинансировала приватизацию авиаперевозчика в апреле 2007 г. (102 млн. евро), осенью 2008 г. выдала компании кредит на 30 млн. евро, весной 2009 г. внесла в ее уставной капитал еще ок. 10 млн. евро, потом потратила 8 млн. евро на погашение налоговой задолженности, а в апреле 2009 г. выдала очередной кредит на 20 млн. евро.

В результате сделки и конвертации задолженности перед ВЭБ Malev перешел под контроль ведомства государственных имуществ (MNV). Однако в менеджменте Malev и сейчас продолжают работать люди из Аэрофлота. Осенью 2010 г. венгерская авиакомпания находилась в критическом состоянии из-за долгов, роста цен на топливо и снижения пассажиропотока. По результатам проведенной весной прошлого года проверки комиссии Европейского Союза уровень безопасности международного аэропорта Будапешта Ферихедь (базового для Malev) был снижен до "неясного". Для того чтобы удержать авиакомпанию на плаву, властям Венгрии в 2010 г. пришлось привлечь в нее более 20 млрд. форинтов (96 млн. долл.). В конце 2010 г. сообщалось, что Европейская комиссия начала расследование в отношении принятых правительством Венгрии мер в рамках государственной поддержки Malev в контексте приватизации и последовавшей ренационализации.

24 сентября 2010 г. стало известно, что правительство Венгрии собирается через семь месяцев вновь продать Malev. В конце прошлого года министр развития Томаш Феллеги объявил, что есть два серьезных инвестора, заинтересованных в приобретении Malev. По-видимому, это китайцы и турки. В начале февраля 2011 г. Т.Феллеги заявил, что появился третий потенциальный инвестор и "тоже с Востока". Для новой приватизации венгерское правительство с октября 2010 г. ведет переговоры, чтобы русские окончательно вышли из дела. По неподтверждённой информации, оно предлагало российской стороне за акции компании Malev долю в газовых хранилищах страны. Речь сейчас идет уже о продаже оставшихся у ВЭБ 5% акций Malev, уплате Внешэкономбанку сумм, причитающихся ему по соглашению от февраля 2010 г., и о судьбе текущих кредитов и общей задолженности. В конце декабря 2010 г. министр экономического развития Венгрии заверял общественность своей страны, что соглашение по Malev будет достигнуто в январе следующего года, но этого так и не случилось.

* * *

Дело MOL и "Сургутнефтегаза". Весной 2009 г. российская компания "Сургутнефтегаз" приобрела 21,2% акций венгерской нефтеперерабатывающей компании MOL (Magyar Olaj- és Gázipari Nyrt. - Венгерское нефте- и газопромышленное открытое акционерное общество) у австрийской OMV за 1,4 млрд. евро. Наблюдатели отметили тогда, что россияне щедро переплатили, уплатив за одну акцию MOL 80 евро при тогдашней цене на бирже 41,42 евро.

Эксперты сразу же обратили внимание на тот факт, что приобретение внешних активов до этого не входило в стратегию развития "Сургутнефтегаза", и стали искать объяснение этому странному событию. Возникло несколько версий.

Первоначально казалось, что большая переплата связана со стремлением "Сургутнефтегаза" установить полный контроль над MOL. Правда, было непонятно, как это можно сделать при жесткой позиции венгерского менеджмента, заинтересованного в сохранении своего положения.

По другой версии, "Сургутнефтегаз" в дальнейшем рассчитывал перепродать часть своих акций другим российским компаниям, в частности, "Роснефти" и "Лукойлу". Эта версия, казалось, со временем получает подтверждение тем, что цена акций MOL к настоящему моменту взлетела, и Сургутнефтегаз не останется в убытке при их теперешней перепродаже.

MOL могла заинтересовать российского нефтедобытчика своими заводами по переработке нефти. Их три. Это крупнейший и единственный в Венгрии комбинат в Сазхаломбате, это завод Slovnaft в Братиславе (Словакия) и Mantova в Мантуе (Италия). На НПЗ, принадлежащих MOL, сейчас перерабатывается ежегодно 18 млн. тонн нефтепродуктов, что сопоставимо с мощностью принадлежащего "Сургутнефтегазу" крупнейшего в России Киришского НПЗ (20 млн. тонн нефти). Венгерское и словацкое предприятия модернизированы по последнему слову технологии и позволяют осуществлять глубокую и качественную переработку российской нефти марки Urals. Годовая добыча "Сургута" (ок. 62 млн. тонн нефти) позволяет ему загрузить мощности НПЗ MOL своим сырьем. Однако в этом случае не ясно, как "Сургутнефтегаз" собирается вытеснить из Венгрии основного поставщика MOL - "Лукойл".

Западные эксперты, в свою очередь, стали продвигать версию "заговора Москвы". Согласно ей, российское правительство проникло в MOL по соглашению с австрийцами. Последние были заинтересованы в продвижении российского проекта "Южный поток". Венгерская же MOL является участником конкурирующего консорциума NABUCCO. Австрийское правительство повлияло на OMV, чтобы та продала принадлежавший ей пакет MOL. "Сургутнефтегаз", по этой версии, играет в MOL роль "засланного казачка", с целью вредить проекту NABUCCO. Хотя опять же неясно, как миноритарный акционер может делать это при известных жестких позициях, занятых венгерским менеджментом компании MOL.

Близка к этой другая версия "заговора". Согласно ей, австрийская OMV и российский "Сургутнефтегаз" при сделке изначально действовали в интересах "Газпрома"". Напомним, что OMV является многолетним и надежным партнером российского "Газпрома". В 2005 г. "Газпром" уже проявлял интерес к приобретению у Венгрии 11,8% акций MOL. Оказывается, что, помимо прочего, MOL владеет в Венгрии еще и 5,2 тыс. км магистральных газопроводов. Стратегическая цель "Газпрома" в Европе - приобрести газораспределительные сети и выйти на конечного потребителя. Но почему тогда OMV не продала пакет акций MOL прямо "Газпрому", который является на внешнем рынке более солидным игроком?

Приобретение акций MOL ""Сургутнефтегазом сразу же вызвало возражения и протесты у венгров. Надо представить место этой компании в экономике страны. При ВНП Венгрии в 2008 г. в 196,42 млрд. долларов оборот MOL в тот год составил 20,58 млрд. долларов. Эта компания с ее трансрегиональной составляющей остается одним из основных налогоплательщиков в венгерскую казну, демонстрируя постоянный и устойчивый из года в год рост налоговых отчислений.

Тогдашний премьер-министр Венгрии Ф.Дюрчань сразу же открыто объявил себя противником сделки по MOL "Сургутнефтегаза". По его словам, во время заключения в Москве договора об участии Венгрии в строительстве "Южного потока" в марте 2009 г., т. е. за две недели до сделки между "Сургутом" и OMV, русские никак не известили его об этом. Причем, в ходе бесед глав правительств затрагивались и вопросы, касающиеся MOL, в частности, создания совместного предприятия MOL и Газпрома, сооружения крупного подземного газохранилища на территории Венгрии. По словам тогдашнего министра финансов в социалистическом кабинете Яноша Вереша, новость о покупке Сургутнефтегазом акций MOL стала неприятным сюрпризом для кабинета министров Венгрии.

Находившаяся в оппозиции в то время партия Fidesz сразу же обвинила Дюрчаня и его правительство в национальном предательстве и пообещала вернуть ушедшие к "Сургутнефтгазу" акции MOL. Против владения "Сургутнефтегазом" акций MOL публично выступил тогдашний президент Венгрии Ласло Шойом. Венгерская сторона стала требовать расследования обстоятельств сделки.

Для того, чтобы не пустить Сургутнефтегаз в круг акционеров, правление MOL изменило свой устав. В частности, в него было внесено положение, требующее от номинального держателя акций раскрытия бенефициариев. В противном случае, он не включался в реестр акционеров. Это обстоятельство не позволило российской компании принять участие уже в двух собраниях акционеров MOL.

"Сургутнефтегаз" попробовал добиться своих прав через венгерский суд. Но в итоге проиграл процесс в двух судебных инстанциях страны - последний раз в ноябре 2010 г. Регистрационная палата Будапешта также отказалась пойти навстречу российской компании и внести ее в реестр действующих в Венгрии иностранных фирм.

30 мая 2010 г. новые венгерские власти начали переговоры с "Сургутнефтегазом" о выкупе его доли в MOL. 22 октября 2010 г. министр развития Венгрии Томаш Феллеги в интервью агентству Bloomberg сообщил о планах венгерского правительства выкупить у компании ""Сургутнефтегаз пакет акций MOL. В СМИ появились возможные параметры сделки. Венгерское правительство не заинтересовано в увеличении государственного долга страны, поэтому выкуп будет произведен через венгерскую государственную компанию MVM.

Деньги, предназначенные для "Сургутнефтегаза", будут получены в виде кредита этой компанией. Осенью 2010 г. конфликт вокруг венгерского актива "Сургутнефтегаза" вышел на уровень высшего политического руководства двух стран. Министр развития Венгрии Томаш Феллеги объявил тогда, что представители Российской Федерации и Венгерской республики желают разрешить до конца 2010 г. весь комплекс вопросов, касающийся проблем энергетического сектора. Этой цели должна была послужить встреча глав правительств обеих стран. Среди комплекса проблем энергетического сектора стоял и упомянутый министром вопрос о доле "Сургутнефтегаза" в акциях MOL.

Официальные представители российской власти попробовали перед этой встречей апеллировать к Евросоюзу. В ноябре 2010 г. прошла встреча заместителя премьера РФ Игоря Сечина с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Оттингером, на которой вице-премьер искал содействия Еврокомиссии в положительном для российской стороны разрешении проблемы. Затем российский премьер Владимир Путин во время своего визита в Берлин на встрече с руководителями ведущих германских компаний публично обвинил венгерскую сторону в несоблюдении прав российского инвестора - "Сургутнефтегаза". Тем не менее, на состоявшихся перед визитом Орбана в Москву предварительных переговорах между министром развития Венгрии Т.Феллеги и первым вице-премьером России В.Зубковым, результатов достигнуто не было. Вслед за этим российский премьер Владимир Путин и его венгерский коллега Виктор Орбан 30 ноября 2010 г. действительно специально обсуждали в Москве вопросы, связанные с данным конфликтом. Договоренности на встрече опять достигнуто не было. В конце прошлого года министр развития Венгрии Т.Феллеги заявил, что переговоры по MOL продвигаются крайне медленно.

На сегодняшний момент венгерская сторона предлагает все спорные вопросы, в частности, по MOL и Malev решать соглашением одним пакетом в ряду с другими вопросами. Это сдерживает дело и создает неопределенную ситуацию в венгеро-российских отношениях. Решение "пакетом" скрыло бы недобросовестное с венгерской стороны поведение в деле с российскими инвестициями. Венгры хотели бы добиться уступок по стоимости долей MOL и Malev. Взамен они предлагали допуск русских к реконструкции венгерской АЭСи в Пакше, поставки российскими производителями поездов венгерскому метрополитену, льготный режим продажи газа в Венгрии. Получается, что допуск российских фирм к проектам обуславливается положительным для венгерской стороны решением спорных вопросов. Это напоминает скрытый диктат. После того, как переговоры по пакету акций "Сургутнефтегаза" в МOL и российскому участию в Malev застопорились и зашли в тупик, венгры пустили в ход шантаж, начав раскручивать теперь уже и в России коррупционный скандал "по делу Керки", главной российской целью в котором в Венгрии уже указан крупный предприниматель и куратор российской государственной программы инноваций Виктор Вексельберг, за которым СМИ Венгрии уже обозначают самого Владимира Путина.

После всего этого вопрос участия "Сургутнефтегаза" в MOL стал носить для российской стороны репутационный и государственный характер. Создавать прецедент отступления под давлением наглого правительства страны из числа новобранцев "новой Европы", и без того выступающих в отношении России главными генераторами политических и исторических претензий, авангардом правящего национализма и ревизионизма, реабилитирующих своих гитлеровских коллаборационистов, пытающихся диктовать главным донорам ЕС, трезвомыслящим странам "старой Европы" (Германии, Франции, Италии) свои архаичные русофобские комплексы, - нельзя.

Неприятным в деле "Сургутнефтегаза" является и то, что с 2006 г. российская сторона допустила MOL к освоению Байтуганского нефтяного месторождения в Волго-Уральском регионе, Матюшкинского и Квартового нефтяных месторождений в Томской области России. Тогда это являлось своеобразным жестом доверия венграм.