Глава Минобразования Латвии: Изгнание русского языка из школы не планируется

Рига, 22 февраля 2011, 00:15 — REGNUM  

В прошлую пятницу, в прямом эфире, в гостях у ведущей программы Латвийского радио "Действующие лица" Валентины Артеменко встретились министр образования и науки Латвии Роланд Брокс (Союз зеленых и крестьян) и два журналиста не чуждые системы образования - доктор географических наук Юрис Пайдерс и магистр истории и педагогики Александр Малнач. Разговор с министром образования и науки начался с обсуждения недавнего решения правительства отложить на год введение в программу первого класса изучения английского языка с целью сэкономить около одного миллиона евро. ИА REGNUM приводит интервью с незначительными сокращениями.

"С точки зрения педагогов, обучение иностранному языку с первого класса очень важно, поскольку это помогает его лучшему освоению. И деньги, которые мы планировали потратить на эти цели были найдены за счет экономии внутри системы и мы бы не хотели, чтобы их изъяли из системы образования", - пожаловался министр.

Юрис Пайдерс: Дети, выходя из школы и свой родной - латышский язык - знают очень плохо, а вы говорите английский с первого класса. Может быть, стоит больше уделять внимания изучению родного языка?

Роландс Брокс: Конечно, латышскому языку надо уделять повышенное внимание, но английский с первого класса уже существует как факультативный предмет и, по статистике министерства образования, его выбирают более 90% родителей. То есть, общество готово к тому, чтобы дети изучали английский с первого класса.

Валентина Артеменко: А вы согласны с тем, что выпускники школ не знают латышского языка?

Р.Б.: Единственные объективные данные, которые имеются в нашем распоряжении, это результаты централизованных экзаменов, а они не показывают какого-то ухудшения знаний латышского языка.

А.М.: Для Вас результаты экзаменов истина в последней инстанции? Вы не отслеживаете разницу между реальными знаниями выпускников школ и показываемыми на экзаменах?

Р.Б.: Другого средства измерения, кроме централизованных экзаменов, в нашем распоряжении на данный момент нет.

Ю.П.: Критерием здесь может служить мнение работодателей, которых интересуют не атестаты тех, кто приходят к ним на работу, а их реальные знания. У меня в группе из 30 магистров-природоведов при решении одной проблемы нужно было применить определенный интеграл, и выяснилось, что сколько-нибудь общее представление о том, что такое интеграл имела одна девушка, которая заканчивала школу в Германии. Мне кажется, что теперешнее поколение совершенно неконкурентоспособно в науке, поскольку они не знают элементарных вещей и большинству из них в науке делать нечего. Кого мы готовим в средней школе?

Р.Б.: Вопрос содержания образования - предмет дискуссий. Но я не согласен с тем, что наши выпускники ничего не знают. Вчера премьер-министр награждал дипломами победителей международных олимпиад по всем предметам: математике, физике, информатике, биологии... И те наши дети, которые по программе обмена учатся в школах на Западе, говорят, что в наших школах требования выше, и что на Западе учиться легче.

В.А.: Некоторые латвийские политики считают, что нужно отказаться от образования на русском языке. Как вы на это смотрите?

Р.Б.: В Латвии существует так называемое билингвальное образование, и, судя по результатам экзаменов, внедрение билингвизма в латвийских школах с русским языком обучения продвигается успешно. На этой неделе в Латвии побывал верховный комиссар ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств Кнут Воллебек, который тоже дал положительную оценку нашему билингвальному образованию. Думаю, нет смысла менять систему, которая хорошо работает. Во-вторых, прежде чем говорить о каких-либо реформах в системе образования, прежде чем говорить о переводе всех школ на латышский язык обучения, надо посмотреть готовы ли учителя, готова ли программа, сколько все это будет стоить и что думают специалисты по этому поводу, переговорить с ними. Насколько мне известно, этого не было и такая реформа не даст хорошего результата.

А.М.: В будущем, как вы считаете, это все-таки возможно?

Р.Б.: Я думаю, ножно продолжать реформу билингвального обучения.

А.М.: Упомянутый вами г-н Воллебек назвал латвийскую модель двуязычия в системе образования примером для подражания, а между тем в Латвии не готовят учителей-предметников, которые могли бы работать в рамках этой модели в школах с русским языком обучения. Таким образом, через несколько лет эта модель прекратит существование сама собой. Почему не решается эта проблема и почему Латвия не готовит преподавателей для русских школ?

Р.Б.: Я не думаю, что преподавателей не готовят. Вопрос в их количестве. Вопрос в том, хотят ли студенты выбирать эти профессии?

Ю.П.: Я не в восторге от этой системы. Государственным вузам в Латвии запрещено обучать на русском языке. Такая норма в свое время была принята при жестком лоббировании со стороны частных вузов. Сейчас мы могли бы осуществлять экспорт образования в тех областях науки, в которых мы сильны -биологии, химии, физике, математике, медицине. Но существует запрет на обучения в вузах на русском языке. Это специально так сделали, чтобы НЕ экспортировать? Не считаете ли вы что надо менять эту систему?

Р.Б.: С марта 2010 года государственные вузы могут обучать студентов на любом официальном языке Евросоюза, а не только на латышском языке, как это было раньше. Вы упомянули медицину. Так вот, в Университете им. П.Страдыня - бывшая медицинская академия - 95% иностранных студентов-медиков приехали из трех стран: Германии, Швеции и Дании.

Ю.П.: Но почему сохранился запрет на образование на русском языке, когда мы могли бы экспортировать его в Казахстан, Россию, Украину, Белоруссию...

Р.Б.:... Азербайджан. Я встречался с послом Азербайджана в Латвии и тот сказал, что его страна более заинтересована в том, чтобы азербайджанские студенты учились в вузах Латвии на английском языке.

Ю.П.: Судя по тому, какие демографические процессы происходят в Латвии, через три-четыре года в наших школах будет наполовину меньше детей, чем в 2000 году. Понадобится наполовину меньше учителей и наполовину меньше зданий. А ведь в некоторых регионах число детей сократится еще больше, чем в среднем по стране. Когда наши западные кредиторы требуют от нас проведения структурных реформ, то они говорят: "Надо не закрывать школы, а делать их маленькими". Что вы думаете?

Р.Б.: По нашим данным, через три года число учащихся в средней школе снизится на 25% от уровня 2011 года. С 2009 года проводится реорганизация и закрытие школ. Реформа продвигается. Мы ввели принцип "деньги следуют за учеником" - больше денег идет в те школы, где учится больше детей. Дальше начинается компетенция самоуправлений: именно муниципалитеты определяют конфигурацию школьной сети. Министерство образования только согласовывает готовые решения самоуправления. Мы предлагаем местным властям идти по пути создания многофункциональных образовательных центров: чтобы школы не пустовали, в них могут обучаться взрослые, могут проводиться различные курсы для населения и т.д.

Ю.П.: Но нередко самоуправления не закрывают полупустую школу, чтобы не пересматривать тариф на тепло в сторону повышения и не перекладывать его на население...

А.М.: Меня как раз пугает другая тенденция, когда столичное самоуправление одну за другой уничтожает школы, которые могди бы продолжать работать...

В.А.: Ну, это ваши заботы, а у нас в гостях министр и у нас есть к нему вопросы...

А.М.: Так в том то и вопрос, почему руководство отрасли вместо того, чтобы повышать качество обучения в школах, которые считаются как бы плохими и якобы из-за этого теряют детей, предпочитает их закрывать, т.е. лечит головную боль путем отсечения головы.

Р.Б.: На работу любой школы надо смотреть с нескольких сторон. Самое главное - это качество образования, за которое в школе отвечает директор. Не только министерство отвечает за это, но и те люди, которые работают в школе. Во-вторых, имеет значение, насколько эта школа наполнена. И, в-третьих, надо смотреть с экономической точки зрения. Если рядом, в ста метрах друг от друга, находятся две полуполные школы, то я не вижу логики в том, чтобы их содержать.

Ю.П.: Но та волна сокращения числа детей, которая накроет школу через три-четыре года, несколько позже докатится и до вузов. Что планирует министерство на этот случай?

Р.Б.: Единственное, что позволит вузам продолжить работу - это экспорт высшего образования, интернационализация высшей школы. С помощью еврофондов мы сможем пересмотреть программы высшего образования и сможем переподготовить в соответствии с ними преподавателей, чтобы те могли учить студентов на официальных языках Евросоюза. Это единственная мера, которая должна проводиться уже сегодня...

Ю.П.: Но тогда опять возникает вопрос: почему в госвузах Латвии запрещен русский язык, когда старое поколение преподавателей еще может осуществлять на нем экспорт образования? Это политическое решение? Р.Б.: До сих пор это было политическое решение. И когда этот вопрос снова был поднят в Сейме прошлого созыва, то парламент решил, что русский язык в госвузах допустим только при обучении по программам филологии.

Ю.П.: А вы логику такого решения можете объяснить?

В.А.: Однако, радиослушателей интересуют более конкретные вещи. Что будет с маленькими школами в условиях системы "деньги идут за учеником"? Они останутся без финансирования и погибнут?

Р.Б.: Сам принцип правильный и он останется, но мы работаем над усовершенствованием этой формулы. Часть школ в процессе оптимизации школьной сети уже закрылась и нужно посмотреть что мы имеем на сегодняшний день, прежде чем двигаться дальше. Мы не можем забывать о социальной функции школы, особенно в сельской местности. Министерство распределяет финансы по самоуправлениям в соответствии с числом учащихся на его территории, а дальше местные власти перераспределяют средства по школам. Насколько я знаю, во многих местах самоуправления недоплачивают большим школам для того, чтобы содержать маленькие. Школы действительно выполняют социальную функцию, но будем честными до конца - деньги на социальные функции должны даваться отдельно от тех средств, что дает министерство образования. За два года бюджет министерства снижен на 260 млн. латов (364 млн. евро) и система образования уже не может тянуть социальную функцию.

В.А.: В этом году, чего ожидать учителям, например, в отношении зарплат?

Р.Б.: В этом году учительские зарплаты останутся такими же, как в 2010 году. Фонд зарплат на 2011 год не снижен.

Ю.П.: Консолидация бюджета, еще не законченная, коснется министерства образования? На что вы готовы согласиться и в каком случае вы откажетесь дальше работать?

Р.Б.: Система образования в Латвии консолидирована до предела. У нас не осталось ни одной программы, где дополнительное сокращение финансирования не повлекло бы за собой того, что эта программа перестанет выполнять свою основную функцию.

А.М.: А сколько в процентном отношении от бюджета министерства составляют административные расходы?

Р.Б.: Общий бюджет, если не ошибаюсь (пауза), примерно (пауза), 200 млн. латов (280 млн. евро), а зарплаты административного аппарата - 1,7 млн. латов (около 2,4 млн. евро).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.03.17
«Война за сельхозземли Ставрополья разрушает крупные хозяйства»
NB!
30.03.17
Путин напомнил президенту Исландии, что его страна многим обязана СССР
NB!
30.03.17
Обстрел генерального консульства Польши в Луцке: кто виноват?
NB!
30.03.17
Глава Финляндии решил узнать, как выглядит мир с точки зрения Путина
NB!
30.03.17
Киев — Польше, Словакии и Румынии: «Грузия научит ВСУ воевать в горах»
NB!
30.03.17
«Дефицит госбюджета вырос на 50% из-за блокады»: обзор экономики Украины
NB!
30.03.17
Умирающая углепромышленность Украины: Свой уголь стоит, как импортный
NB!
30.03.17
Украинский капкан
NB!
30.03.17
The Daily Express: «Британия вновь стала самостоятельной»
NB!
30.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 30 марта
NB!
30.03.17
Эстония: Русофобия – стержень государства
NB!
30.03.17
Министры из Прибалтики просили США вооружить Украину против России
NB!
30.03.17
Влияние курса нацвалюты на экспорт по оценке Нацбанка Казахстана: отчет
NB!
30.03.17
Швед получил письмо, адресованное Путину
NB!
30.03.17
«Посол Испании в Киеве за свои слова о России не ответил»
NB!
30.03.17
Путин высказался о несогласованных митингах 26 марта
NB!
30.03.17
Путин: Россия рада климатическим изменениям в Арктике
NB!
30.03.17
Восемь интересных фактов о доходах государственного бюджета Казахстана
NB!
30.03.17
Путин: «читайте по губам: No»
NB!
30.03.17
«Дорогой рубль просто кому-то нужен»
NB!
30.03.17
Банкротство Westinghouse — трезвым взглядом
NB!
30.03.17
Глава ФМБА обвинил WADA в двойной игре