В Архангельском областном суде идет слушание дела о захвате пиратами судна Arctic Sea, принадлежащего компании "Солчарт-Архангельск". По показаниям пиратского капитана, заказчиком рискованной авантюры является эстонский бизнесмен, политик, бывший офицер контрразведки и бывший военный советник президента Грузии Михаила Саакашвили Ээрик-Нийлес Кросс.

Газета "Бизнес-класс. Архангельск" подробно рассказала, как и с какими целями был произведен захват судна. Источником этой информации стали сами пираты, которые рассказали об этом суду.

Напомним, сухогруз с экипажем из 15 архангельских моряков следовал из Финляндии в Алжир и был захвачен у берегов Швеции в ночь с 23 на 24 июля 2009 года группой пиратов из восьми человек. Судно обнаружили 16 августа в Атлантике недалеко от африканского островного государства Кабо-Верде. Пираты сдались при подходе к сухогрузу военного корабля Черноморского флота РФ "Ладный" 17 августа. По оценке следственных органов, стоимость захваченного судна составила более 124 млн рублей, а перевозимого на нем груза древесины - более 88 млн рублей. Кроме того, подсудимые обвиняются в хищении личного имущества членов экипажа судна на сумму более 700 тысяч рублей.

Сейчас в Архангельском областном суде идет рассмотрение уголовного дела в отношении захватчиков сухогруза: Дмитрия Бартенева (гражданин РФ), Виталийса Лепинса (гражданин Латвии), Евгения Миронова (гражданин Эстонии), а также не имеющих гражданства Алексея Андрюшина, Алексея Булеева и Игоря Борисова. Они обвиняются в пиратстве (ч. 3 ст. 227 УК РФ). Все шестеро подсудимых частично признают свою вину. При этом трое из них дали показания в начале процесса, а ещё трое захотели сделать это после допроса свидетелей, осужденных ранее: Дмитриса Савинса, Андрея Лунева и Сергея Демченко. Такая позиция объясняется просто: почти все они до сих пор находились в неведении по множеству вопросов этого дела - изначально каждого из них "нанимали" якобы для охраны морских грузов и досмотра судов. О том, что стали пиратами, они поняли лишь на сухогрузе. Даже настоящее имя своего предводителя - Дмитриса Савинса - стало известно рядовым исполнителям лишь на "Ладном". До того момента Савинс был для них просто Иваном.

Первым в зале архангельского суда появился Андрей Лунёв. Однако присутствующих в суде ждало разочарование. Лунёв сослался на тяжелую травму головы, которую получил на "Ладном". Травма, по его словам, сказалась на "долгой памяти", и теперь он почти не помнит деталей подготовки пиратов и дальнейшего захвата сухогруза. Лунев также утверждает, что его показания могут представлять опасность для родственников, находящихся в Эстонии, которым угрожают неизвестные.

Следующим перед судом предстал капитан Дмитрис Савинс. С высшим морским образованием, отменным чувством юмора, 37-летний пиратский капитан (на момент захвата ему было 35), а в прошлом капитан дальнего плавания и успешный европейский бизнесмен Савинс обладает завидной памятью. С легкостью отвечал на все вопросы обвинения, защиты и потерпевших, раскрывая такие подробности своей операции, о которых до недавнего времени даже не догадывались его подчиненные.

Наиболее оживленные споры сторон в суде вызывает вопрос нахождения судна в момент его захвата. Если исходить из маршрута, который проложен на судовой карте, Arctic Sea в момент нападения шёл вне территориальной зоны Швеции, между островами Оланд и Готланд. Но координаты, отмеченные на маршруте за час до визита пиратов, не совпадают с координатами, занесенными в судовой журнал. Если верить последнему, Arctic Sea находился почти в 12 милях от указанного на карте маршрута, в территориальных водах Швеции.

Стоит отметить, что шведские власти изначально заявляли, что инцидент с нападением на судно произошел в территориальных водах королевства. Но после скандальных версий о перевозке нелегального оружия поспешили сменить позицию, открестившись от прибалтийских пиратов русского происхождения. Комментируя позицию Швеции, посол в России Томас Бертельман заявил, что его страна участвовала в расследовании наряду с представителями Финляндии, Мальты и России, захват судна произошел не в шведских территориальных водах, а в международных водах, но в шведской экономической зоне. "В этом существенное различие, это дело - не предмет шведской юрисдикции", - подчеркнул дипломат.

Тем не менее шестеро архангельских подсудимых, похоже, ещё питают надежды стать подсудимыми европейского государства. Российские законы по статье о пиратстве предполагают наказание от 10 до 15 лет заключения. А в Швеции пираты получили бы около четырех лет тюрьмы. Но, по мнению российских адвокатов, передать их подопечных под юрисдикцию Швеции не удастся, хотя и есть призрачные перспективы в Евросуде. Адвокаты лишь надеются на переквалификацию уголовного дела с "пиратства" на "угон". И в этом вопросе точка на карте играет немалую роль. "Тогда подсудимые смогут рассчитывать на наказание от 8 лет лишения свободы", - считает адвокат Оксана Грушецкая.

По словам свидетеля обвинения Дмитриса Савинса, координаты, указанные в судовом журнале, соответствуют морским путям, по которым следуют суда в Балтийском море, соответственно, судно могло там быть. Потерпевшие - капитан Сергей Зарецкий и директор "Солчарт-Архангельск", тоже бывший капитан, Николай Карпенков - настаивают на маршруте Arctic Sea за пределами шведских территориальных вод. Зарецкий утверждает, что в журнале координаты спорной точки записаны неверно, закралась обычная человеческая ошибка при их записи. По его мнению, следует верить координатам, указанным непосредственно на карте.

"Эти карты являются многоразовыми, маршруты на них прокладываются карандашом, а затем, перед следующим рейсом, стираются. Кроме того, перед отправкой на "Ладный" я лично стирал все отмеченные нами маршруты на всех картах", - заявил Савинс, настаивая на версии захвата судна именно в территориальных водах Швеции.

Подсудимый Игорь Борисов заявил ходатайство, назвав представленную карту сфальсифицированной, и попросил направить запрос о ходе следования сухогруза Arctic Sea в ночь на 24 июля 2009 года в посольство Швеции. Ходатайство суд отклонил. "Маршрут проходил так, как указано на карте, а при записи в журнал закралась ошибка. Во-первых, мы не стали бы заходить в территориальные воды Швеции, поскольку у береговых властей возникли бы к нам вопросы. Во-вторых, мы шли традиционным маршрутом в Алжир, который не проходит в территориальных водах Швеции, и отклоняться от курса просто не имело смысла", - уверен Зарецкий.

Заказчиком рискованной авантюры в Балтийском море, по показаниям Савинса, является эстонский бизнесмен, политик, бывший офицер контрразведки и бывший военный советник президента Грузии Михаила Саакашвили - Ээрик-Нийлес Кросс. По версии Савинса, Кросс решился на захват судна, преследуя две основные цели. Во-первых, он намеревался получить солидный выкуп за судно, груз и жизни моряков и тем самым поправить своё финансовое положение, которое пошатнулось на фоне мирового экономического кризиса. Во-вторых, Кросс предполагал поднять спрос на услуги морской охраны грузов в Балтийском море.

Говоря о себе, Савинс замечает, что лично у него не было корыстных интересов. "В моей семье произошла трагедия, и мне нужно было окунуться с головой во что-то новое, возможно, я хотел совершить самоубийство и, фактически, это сделал", - говорит он. Давая показания в Архангельском суде, Савинс оговорился, что сейчас понимает - за всей этой историей было что-то ещё. Но что именно? Сам пиратский капитан ответить на этот вопрос не может.

Тем не менее, морские эксперты за время, прошедшее с момента захвата судна, высказали немало версий, что же на самом деле скрывается за захватом сухогруза. Одно из предположений говорит о финансовой афере, сговоре пиратов с владельцами судна, о попытке поменять суда Arctic Sea и Jon Jin 2. Jon Jin 2 должен был быть затоплен под видом Arctic Sea, а настоящий Arctic Sea, уже переименованный в Jon Jin 2 исчезнуть на просторах океана с ценным грузом. Таким образом, владельцы Arctic Sea получили бы страховку, а захватчики - новое, официально существующее судно взамен устаревшего и, соответственно, груз. Версия гладкая, если не обратить внимание на разницу длины, в целом похожих судов. Рано или поздно подлог должен был всплыть: первая же комиссия обнаружила бы, что Jon Jin 2 стал вдвое короче.

Другая версия говорит о том, что судно перевозило некие ракеты на продажу одной из ближневосточных стран. Кросс решил получить оружие или сорвать сделку по его продаже. В эту пользу говорят те факты, что после исчезновения Arctic Sea на высшем политическом уровне прошел ряд незапланированных встреч. Например, по данным израильских средств массовой информации, 7 сентября того же года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил тайный визит в Москву и предложил России самостоятельно прекратить перевозку во избежание публичного скандала. Теоретически, спецслужбы могли заставить молчать Савинса и разработать новую легенду, ведь с момента его доставки в "Лефортово" и до соглашения со следствием прошло почти полгода.

Часть наблюдателей поддерживают экономическую версию, отмечая, что сам Кросс остался неприкосновенен. Настолько неприкосновенен, что в январе 2011 года российские власти отказали ему в выдаче визы для поездки в Москву. То есть правосудию, по странному стечению обстоятельств, не нужен Кросс, которого здесь могли бы, по меньшей мере, допросить или даже арестовать. Оставаясь в таком положении, бизнесмен с легкостью может владеть какой-либо компанией, занимающейся охраной морских грузов в Балтийском море. Ведь, несмотря на провал операции по захвату сухогруза, спрос на подобные услуги должен был вырасти. Таким образом, одна из возможных целей Кросса была достигнута. И в сухом остатке, никаких тайн в истории Arctic Sea больше нет. Осталось лишь дождаться последней точки - приговора суда.

"Объем доказательной части дела большой, окончательно свою позицию мы выскажем по итогам судебного следствия. Пока у нас нет оснований сомневаться в квалификации, которую дали органы предварительного следствия: пиратство, нападение на морское судно с применением насилия. Всем подсудимым грозит от 10 до 15 лет заключения", - прокомментировал ход судебного процесса гособвинитель, представитель прокуратуры Архангельской области Дмитрий Смирнов.

Газета "Бизнес-класс. Архангельск" опубликовала все события по этому делу по порядку:

Осенью 2008 года Ээрик-Нийлес Кросс предлагает Дмитрису Савинсу осуществить захват какого-либо судна с целью получения выкупа и повышения спроса на морские охранные услуги в Балтийском море.

В январе 2009 года Савинс начинает подбор группы и подготовку к захвату.

В марте 2009 года Савинс впервые слышит от Кросса упоминание о сухогрузе Arctic Sea в качестве возможной цели захвата.

24 июня - 17 июля - Arctic Sea находится в Калининграде на ремонте.

17 июля - судно заходит в посёлок Светлый, где на борту работает комиссия и дает разрешение на выход в море.

20-22 июля - сухогруз в пору Якобстад, Финляндия. Загрузка, выход в рейс в порт Беджайя, Алжир, предполагаемая дата прибытия 3 августа.

24 июля, ориентировочно в 1.00 - 1.30, в районе шведского острова Готланд пираты под видом спецназа осуществляют захват судна. Примерно в 5.00 окончание захвата. В полдень капитану Зарецкому удаётся послать SMS судовладельцу с информацией о захвате судна. Через десять минут Савинс принимает решение об эвакуации. Однако горючего для собственного катера нет, в течение нескольких последующих дней купить его у береговых агентов разных стран не удаётся.

28 июля - проход Ла-Манша.

30 июля - в прессе появляется новость о балтийских пиратах.

31 июля - сигнал AIS отключен. Судно меняет курс. Его перекрашивают под кубинское судно "Tania", а затем меняют название ещё раз, маскируя под северокорейский сухогруз Jon Jin 2.

2 августа - Савинс начинает тянуть время, ожидая помощи в эвакуации, делает первые звонки директору компании-судовладельцу "Солчарт" Виктору Матвееву с требованием о выкупе в размере 1,5 млн евро. Судовладелец заявляет об исчезновении сухогруза Arctic Sea.

3 августа - Савинс начинает переговоры с директором "Солчарт-Архангельск" Николаем Карпенковым.

12 августа - пресс-служба Кремля сообщает, что президент России поручил министру обороны принять меры по обнаружению Arctic Sea.

14 августа - СМИ со ссылкой на береговые службы Кабо-Верде информируют, что сухогруз замечен у островов Зеленого мыса и что "Ладный" отправляется на его перехват.

16 августа - Arctic Sea набирает скорость и идет на юг. Ночью его обнаруживает российский военный корабль "Ладный" и пытается идентифицировать. Савинс тянет время и отдает приказ об уничтожении оружия, одежды, снаряжения пиратов.

17 августа - Савинс принимает требования "Ладного" и переправляется на порт военного судна вместе с остальными участниками захвата и членами команды Arctic Sea.